Решение по делу № 2-1845/2023 от 16.02.2023

38RS0-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2023 года                                                                                      Адрес

Октябрьский районный суд Адрес в составе председательствующего судьи Амосовой Н.Л., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО2, ФИО5, ФИО4 к Министерству строительства Адрес об обязании включить жилые дома в перечень, предоставить жилые помещения,

установил:

В обоснование исковых требований истец ФИО14 указала, что проживает в квартире, расположенной по адресу: Адрес. Квартира принадлежит истцу на праве собственности.

В связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Адрес в июне-июле 2019 года, из-за поднятия грунтовых вод стали разрушаться жилые дома в Адрес мастерские Адрес. В том числе и дом, в котором проживает истец. В 2020 году межведомственной комиссией ФИО3 сельского поселения были обследованы жилые дома. Многоквартирные дома были обследованы специализированной организацией в июле-августе 2020 года. По результатам обследований в Адрес мастерские было признано непригодными для проживания 69 домов из них: ИЖС -58 домов. МИД -11 домов (23 помещения) которые вошли в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 -2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года №780-пп. При этом дом истца не включили в указанную программу.

Дата истец обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о проведении обследовании жилого помещения по адресу: Адрес., поскольку из-за поднятия грунтовых вод подполье переполнено водой, стены водит, полы просели, фундамент ушел в землю, под полом грибок и вода почти круглый год.

Дата межведомственная комиссия, утвержденная ФИО3 сельского поселения от Дата провела обследование. Межведомственной комиссией составлен акт обследования помещения от Дата согласно которому наблюдается неравномерная осадка здания; перекосы дверных и оконных проемов (не указанно в отчете); наличие воды в подполье; в квартире устойчивый запах сырости; уклон полов в сторону несущих стен; имеется зыбкость досок пола при ходьбе (не указанно и отчете); видимые отклонения стен от вертикальной плоскости, деформация стен (не указанно в отчете); в подпольном пространстве деревянные конструкции напитаны влагой; деревянные полы находятся водонасыщеном состоянии: нижние венцы в водонасыщеном состоянии, имеется белый налет, гниль нижних венцов.

По заключению АНО Экспертный Центр «РЕГИОН-ЭКСПЕРТ» С/ППи-МКД от Дата - Износ жилого дома равен 56%. До момента подтопления здания в результате повышения уровня грунтовых вод конструктивные элементы жилого дома имели признаки физического износа вследствие длительной эксплуатации здания. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» установлено: техническое состояние конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Адрес классифицируется в интервале от работоспособного до ограниченно работоспособного, в том числе:

фундаменты в интервале от ограниченно работоспособного до аварийного (прочностные эксплуатационная характеристики, пригодность конструкций фундаментов не удовлетворяют требованиям строительных норм и правил); стеновые конструкции ограниченно работоспособные (Нижний венец стен находится в водонасыщенном состоянии, имеются гнилостные повреждения. Процесс гниения характеризуется нарушением структуры древесины, имеется трухлявость, разделения структуры древесины на отдельные фрагменты в виде пластинок и волокон, что в соответствии с п.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 2140-81 «Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения» снижает физикомеханические свойства, тем самым ослабляют несущую способность конструкций стен и здания в целом.

Нижний венец стен находиться в водонасыщенном состоянии, имеются гнилостные повреждения.

Полы деревянные, находятся в водонасыщенном состоянии, зафиксированы гнилостные повреждения лаг и настила. Полы деформированы и имеют отклонения от горизонтальной плоскости, достигающие до 60 мм на 1 метр измеряемой поверхности, что не соответствует требованиям п.8.14.1 СП 71.13330.2017. "Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП Дата-87". Данные деформации являются следствием неравномерной осадки здания в результате повышения уровня грунтовых вод.

Отопление печное. Имеется просадка фундаментов печей, трещины щ штукатурном слое печей.

В акте указано, что капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения нецелесообразен. Межведомственной комиссии по результатам обследования помещения выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: Адрес, непригодным для проживания.

По результатам оценки жилого помещения межведомственная комиссия приняла заключение от Дата о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: Адрес, непригодным для проживания в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении положения о признании, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

ФИО3 сельского поселения от Дата жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес мастерские, Адрес. было признано непригодным для проживания.

В Иркутской области действует государственная программа «Доступное жилье» на 2019-2024 годы. Ответвленным исполнителем программы является министерство строительства Иркутской области.

16.06.2021 г. Администрация Писаревского сельского поселения обратилась к Губернатору Иркутской области (исх. 16.06.2021 года №381) и в Министерство строительства Иркутской области (исх. от 16.06.2021 года №382) с заявлениями о внесении домов (в том числе и нашего) в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года №780-пп и в реестр «Многоквартирных и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (грунтовые воды) на территории Тулунского района Иркутской области».

В результате чего, Министерство строительства Иркутской области 07.09.2021 года (исх.№02-59-5126/21) в связи с подготовкой проекта постановления Правительства Иркутской области о внесении изменений в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, запросило представить в министерство строительства Иркутской области, сформированные комплекты документов по домам признанным непригодными для проживания в результате негативных последствий чрезвычайной ситуации, вызванной паводками, прошедшими на территории Иркутской области летом 2019 года (подтопление грунтовыми водами), но не включенных в Перечень домов, являющимися приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы», согласно приложенного реестра. В указанном реестре указан также дом истца, расположенный по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Дата ФИО3 сельского поселения (исх. ) направлены копии документов, в соответствии с запросом министерства строительства Адрес от Дата для внесения изменений в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, в том числе копии документов на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

До настоящего времени дом истца в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы не включен. При этом, дома соседей в подпрограмму были включены.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от того, включен или не включен жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п.3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец указывает, что бездействие министерства строительства Иркутской области по не включению ее квартиры в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 2024 годы нарушает жилищные права истца.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Истец ФИО14 просит суд:

- обязать министерство строительства Иркутской области включить дом, расположенный по адресу: Адрес в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года №780-пп;

- предоставить истцу ФИО14 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

В обоснование исковых требований истец ФИО5 указала, что проживает в квартире, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес. Квартира принадлежит истцу на праве собственности.

В связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Адрес в июне-июле 2019 года, из-за поднятия грунтовых вод стали разрушаться жилые дома в Адрес мастерские Адрес. В том числе и дом, в котором проживает истец. В 2020 году межведомственной комиссией ФИО3 сельского поселения были обследованы жилые дома. Многоквартирные дома были обследованы специализированной организацией в июле-августе 2020 года. По результатам обследований в Адрес мастерские было признано непригодными для проживания 69 домов из них: ИЖС -58 домов. МИД -11 домов (23 помещения) которые вошли в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Адрес от Дата -пп. При этом дом истца не включили в указанную программу.

Дата истец обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о проведении обследовании жилого помещения по адресу: Адрес мастерские, Адрес, поскольку из-за поднятия грунтовых вод подполье переполнено водой, в доме плесень, на половых балках грибок. Дата межведомственная комиссия, утвержденная ФИО3 сельского поселения от Дата провела обследование. Межведомственной комиссией составлен акт обследования помещения от Дата согласно которому наблюдается неравномерная осадка здания; деформация стен; конструкции фундамента вросли в грунт, в квартире устойчивый запах сырости; наличие уклон полов в сторону несущих стен; деформация дверных, оконных проемов, имеется зыбкость досок пола при ходьбе; в подпольном пространстве наличие грунтовых вод, деревянные конструкции напитаны влагой; деревянные полы, нижние венцы в водонасыщеном состоянии; имеется белый налет, гниль нижних венцов; наружная кладка отопительной печи имеет глубокие горизонтальные и вертикальные трещины; в местах сопряжений со смежными конструкциями имеются зазоры, трещины.

По заключению АНО Экспертный Центр «РЕГИОН-ЭКСПЕРТ» С/ППи-МКД от Дата износ жилого дома равен 55%. До момента подтопления здания в результате повышения уровня грунтовых вод конструктивные элементы жилого дома имели признаки физического износа вследствие длительной эксплуатации здания. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» установлено: техническое состояние конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес классифицируется в интервале от работоспособного до ограниченно работоспособного в том числе: фундаменты в интервале от ограниченно работоспособного до аварийного (прочностные характеристики, эксплуатационная пригодность конструкций фундаментов не удовлетворяют требованиям строительных норм и правил); стеновые конструкции ограниченно работоспособные (Нижний венец стен находится в водонасыщенном состоянии, имеются гнилостные повреждения. Процесс гниения характеризуется нарушением структуры древесины, имеется трухлявость, разделения структуры древесины на отдельные фрагменты в виде пластинок и волокон, что в соответствии с п.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 2140-81 «Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения» снижает физикомеханические свойства, тем самым ослабляют несущую способность конструкций стен и здания в целом.

При визуальном осмотре стен с внутренней стороны зафиксированы трещины по штукатурному и окрасочному слою в углах помещений, что свидетельствует о деформациях стен и фундаментов здания.) перекрытия кровельное покрытие работоспособное. работоспособное; крыша и полы деревянные, находятся в водонасыщенном состоянии, зафиксированы гнилостные повреждения лаг и настила. Полы деформированы и имеют отклонения от горизонтальной плоскости, что не соответствует требованиям п.8.14.1 СП 71.13330.2017 "Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП Дата-87". Данные деформации являются следствием неравномерной падки здания в результате повышения уровня грунтовых вод. В акте указано, что капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения нецелесообразен.

Межведомственной комиссии по результатам обследования помещения выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания.

По результатам оценки жилого помещения межведомственная комиссия приняла заключение от Дата о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес. непригодным для проживания в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. «Об утверждении положения о признании, помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

ФИО3 сельского поселения от Дата жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес мастерские, Адрес. было признано непригодным для проживания.

В Адрес действует государственная программа «Доступное жилье» на 2019-2024 годы. Ответвленным исполнителем программы является министерство строительства Адрес.

Дата ФИО3 сельского поселения обратилась к Адрес (исх. Дата ) и в Министерство строительства Адрес (исх. от Дата ) с заявлениями о внесении домов (в том числе и дома истца) в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Адрес от Дата -пп и в реестр «Многоквартирных и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (грунтовые воды) на территории Адрес».

В результате чего, министерство строительства Адрес Дата (исх.) в связи с подготовкой проекта постановления Адрес о внесении изменений в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, запросило представить в министерство строительства Адрес, сформированные комплекты документов по домам признанным непригодными для проживания в результате негативных последствий чрезвычайной ситуации, вызванной паводками, прошедшими на территории Адрес летом 2019 года (подтопление грунтовыми водами), но не включенных в Перечень домов, являющимися приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020 2024 годы», согласно приложенного реестра. В указанном реестре указан также дом истца, расположенный по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Дата ФИО3 сельского поселения (исх. ) направлены копии документов, в соответствии с запросом министерства строительства Адрес от Дата для внесения изменений в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, в том числе копии документов на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

До настоящего времени дом истца в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы не включен. При этом, дома соседей в подпрограмму были включены.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от того, включен или не включен жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от Дата №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п.3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от Дата №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец указывает, что бездействие министерства строительства Адрес по не включению ее квартиры в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы нарушает жилищные права истца.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Истец ФИО5 просит суд:

- обязать министерство строительства Адрес включить дом, расположенный по адресу: Адрес мастерские, Адрес. в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020 - 2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Адрес от Дата -пп;

- предоставить истцу ФИО5 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

В обоснование исковых требований истец ФИО4 указала, что проживает в квартире, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес. Квартира принадлежит истцу на праве собственности.

В связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Адрес в июне-июле 2019 года, из-за поднятия грунтовых вод стали разрушаться жилые дома в Адрес мастерские Адрес. В том числе и дом, в котором проживает истец.

В 2020 году межведомственной комиссией ФИО3 сельского поселения были обследованы жилые дома. Многоквартирные дома были обследованы специализированной организацией в июле-августе 2020 года. По результатам обследований в Адрес мастерские было признано непригодными для проживания 69 домов из них: ИЖС -58 домов. МИД -11 домов (23 помещения) которые вошли в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Адрес от Дата -пп. При этом дом истца не включили в указанную программу.

Дата истец обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о проведении обследовании жилого помещения по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Дата межведомственная комиссия, утвержденная ФИО3 сельского поселения от Дата провела обследование. Межведомственной комиссией составлен акт обследования помещения от Дата согласно которому при визуальном осмотре с фиксированием на цифровую фотокамеру наблюдается: деформация стен; уклон, просадка полов к центральной части дома; гниль потолочных балок, осадочные трещины печи; перекос дверных проемов, деревянные конструкции напитаны влагой; в подпольном пространстве отчетливо видно границу где были грунтовые воды; гниль нижних венцов; наличие белого налета; устойчивый запах сырости, влаги. Межведомственной комиссией по результатам обследования помещения выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес непригодным для проживания.

По результатам оценки жилого помещения межведомственная комиссия приняла заключение от Дата о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес непригодным для проживания в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

ФИО3 сельского поселения от Дата жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес мастерские, Адрес было признано непригодным для проживания.

В Адрес действует государственная программа «Доступное жилье» на 2019-2024 годы. Ответвленным исполнителем программы является министерство строительства Адрес.

Дата ФИО3 сельского поселения обратилась к Адрес (исх. Дата ) и в Министерство строительства Адрес (иск. от Дата ) с заявлениями о внесении домов (в том числе и нашего) в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Адрес от Дата -пп и в реестр «Многоквартирных и индивидуальных жилых домов, признанных аварийными в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации (грунтовые воды) на территории Адрес».

В результате чего, министерство строительства Адрес Дата (исх. ) в связи с подготовкой проекта постановления Адрес о внесении изменений в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, запросило представить в министерство строительства Адрес, сформированные комплекты документов по домам признанным непригодными для проживания в результате негативных последствий чрезвычайной ситуации, вызванной паводками, прошедшими на территории Адрес летом 2019 года (подтопление грунтовыми водами), но не включенных в Перечень домов, являющимися приложением к подпрограмме «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы», согласно приложенного реестра. В указанном реестре указан также дом истца, расположенный по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Дата ФИО3 сельского поселения (исх. ) направлены копии документов, в соответствии с запросом министерства строительства Адрес от Дата для внесения изменений в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, в том числе копии документов на жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

До настоящего времени дом истца в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020 - 2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы не включен. При этом, дома соседей в подпрограмму были включены.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от того, включен или не включен жилой дом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от Дата №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п.3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от Дата №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец указывает, что бездействие министерства строительства Адрес по не включению ее квартиры в подпрограмму «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы нарушает жилищные права истца.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Истец ФИО4 просит суд:

- обязать министерство строительства Адрес включить дом, расположенный по адресу: Адрес мастерские, Адрес, в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020 - 2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Адрес от Дата -пп;

- предоставить истцу ФИО4 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

В судебном заседании истец ФИО14, истец ФИО5, представитель истца ФИО4 по доверенности ФИО8 исковые требования поддержали, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. Суду объяснили, что не оспаривали акт осмотра дома, дома пострадали в результате подъема грунтовых вод. Считают, что на них должна быть распространена мера социальной, поддержки предусмотренная Положением -пп, в связи с подтоплением жилых домов в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Адрес.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства Адрес по доверенности от Дата ФИО9 исковые требования ФИО14, ФИО5, ФИО4 не признала в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях на исковые заявления. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Адрес по доверенности ФИО10, исковые требования ФИО14, ФИО5, ФИО4 не признала, представила письменные возражениях на исковые заявления. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Суду объяснили, что отсутствуют основания для включения жилых домов истцов в Перечень жилых домов, предусмотренный Положением -пп от Дата, утв.Постановлением Адрес, поскольку не доказан факт утраты жилых домов, в которых истцы являются собственниками жилых помещений, в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Адрес. Истцы не лишены возможности реализовать свои жилищные права, в связи с признанием жилого помещения непригодным, в общем порядке. Дополнительная мера социальной поддержки граждан, предусмотренная Положением -пп, на истцов не распространяется. Грунтовыми водами спорные жилые помещения подтапливает регулярно. Отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между подъемом грунтовых вод, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Адрес, и состоянием жилых помещений, которые принадлежит истцам. Истцы в срок до Дата с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган не обращались, в связи с чем решения о наличии/отсутствии права на предоставление жилого помещения в отношении истцов Министерством строительства Адрес не принимались.

В судебном заседании представитель третьего лица ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Адрес» не явился.

В судебном заседании представитель третьего лица ФИО3 сельского поселения не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, указано, что жилые дома в Адрес мастерские Адрес стали разрушаться в связи с негативными последствиями чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Адрес в июне-июле 2019, из-за поднятия грунтовых вод; исковые требования считает обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание истец ФИО4, третьи лица ФИО17, ФИО16 не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных и не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. "з") Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 18 Федерального закона от Дата № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от Дата № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).

Постановлением Адрес от Дата -пп "О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Адрес отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Адрес" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Адрес гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Адрес" (далее - Положение).

Положением определен порядок и условия предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Адрес гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее соответственно - жилое помещение, государственный жилищный фонд, утрачиваемое жилое помещение), в целях развития инфраструктуры Адрес.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Адрес на предоставление жилых помещений из государственного жилищного фонда является министерство строительства Адрес, осуществляющее соответствующие полномочия через подведомственное ему областное государственное казенное учреждение "Единый заказчик в сфере строительства Адрес" (далее соответственно - министерство, учреждение) (п.3 Положения).

В соответствии с вышеуказанным Положением жилые помещения предоставляются гражданам, утрачиваемые жилые помещения которых включены в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к подпрограмме "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес" на 2020 - 2024 годы государственной программы Адрес "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Адрес от Дата N 780-пп, и отвечающим на дату обращения за предоставление жилого помещения одному из следующих условий установленных положением:

1) гражданин является собственником (сособственником) утрачиваемого жилого помещения;

2) гражданин является нанимателем утрачиваемого жилого помещения по договору социального найма.

Жилое помещение предоставляется гражданам, у которых отсутствует право на обеспечение жильем за счет иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Адрес, предоставляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Адрес на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Адрес" (далее - постановление N 916).

В соответствии с Паспортом подпрограммы "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес" на 2020 - 2023 годы (далее - подпрограмма, государственная программа) целью подпрограммы является обеспечение жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Адрес.

Ответственным исполнителем подпрограммы определено Министерство строительства Адрес.

Обеспечение жильем семей, жилые помещения которых были расположены за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Адрес, осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Адрес и перечнем многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющимся приложением к Программе.

Таким нормативным актом, как указано выше является Постановление Адрес от Дата -пп "О предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Адрес отдельным категориям граждан в целях развития инфраструктуры Адрес", которым было утверждено вышеназванное Положение.

В соответствии с пп.10-12 Положения жилое помещение, земельный участок (в случае предоставления индивидуального жилого дома или дома блокированной застройки) предоставляется сособственникам утрачиваемого жилого помещения в долевую собственность пропорционально их доле в праве собственности на утрачиваемое жилое помещение, нанимателю утрачиваемого жилого помещения и членам его семьи - в общую собственность (п.10).

Предоставляемые жилые помещения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для постоянного проживания граждан (п. 11).

Жилые помещения предоставляются гражданам на основании договора передачи жилого помещения в собственность гражданина (п. 12).

Таким образом, право на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области имеют, в том числе собственники, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и включены в Перечень жилых домов, расположенных за пределами пострадавшей от наводнения территории и утрачены в результате подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение №47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Статья 12 ЖК РФ содержит перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, среди которых: определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания; установление правил пользования жилыми помещениями; определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 Положения №47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии (п.8 Положения №47).

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (п.7 Положения №47).

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (п.42 Положения №47).

Судом установлено, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, истец ФИО14 и третье лицо ФИО17 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, по ? доли каждый; истец ФИО5 и третье лицо ФИО16 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес по ? доли каждый; истец ФИО4 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Дата ФИО14, ФИО5, ДатаФИО4 обратились в межведомственную комиссию ФИО3 сельского поселения с заявлением о проведении обследования жилых помещений, находящихся в их собственности.

Данные фактические обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются ответом Главы ФИО3 сельского поселения ФИО11 от Дата на обращение истца ФИО14, а также заявлениями о проведении оценки соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении , ФИО14 от Дата, ФИО5 от Дата; ФИО4 от Дата.

На основании ФИО3 Главы ФИО3 муниципального образования от Дата была создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержден её состав.

Согласно п. 33 Положения следует, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В соответствии с п. 36 Положения следует, что непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления, в том числе, собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям определена п. 44 Положения и включает исчерпывающий перечень действий.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Так, согласно заключению межведомственной комиссии от Дата выявлены основания для признания помещения, дома расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания. Комиссия приняла заключение на основании акта межведомственной комиссии от Дата, составленного по результатам обследования, об ухудшении в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; а также заключения ППи-МКД от Дата.

Из акта обследования помещения от Дата следует, что жилой дом расположен в зоне застройки жилыми домами в соответствии с функциональным зонированием территории ФИО3 МО. В соответствии с п.3 протокола заседания штаба по координации мероприятий, направленных на ликвидацию последствий наводнения, произошедшего в 2019 году на территории Адрес, данный дом находится вне зоны чрезвычайной ситуации, пострадавший от негативных последствий наводнения (подтопления грунтовыми водами).

При визуальном осмотре с фиксированием на цифровую фотокамеру наблюдается: неравномерная осадка здания; перекосы дверных и оконных проемов (не указанно в отчете); наличие воды в подполье; в квартире устойчивый запах сырости; уклон полов в сторону несущих стен; имеется зыбкость досок пола при ходьбе (не указанно и отчете); видимые отклонения стен от вертикальной плоскости, деформация стен (не указанно в отчете); в подпольном пространстве деревянные конструкции напитаны влагой; деревянные полы находятся водонасыщеном состоянии: нижние венцы в водонасыщеном состоянии, имеется белый налет, гниль нижних венцов.

Проведено инструментальное обследование жилого помещения специализированной организацией.

По заключению АНО Экспертный Центр «РЕГИОН-ЭКСПЕРТ» С/ППи-МКД от Дата - Износ жилого дома равен 56%. До момента подтопления здания в результате повышения уровня грунтовых вод конструктивные элементы жилого дома имели признаки физического износа вследствие длительной эксплуатации здания. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» установлено: техническое состояние конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес классифицируется в интервале от работоспособного до ограниченно работоспособного, в том числе:

фундаменты - в интервале от ограниченно работоспособного до аварийного (прочностные эксплуатационная характеристики, пригодность конструкций фундаментов не удовлетворяют требованиям строительных норм и правил); стеновые конструкции ограниченно работоспособные (Нижний венец стен находится в водонасыщенном состоянии, имеются гнилостные повреждения. Процесс гниения характеризуется нарушением структуры древесины, имеется трухлявость, разделения структуры древесины на отдельные фрагменты в виде пластинок и волокон, что в соответствии с п.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 2140-81 «Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения» снижает физикомеханические свойства, тем самым ослабляют несущую способность конструкций стен и здания в целом.

Нижний венец стен находиться в водонасыщенном состоянии, имеются гнилостные повреждения.

Полы деревянные, находятся в водонасыщенном состоянии, зафиксированы гнилостные повреждения лаг и настила. Полы деформированы и имеют отклонения от горизонтальной плоскости, достигающие до 60 мм на 1 метр измеряемой поверхности, что не соответствует требованиям п.8.14.1 СП 71.13330.2017. "Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП Дата-87". Данные деформации являются следствием неравномерной осадки здания в результате повышения уровня грунтовых вод.

Отопление печное. Имеется просадка фундаментов печей, трещины на штукатурном слое печей.

При проведении обследования межведомственная комиссия пришла к выводу о наличии повреждений в результате воздействия грунтовых вод; а также о нецелесообразности капитального ремонта жилого помещения.

На основании данного заключения ФИО3 сельского поселения вынесено ФИО3 от Дата о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания.

Согласно заключению межведомственной комиссии от Дата выявлены основания для признания помещения, дома расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания. Комиссия приняла заключение на основании акта межведомственной комиссии от Дата, составленного по результатам обследования, об ухудшении в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Из акта обследования помещения от Дата следует, что жилой дом расположен в зоне застройки жилыми домами в соответствии с функциональным зонированием территории ФИО3 МО. В соответствии с п.3 протокола заседания штаба по координации мероприятий, направленных на ликвидацию последствий наводнения, произошедшего в 2019 году на территории Адрес, данный дом находится вне зоны чрезвычайной ситуации, пострадавший от негативных последствий наводнения (подтопления грунтовыми водами).

При визуальном осмотре с фиксированием на цифровую фотокамеру наблюдается: неравномерная осадка здания; деформация стен; конструкции фундамента вросли в грунт, в квартире устойчивый запах сырости; наличие уклон полов в сторону несущих стен; деформация дверных, оконных проемов, имеется зыбкость досок пола при ходьбе (не указано в отчете); в подпольном пространстве наличие грунтовых вод, деревянные конструкции напитаны влагой; деревянные полы, нижние венцы в водонасыщенном состоянии; имеется белый налет, гниль нижних венцов; наружная кладка отопительной печи имеет глубокие горизонтальные и вертикальные трещины; в местах сопряжений со смежными конструкциями имеются зазоры, трещины.

Проведено инструментальное обследование жилого помещения специализированной организацией.

По заключению АНО Экспертный Центр «РЕГИОН- ЭКСПЕРТ» С/ППи-МКД№ 17/2020 от 06.08.2020 - износ жилого дома равен 55%. До момента подтопления здания в результате повышения уровня грунтовых вод конструктивные элементы жилого дома имели признаки физического износа вследствие длительной эксплуатации здания. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» установлено: техническое состояние конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес классифицируется в интервале от работоспособного до ограниченно работоспособного в том числе:

фундаменты в интервале от ограниченно работоспособного до аварийного (прочностные характеристики, эксплуатационная пригодность конструкций фундаментов не удовлетворяют требованиям строительных норм и правил); стеновые конструкции ограниченно работоспособные (Нижний венец стен находится в водонасыщенном состоянии, имеются гнилостные повреждения. Процесс гниения характеризуется нарушением структуры древесины, имеется трухлявость, разделения структуры древесины на отдельные фрагменты в виде пластинок и волокон, что в соответствии с п.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 2140-81 «Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения» снижает физикомеханические свойства, тем самым ослабляют несущую способность конструкций стен и здания в целом.

До момента подтопления вследствие повышения уровня грунтовых вод, стены жилого дома имели признаки физического износа – отклонения стен от вертикальной плоскости, достигающие до 33 м. на 1 метр измеряемой поверхности, смещение бруса друг относительно друга, что не соответствует требованиям п. 7.3 СП 64.13330.2017 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-25-80 и п.8.1.7 СП 70.13330.2012 «Несущие конструкции и ограждающие конструкции». Также при визуальном осмотре стен с внутренней стороны зафиксированы трещины по штукатурному и окрасочному слою в углах помещений, что свидетельствует о деформациях стен и фундаментов здания.) перекрытия - работоспособное, крыша и кровельное покрытие – работоспособное.

Полы - деревянные, находятся в водонасыщенном состоянии, зафиксированы гнилостные повреждения лаг и настила. Полы деформированы и имеют отклонения от горизонтальной плоскости, что не соответствует требованиям п.8.14.1 СП 71.13330.2017 "Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП Дата-87". Данные деформации являются следствием неравномерной падки здания в результате повышения уровня грунтовых вод.

