Решение по делу № 2а-535/2018 от 23.01.2018

Дело № 2а-535/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск                            20 марта 2018 года

Судья Новоалтайского городского суда Алтайского края Барышников Е.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю к Карпов С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы НОМЕР по АДРЕС обратилась в суд с административным иском к Карпов С.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

В обоснование иска указывает на то, что административный ответчик является собственником транспортного средства и в срок, установленный требованиями налогового органа, им не уплачен транспортный налог за 2012-2015 годы. Как следствие, образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 2800 руб., которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начислена пеня, административный истец просит взыскать пеню в размере 357,53 руб.

Административный истец также просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления, указывая в качестве причин пропуска данного срока ошибочное первоначальное обращение с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Карпов С.Н. недоимки и пени на судебный участок №3 г. Новоалтайска (вместо судебного участка №3 Первомайского района Алтайского края), т.е. с нарушением правил подсудности.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен.

На основании ч. 7 ст. 150 и ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Из ч. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации таким органом является орган, осуществляющий регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), который обязан сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Часть 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как следует из материалов административного дела, Карпов С.Н. с ДАТА является собственником транспортного средства ИФА РОБУР (государственный регистрационный знак НОМЕР о чем свидетельствует представленная ОМВД России по г. Новоалтайску карточка учета транспортного средства.

Согласно адресной справке административный ответчик с ДАТА проживает по адресу: АДРЕС.

По указанному месту жительства административного ответчика направлены налоговые уведомления НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР и требования НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР на уплату транспортного налога за 2012-2015 годы (о чем свидетельствуют представленные в материалы административного дела списки отправки заказных писем). Последнее требование содержало срок своего выполнения – до ДАТА. В установленный срок требование административным ответчиком не исполнено. Административный ответчик не представил в суд доказательств, опровергающих указанные административным истцом обстоятельства. Налоговый орган, напротив, представил доказательства, подтверждающие задолженность налогоплательщика по уплате налогового обязательства.

В то же время административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Алтайскому краю к Карпов С.Н. о взыскании задолженности по налогу и пени поступило в Новоалтайский городской суд Алтайского края ДАТА, а заявление о вынесении судебного приказа поступило на судебный участок №3 Первомайского района ДАТА (что отражено в определении мирового судьи от ДАТА). Следовательно, предусмотренный частью 2 статьей 48 НК РФ срок подачи заявления пропущен. При этом суд учитывает и факт возникновения задолженности в размере, превышающем 3000 рублей, в декабре 2016 года.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока для предъявления требования о взыскании налога, пени и штрафа в порядке искового производства, полагая, что указанные представителем налогового органа обстоятельства (факт ошибочного, но в сроки обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа на судебный участок №3 г. Новоалтайска) не могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд. Анализ статьи 48 НК РФ, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ свидетельствует об ограничении законодателем срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением Верховного Суда РФ в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которой при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования. Таким образом, нарушение налоговым органом правил подсудности при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа при наличии у налогового органа юридической службы не может быть признано уважительной причиной.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом. Таким образом, поскольку срок для обращения в суд налоговым органом пропущен, а в его восстановлении судом отказано, то правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, то с административного ответчика государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Алтайскому краю к Карпов С.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                             Е.Н. Барышников

2а-535/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю
Ответчики
Карпов С.Н.
Карпов Станислав Николаевич
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Дело на странице суда
novaltaisky.alt.sudrf.ru
23.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.03.2018[Адм.] Судебное заседание
21.03.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
21.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2018[Адм.] Дело оформлено
03.05.2018[Адм.] Дело передано в архив
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее