Дело № 2-558/2024
11RS0009-01-2024-000683-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Фикс Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 01 июля 2024 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района к Администрации муниципального района «Княжпогостский», МКУ «Городское хозяйство» о возложении обязанности провести меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест их размещения,
установил:
Прокурор Княжпогостского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест их размещения на земельных участках, находящихся вблизи дома № 78 по ул. Дзержинского, домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми, мотивируя тем, что указанные коммунальные отходы относятся к IV-V классам опасности для окружающей среды, их размещение в месте не предназначенном для их размещения нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, подрывает государственную политику в названной сфере правоотношений и авторитет органов местного самоуправления, обязанность по ликвидации которых в силу пункта 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принцах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1990 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», решения Совета городского поселения «Емва» от 21.06.2022 № III-8/50 о передачи части полномочий городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский» лежит на ответчике.
Протокольным определением от 04 июня 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Городское хозяйство», освободив от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора.
Старший помощник прокурора Княжпогостского района Куприянова О.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит обязать МКУ «Городское хозяйство» до истечения трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированного мест их размещения на земельных участках вблизи дома № 78 по ул. Дзержинского, домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми, обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» выделить денежные средства МУК «Городское хозяйство» для ликвидации твёрдых коммунальных отходов, размещенных в несанкционированных местах их размещения.
Представитель ответчика – Администрации муниципального района «Княжпогостский» Синица Д.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что твердые коммунальные отходы с несанкционированных мест их размещения убраны МУК «Городское хозяйство», в чьи полномочия входит организация сбора и транспортирования коммунальных отходов.
Соответчик МКУ «Городское хозяйство», надлежаще извещенное, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося соответчика.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, установил следующее.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Несанкционированные места размещения отходов находятся на территории муниципального образования городского поселения «Емва».
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Данное полномочие городского поселения «Емва» на основании Совета муниципального района «Княжпогостский» принято к исполнению органами местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский» с 01 января 2023 года на срок до 31 декабря 2025 года.
Согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации ( пункт 15)
Собственник участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18).
На основании пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что 26 марта 2024 года Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми по требованию прокуратуры Княжпогостского района проведен осмотр территории городского поселения «Емва» (ул. Дзержинского, ул. Сенюкова в г. Емве), в ходе которой вблизи многоквартирного дома № 78 по ул. Дзержинского, домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова в г. Емве (около контейнерных площадок) обнаружены места сброса отходов размерами 3м*5м*1,5 м, 5м*2м*1м, 7м*4м*1м, которые по составу относятся к IV и V классу опасности для окружающей среды. Собственник отходов не установлен.
В связи с наличием коммунальных отходов в местах не предназначенных для их складирования прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» принять меры по сбору и транспортированию указанных твердых коммунальных отходов.
При рассмотрении дела установлено, что для осуществления принятых полномочий администрацией муниципального района «Княжпогостский» учреждено МКУ «Городское хозяйство», в уставе которого закреплено, что учреждение осуществляет мероприятия в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных бытовых отходов, а также благоустройства территории поселения (пункт 2.2.1). Финансовое обеспечение учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения учреждения являются средства бюджета муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» (пункт 4.10).
В ходе рассмотрения настоящего дела МКУ «Городское хозяйство» 06, 22, 23 мая 2024 года провели работу силами <данные изъяты> (на основании договора) по ликвидации мест несанкционированного размещения коммунальных отходов вблизи домов №№ 22, 99 по ул. Сенюкова, № 78 по ул. Дзержинского в г. Емва, что подтверждается актами выполненных работ и фотоматериалами, договорами, заключенными с <данные изъяты>
04 июня 2024 года Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проведена проверка мест несанкционированного размещения коммунальных отходов и установлено, что коммунальные отходы убраны с земельных участков не полностью, что подтверждается протоколом осмотра от 04.06.2024 № 26 кня-эко.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что земельные участки, на которых размещены коммунальные отходы, не являются объектом, предназначенным для размещения отходов потребления и производства, отходы находятся на землях городского поселения «Емва», собственники данных отходов не установлены, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в рассматриваемом случае лежит на МКУ «Городское хозяйство», а финансирование данной деятельности -на администрации муниципального района «Княжпогостский» в обеспечение исполнения переданного полномочия муниципальным образованием городского поселения «Емва», поскольку МКУ «Городское хозяйство» вправе и обязано оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок на территории городского поселения, а администрация района обязана выделить на эти цели финансовые ассигнования, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению. Надлежит обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» до истечения трех месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКУ «Городское хозяйство» для ликвидации твёрдых коммунальных отходов, размещенных в несанкционированных местах их размещения на земельных участках вблизи дома № 78 по ул. Дзержинского, домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми, обязать МКУ «Городское хозяйство» до истечения трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированного мест их размещения на земельных участках вблизи дома № 78 по ул. Дзержинского (координаты 62°35/57,5/с.ш., 50°53/10,6//в.д.; 62°35/57,7//с.ш., 50°53/10,5//в.д.; 62°35/57,6//с.ш., 50°53/10,6//в.д.), домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова (координаты 62°36/09,6//с.ш., 50°53/02.6//в.д.; 62°35/58,7//с.ш.,50°52/07,3//в.д.; 62°35/58,6//с.ш., 50°52/07,5/в.д.) в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми.
Прокурор и администрация муниципального района «Княжпогостский», являясь органом местного самоуправления, МКУ «Городское хозяйство», осуществляющее полномочие органов местного самоуправления, в силу пунктом 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района прокуратуры Республики Коми удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» до истечения трех месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКУ «Городское хозяйство» (<данные изъяты>) для ликвидации твёрдых коммунальных отходов, размещенных в несанкционированных местах их размещения на земельном участке вблизи дома № 78 по ул. Дзержинского, домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми.
Обязать МКУ «Городское хозяйство» (<данные изъяты>) до истечения трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест их размещения на земельных участках вблизи дома № 78 по ул. Дзержинского (координаты 62°35/57,5/с.ш., 50°53/10,6//в.д.; 62°35/57,7//с.ш., 50°53/10,5//в.д.; 62°35/57,6//с.ш., 50°53/10,6//в.д.), домов № 22 и № 99 по ул. Сенюкова (координаты 62°36/09,6//с.ш., 50°53/02.6//в.д.; 62°35/58,7//с.ш.,50°52/07,3//в.д.; 62°35/58,6//с.ш., 50°52/07,5/в.д.) в г. Емве Княжпогостского района Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в полном объеме.
Председательствующий судья О.В. Черникова
Мотивированное решение составлено 08 июля 2024 года.