При проведении обследования межведомственная комиссия пришла к выводу о наличии повреждений в результате воздействия грунтовых вод; а также о нецелесообразности капитального ремонта жилого помещения.

На основании данного заключения ФИО3 сельского поселения вынесено ФИО3 от Дата о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания.

Согласно заключению межведомственной комиссии от Дата выявлены основания для признания помещения, дома расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания. Комиссия приняла заключение на основании акта межведомственной комиссии от Дата, составленного по результатам обследования, об ухудшении в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Из акта обследования помещения от Дата следует, что жилой дом расположен в зоне застройки жилыми домами в соответствии с функциональным зонированием территории ФИО3 МО. В соответствии с п.3 протокола заседания штаба по координации мероприятий, направленных на ликвидацию последствий наводнения, произошедшего в 2019 году на территории Адрес, данный дом находится вне зоны чрезвычайной ситуации, пострадавший от негативных последствий наводнения (подтопления грунтовыми водами).

При визуальном осмотре с фиксированием на цифровую фотокамеру наблюдается: деформация стен; уклон, просадка полов к центральной части дома; гниль потолочных балок, осадочные трещины печи; перекос дверных проемов, деревянные конструкции напитаны влагой; в подпольном пространстве отчетливо видно границу где были грунтовые воды; гниль нижних венцов; наличие белого налета; устойчивый запах сырости, влаги.

При проведении обследования межведомственная комиссия пришла к выводу о наличии повреждений в результате воздействия грунтовых вод.

На основании данного заключения ФИО3 сельского поселения вынесено ФИО3 от Дата о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес мастерские, Адрес, непригодным для проживания.

Согласно п. 15 Положения срок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения продлен до Дата.

Таким образом, из материалов дела судом установлено, что жилые дома, расположенные за пределами пострадавшей от наводнения территории, пострадавшие об подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Адрес, а именно: на территории Адрес, в Адрес мастерские, были обследованы в июле-августе 2020 года специализированной организацией АНО «Экспертный Центр «Регион-Эксперт». По информации Главы ФИО3 сельского поселения обследование произведено после предоставления субсидии из областного бюджета на основании заявки ФИО3 сельского поселения, поданной в Министерство строительства Адрес. Обращение истцов (от Дата, от Дата) в межведомственную комиссию имело место в период срока предусмотренного п.15 Положения для подачи заявления о предоставлении жилого помещения (до Дата). Межведомственной комиссией проведено обследование жилых помещений истцов только в апреле 2021 года из-за пандемии. Жилые помещения были признаны непригодными для проживания. Глава ФИО3 сельского поселения на основании заключений межведомственной комиссии направил реестр жилых домов для включения в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к подпрограмме "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес" на 2020 - 2024 годы государственной программы Адрес "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Адрес от Дата N 780-пп. Главой ФИО3 сельского поселения в указанный реестр были включены жилые дома, в которых расположены жилые помещения, находящиеся в собственности истцов.

Указанные фактические обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются письмом Главы ФИО3 сельского поселения от Дата на обращение ФИО14, а также письмом от Дата, за исходящим в адрес Министерства строительства, дорожного хозяйства Адрес; а также в адрес Адрес ФИО12 от Дата за исходящим .

Письмом от Дата за исходящим в ответ на обращение Главы ФИО3 сельского поселения, Министерство строительства Адрес указало, что внесение изменений в Перечень не предусмотрено.

Между тем, Дата за исходящим письмом Министерство строительства Адрес в связи с подготовкой проекта постановления Адрес о внесении изменений в подпрограмму "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес" на 2020 - 2024 годы» запросило у Глав муниципальных образований в срок до Дата скан копий документов в отношении домов, признанными непригодными для проживания в результате негативных последствий чрезвычайной ситуации, вызванной паводками, прошедшими на территории Адрес летом 2019 года (подтопление грунтовыми водами), но не включенных в Перечень домов, являющимися приложением к подпрограмме "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес" на 2020 - 2024 годы», в том числе в отношении жилых домов, где расположены жилые помещения истцов.

Дата за исходящим Главой ФИО3 сельского поселения в адрес Министерства строительства Адрес были направлены запрошенные документы.

Согласно справкам Главы ФИО3 сельского поселения от Дата за исходящими , , отказ от Министерства строительства о включении спорных домов в программу и в предоставлении жилого помещения не поступал ни по электронной почте, ни по почте России.

Из ответа Министерства строительства Адрес от Дата за исходящим на обращение ФИО14 (для информирования других заявителей) следует, что граждане, дома которых до Дата включены в Перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов, являющийся приложением к Подпрограмме "Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес" на 2020 - 2024 годы государственной программы Адрес "Доступное жилье" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Адрес от Дата N 780-пп, вправе были в срок до Дата обратиться в государственное казенное учреждение Адрес «Служба заказчика Адрес» или к представителю учреждения по месту нахождения утрачиваемого жилого помещения с заявлением о предоставлении жилого помещения в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда Адрес гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания или располагаются в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в целях развития инфраструктуры Адрес, утв. постановлением Адрес от Дата -пп.

Жилые дома, расположенные по адресу: Адрес мастерские, Адрес, не включены в Перечень.

Вопрос включения новых жилых помещений в Перечень будет рассмотрен в случае выделения дополнительного финансирования.

Стороной ответчиков в ходе судебного разбирательства оспаривалось воздействие грунтовых вод на спорные жилые помещения; ссылаясь на отсутствие доказательств утраты жилых домов в результате подъема грунтовых вод, представители ответчиков полагали, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.

