16RS0№-06
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кутнаевой Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3 о признании наследника недостойным и отстранении его от наследования,
у с т а н о в и л:
ФИО13 обратилась с иском к ФИО3 о признании наследника недостойным и отстранении его от наследования,
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) погиб ее внук ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ умерла пострадавшая в том же ДТП дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фамилия <данные изъяты> была присвоена ей в связи с вступлением в брак с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, который был прекращен ДД.ММ.ГГГГ брак был. При заключении брака с ответчиком дочь фамилию не изменяла, зарегистрировала с ним брак после рождения ребенка ФИО2, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре 2020 года семья переехала в <адрес> и проживала в <данные изъяты> по <адрес>, впоследствии была оформлена регистрация в указанном жилом помещении, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной управляющей компанией.
После смерти дочери и внука в сентябре 2022 года открылось наследство в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ипотечный кредит для приобретения которой был оформлен дочерью в период брака с ФИО5 и полностью погашался за счет ее собственных средств.
Еще при жизни в феврале 2022 года дочь выделила <данные изъяты> долю в праве собственности на указанную квартиру своему сыну ФИО2, сама дочь являлась собственником <данные изъяты> долей в праве на квартиру.
В настоящее время они с ответчиком являются наследниками после смерти ФИО6 и ФИО2, однако она считает, что в права наследования она должна вступить единолично, так как ответчик ФИО3 является недостойным наследником по следующим основаниям.
В период совместного проживания действия ФИО3 шли вразрез с законодательством Российской Федерации. ФИО3 постоянно конфликтовал с ее <данные изъяты>.
<данные изъяты>
При этом за несколько дней до смерти дочь, находившаяся уже несколько месяцев в стрессовом состоянии из-за конфликтов с супругом, сообщила ей, что планирует подать заявление на развод и взыскание алиментов с ФИО3, поскольку ответчик не отличался исполнением законных обязательств по материальному обеспечению супруги и сына, но не успела. Дочери постоянно не хватало денежных средств на повседневные расходы, она была вынуждена упрашивать супруга дать ей деньги, чтобы приобрести продукты и вещи первой необходимости. Она и родные сестры помогали дочери деньгами, продуктами, вещами.
Кроме того, похороны дочери и внука были полностью организованы и оплачены ею и ее дочерями, во время прощания ФИО3 даже ни разу не подошел к гробам с супругой и сыном.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила признать ответчика ФИО3 недостойным наследником и отстранить его от наследования по закону после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ и ФИО17, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец ФИО13 и ее представитель ФИО7 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, пресдтавил письменную позицию по существу заявленного спора, его представитель ФИО8, участвовашая в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи на базе Авиастроительного районного суда <адрес>, возражала против удовлетворения заявленного иска.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения явившихся участников процесса, оценив в совокупности представленные в материале дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Основания для признания гражданина недостойным наследником и отстранения от наследования содержатся в статье 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Из разъяснений, содержащихся в подпункте «а» пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду, что указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий. Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Из материалов дела следует, что истец ФИО13 является матерью и бабушкой погибших в результате дорожно-транспортного происшествия ФИО6, смерть которой наступила ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик ФИО3 является супругом и отцом указанных лиц.
После смерти ФИО6 и ФИО2 нотариусом Бугульминского нотариального округа Республики Татарстан ФИО9 открыто наследственное дело, свое отношение к наследственному имуществу выразили, обратившись с заявлениями о принятии наследства, истец ФИО13 и ответчик ФИО3
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывала на наличие обстоятельств, являющихся основаниями для признания ответчика недостойным наследником.
Возражая по существу заявленных требований, ответчик в письсменном отзыве, а его представитель в судебном заседании указывали на то, что ответчиком в отношении наследодателей не совершалось каких-либо противоправных действий.
Как установлено, судом из представленных по запросам суда сведений, ФИО3 ранее состоял <данные изъяты> Согласно справке-сводке ОМВД России по <адрес> в отношении ответчика он неоднократно был зафиксирован правоохранительными органами в связи с различными событиями, происходившими с его участием, в том числе, в связи с нарушением общественного порядка, безопасности дорожного движения, совершением преступление в сфере <данные изъяты>, однако сведений о злоупотреблении своими правами в ущерб интересам наследодателей ФИО6 и ФИО2, фактах <данные изъяты> в указанной справке-сводке не имеется и истцом в ходе разрешения спора не представлено. В соответствии составленной старшим УУП ОУУП и ПДН отдела МВД России по <адрес> бытовой характеристикой ФИО3 по месту жительства характеризуется удовлетворительно.
Обстоятельства, на которые ссылались истец и ее представитель в обоснование заявленных требований, в том числе со ссылкой на показания допрошенных судом свидетелей Свидетель №1, ФИО10, Свидетель №2 и ФИО11, в силу закона не могут служить основаниями для признания ответчика недостойным наследником и отстранения его от наследования.
Сами по себе утверждения истца и свидетелей о том, что ответчик плохо обращался с о своей супругой ФИО6 и ребенком ФИО2 при отсутствии документальных доказательств не являются достаточными основаниями для признания ответчика недостойным наследником и отстранения его от наследования.
По существу доводы истцовой стороны основаны на субъективной интерпретации отношений, сложившихся между наследодателями и ответчиком. Допустимых и достоверных доказательств, которые указывали бы на то, что ответчик совершил умышленные противоправные действия в отношении наследодателей, способствовал либо пытался способствовать увеличению причитающейся ему доли наследства в материалы дела не представлено. Истец ФИО13, приводившая в ходе судебного разбирательства доводы о наличии вины ответчика в совершении <данные изъяты> ФИО6 <данные изъяты> и ответчик желал наступления такого результата, каких-либо допустимых доказательств в обоснование указанных доводов не представила. При этом, как она сама пояснила, в правоохранительные органы с заявлением о привлечении ответчика к предусмотренной законом ответственности за совершение таких действий, которые фактически образуют состав уголовно-наказуемого деяния, она до настоящего времени не обращалась.
Оценив установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд, руководствуясь статьей 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», а также исходя из отсутствия судебного акта, указывающего на обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения ответчика от наследования, приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик совершил какие-либо противоправные действия, направленные против наследодателей.
Обстоятельств, свидетельствующих о совершении ответчиком действий, которые в силу пунктов 1 и 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации служат основанием для признания его недостойным наследником и отстранения от наследования, отсутствуют.
С учетом приведенных оснований суд приходит к выводу о недоказанности истцом юридически значимых обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания наследника недостойным и его отстранения от наследования, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 (паспорт №) к ФИО3 (паспорт №) о признании наследника недостойным и отстранении его от наследования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его составления в окончательной форме через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: Кутнаева Р.Р.
Решение вступило в законную силу: «___»_______ 20___ года
Судья: Кутнаева Р.Р.
Дата составления мотивированного решения – 21 февраля 2023 года.