С целью определения наличия дефектов и недостатков, препятствующих эксплуатации спорных жилых помещений, а также характера и причин их возникновения, определением суда от Дата были назначены судебные строительно-технические экспертизы по искам ФИО14, ФИО5, ФИО4

Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «СтройЭксперт» ФИО15

По результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Адрес, в заключении от Дата эксперт ФИО15 пришел к следующим выводам.

На основании произведённого визуально-инструментального исследования установлен ряд дефектов и недостатков, представленные в таблице , учитывая характер и существенность выявленных отклонений, можно сделать вывод о наличии дефектов и недостатков, препятствующих эксплуатации по назначению жилого дома, расположенного по адресу: Адрес.

Исходя их представленного акта обследования, можно сделать вывод, что выявлены дефекты и недостатки имели следствие возникновения, в результате подъема грунтовых вод, вызванного дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Адрес, в том числе. Также стоит учесть, что не представляется возможным достоверно и точно определить причину возникновения дефектов, однако подъем грунтовых вод, зафиксированный и представленный в актах обследования, имел прямое влияние на снижение прочностных характеристик элементов, что в свою очередь повлекло снижение технического состояния конструкций жилого дома.

На основании выше произведенного исследования по поставленным вопросам , 2, установлен ряд дефектов и недостатков, представленных в таблице , учитывая выявленные недостатки можно сделать вывод о непригодности жилого дома, расположенного по адресу: Адрес- тральные Мастерские, Адрес для проживания.

Причиной непригодности жилого дома является, наличие существенных дефектов, качественно и количественно определяющих снижение прочностных характеристик несущих элементов, что в свою очередь непосредственно влияет механическую безопасность здания, а также безопасность жизни граждан.

Возникновение вышеописанных отклонений, представленных в таблице , имело как следствие физического износа, так и следствием подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Адрес, однако представленным актом обследования от Дата зафиксированы значительные дефекты, свидетельствующие о непосредственном снижение прочностных характеристик конструкций и элементов, свидетельствующие о непосредственном снижение прочностных характеристик конструкций и элементов, вследствие возникновения подъема грунтовых вод.

Исходя из выше произведенного анализа по поставленным вопросам, установлена категория технического состояния объекта недвижимости, расположенного по адресу: Адрес, общее техническое состояние, с учетом выявленных дефектов и технических состояний элементов и конструкций, оценивается как аварийное.

По результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Адрес, в заключении от Дата эксперт ФИО15 пришел к следующим выводам.

На основании произведённого визуально-инструментального исследования установлен ряд дефектов и недостатков, представленные в таблице , учитывая характер и существенность выявленных отклонений, можно сделать вывод о наличии дефектов и недостатков, препятствующих эксплуатации по назначению жилого дома, расположенного по адресу: Адрес.

Исходя их представленного акта обследования, можно сделать вывод, что выявлены дефекты и недостатки имели следствие возникновения, в результате подъема грунтовых вод, вызванного дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Адрес, в том числе. Также стоит учесть, что не представляется возможным достоверно и точно определить причину возникновения дефектов, однако подъем грунтовых вод, зафиксированный и представленный в актах обследования, имел прямое влияние на снижение прочностных характеристик элементов, что в свою очередь повлекло снижение технического состояния конструкций жилого дома.

На основании выше произведенного исследования по поставленным вопросам , 2, установлен ряд дефектов и недостатков, представленных в таблице , учитывая выявленные недостатки можно сделать вывод о непригодности жилого дома, расположенного по адресу: Адрес- тральные Мастерские, Адрес для проживания.

Причиной непригодности жилого дома является, наличие существенных дефектов, качественно и количественно определяющих снижение прочностных характеристик несущих элементов, что в свою очередь непосредственно влияет механическую безопасность здания, а также безопасность жизни граждан.

Возникновение вышеописанных отклонений, представленных в таблице , имело как следствие физического износа, так и следствием подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 на территории Адрес, однако представленным актом обследования от Дата зафиксированы значительные дефекты, свидетельствующие о непосредственном снижение прочностных характеристик конструкций и элементов, свидетельствующие о непосредственном снижение прочностных характеристик конструкций и элементов, вследствие возникновения подъема грунтовых вод.

Исходя из выше произведенного анализа по поставленным вопросам, установлена категория технического состояния объекта недвижимости, расположенного по адресу: Адрес, общее техническое состояние, с учетом выявленных дефектов и технических состояний элементов и конструкций, оценивается как аварийное.

По результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Адрес, в заключении от Дата эксперт ФИО15 пришел к следующим выводам.

На основании произведённого визуально-инструментального исследования установлен ряд дефектов и недостатков, представленные в таблице , учитывая характер и существенность выявленных отклонений, можно сделать вывод о наличии дефектов и недостатков, препятствующих эксплуатации по назначению жилого дома, расположенного по адресу: Адрес.

Исходя их представленного акта обследования, можно сделать вывод, что выявлены дефекты и недостатки имели следствие возникновения, в результате подъема грунтовых вод, вызванного дождями, прошедшими в июне-июле 2019 на территории Адрес, в том числе. Также стоит учесть, что не представляется возможным достоверно и точно определить причину возникновения дефектов, однако подъем грунтовых вод, зафиксированный и представленный в актах обследования, имел прямое влияние на снижение прочностных характеристик элементов, что в свою очередь повлекло снижение технического состояния конструкций жилого дома.

На основании выше произведенного исследования по поставленным вопросам , 2, установлен ряд дефектов и недостатков, представленных в таблице , учитывая выявленные недостатки можно сделать вывод о непригодности жилого дома, расположенного по адресу: Адрес- тральные Мастерские, Адрес, для проживания.

Причиной непригодности жилого дома является, наличие существенных дефектов, качественно и количественно определяющих снижение прочностных характеристик несущих элементов, что в свою очередь непосредственно влияет механическую безопасность здания, а также безопасность жизни граждан.

Возникновение вышеописанных отклонений, представленных в таблице , имело как следствие физического износа, так и следствием подъема грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 на территории Адрес, однако представленным актом обследования от Дата зафиксированы значительные дефекты, свидетельствующие о непосредственном снижение прочностных характеристик конструкций и элементов, свидетельствующие о непосредственном снижение прочностных характеристик конструкций и элементов, вследствие возникновения подъема грунтовых вод.

Исходя из выше произведенного анализа по поставленным вопросам, установлена категория технического состояния объекта недвижимости, расположенного по адресу: Адрес, общее техническое состояние, с учетом выявленных дефектов и технических состояний элементов и конструкций, оценивается как аварийное.

Оценивая вышеуказанные экспертные заключения от Дата, суд принимает их в качестве доказательств по делу, поскольку заключения составлены с соблюдением требований статьи 86 ГПК РФ, экспертом, обладающим необходимым образованием и квалификацией, который был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; заключения содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Анализируя приведенные выше доказательства в совокупности, оценив акты обследования спорных жилых помещений Межведомственной комиссии, которой в заключениях спорные жилые помещения были признаны непригодными для проживания вследствие физического износа, так и вследствие подъема грунтовых вод, принимая во внимание выводы судебных экспертиз о техническом состоянии жилых жомов, непосредственном снижении прочности конструктивных элементов домов вследствие подъема грунтовых вод, нецелесообразности проведения капитального ремонта зданий, суд приходит к выводу, что жилые помещения истцов были утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Адрес в связи с подъемом грунтовых вод, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Адрес. В связи с чем, истцы имеют право на получение меры социальной поддержки в виде приобретения жилых помещений взамен утраченных.

Суд учитывает, что Межведомственная комиссия, к исключительной компетенции которой относится признание жилых помещений непригодными для проживания, пришла к верному выводу о воздействии грунтовых вод на жилые дома, что привело к повреждению конструктивных элементов жилых домов, вследствие чего были признаны непригодными для проживания. В компетенцию министерства строительства Адрес разрешение указанных вопросов не входит. При этом, истцами своевременно принимались меры к оформлению документов для признания жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, непригодными для проживания и включения их в Перечень для получения меры социальной поддержки в виде приобретения жилого помещения взамен утраченного. Для чего, в период срока, предусмотренного Положением для обращения с заявлением, спорные жилые помещения были осмотрены на предмет повреждения после выхода грунтовых вод. Документальное оформление по включению спорных жилых домов в Перечень не завершено уполномоченным органом по независящим от истцов причинам. При таких обстоятельствах, суд признает причины пропуска истцами срока для обращения с заявлением о предоставлении жилых помещений уважительными.

Нераспорядительность должностных лиц Министерства строительства Адрес (их бездействие) в части несвоевременного включения спорных жилых домов в вышеуказанный Перечень в связи с выходом грунтовых вод не может служить основанием к ограничению прав граждан на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Вопреки доводам ответчиков, в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждение довод, что жилые помещения истцов были повреждены и являются непригодными для проживания не в связи с чрезвычайной ситуацией (по причине не связанной с выходом грунтовых вод). В свою очередь судебное постановление не может быть основано на предположениях. При этом, соответствующие доказательства материалы дела не содержат, ответчиками в подтверждение своих возражений суду не представлены.

Учитывая вышеизложенное, на Министерство строительства Адрес надлежит возложить обязанность включить спорные жилые помещения в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Адрес» на 2020-2024 годы государственной программы Адрес «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Адрес от Дата -пп;

На Министерство строительства Адрес надлежит возложить обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес; предоставить ФИО5 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес; предоставить ФИО4 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ: Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Обязать Министерство строительства Иркутской области включить жилой дом, расположенный по адресу: Адрес мастерские, Адрес перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 октября 2018 года № 780-пп.

Обязать Министерство строительства Иркутской области предоставить ФИО2 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Обязать Министерство строительства Иркутской области включить жилой дом, расположенный по адресу: Адрес в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 октября 2018 года № 780-пп.

Обязать Министерство строительства Иркутской области предоставить ФИО5 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес

Исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Обязать Министерство строительства Иркутской области включить жилой дом, расположенный по адресу: Адрес в перечень многоквартирных и индивидуальных жилых домов подпрограммы «Поддержка и модернизация коммунальной и инженерной инфраструктуры Иркутской области» на 2020-2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 октября 2018 года № 780-пп.

Обязать Министерство строительства Иркутской области предоставить ФИО4 жилое помещение взамен признанной непригодной для проживания квартиры, расположенной по адресу: Адрес мастерские, Адрес.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения 11.12.2023.

Судья:                                                                                                    Н.Л.Амосова

2-1845/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ленешмидт Светлана Геннадьевна
Стелькина Анна Александровна
Желнодеева Надежда Викторовна
Ответчики
Министерство строительства Иркутской области
Правительство Иркутской области
Другие
Гладышев Игорь Алексеевич
Администрация Писаревского сельского поселения
Ленешмидт Владимир Сергеевич
Самойлов Анатолий Витальевич
ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области"
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Амосова Наталья Леонидовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация административного искового заявления
16.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.03.2023Предварительное судебное заседание
03.04.2023Предварительное судебное заседание
17.05.2023Предварительное судебное заседание
08.06.2023Предварительное судебное заседание
08.06.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
10.07.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Производство по делу возобновлено
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.02.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.03.2024Судебное заседание
05.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
25.09.2024Судебное заседание
25.11.2024Судебное заседание
23.12.2024Судебное заседание
04.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее