дело № 2-882/2022
11RS0020-01-2022-001426-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 20 июля 2022 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шубиной Е.А., с участием помощника прокурора Удорского района Ветошевой В.Н., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский», муниципальному межпоселенческому учреждению культуры «Дом народного творчества им. Ю.К. Васютова», муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры
установил:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности в муниципальных учреждениях, подведомственных отделу культуры и национальной политики администрации МР «Удорский», в ходе которой в деятельности муниципального межпоселенческого учреждения культуры «Дом народного творчества им. Ю.К. Васютова», муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств», расположенных в здании, расположенном по адресу: <Адрес> установлены нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности. Обеспечение антитеррористической безопасности ММУК «ДНТ», МУДО «ДШИ» реализуется на объекте не в полном объеме: в нарушение подп. «б» п. 22, подп. «в» п. 23 Требований, п. 2.2.1 СП территория не имеет цельной системы ограждения, забор имеется лишь со стороны главного входа, тем самым не обеспечивается защита объекта от несанкционированного проникновения. Поскольку ММУК «ДНТ», МУДО «ДШИ» являются муниципальными казенными учреждениями и не имеют денежных средств, достаточных для выполнения работ по устранению в целом выявленных нарушений, то в соответствии с п. 6.1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма закреплена в п.7 ч.1 ст.9 Устава МО МР «Удорский». Согласно ст.35 Устава МР «Удорский» администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и осуществляет полномочия, в том числе по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми. Бюджет формируется на уровне муниципального района, администрацией распределяются денежные средства, в том числе и на систему образования, учредителем и собственником учреждения культуры является администрация, но в лице своего структурного подразделения - управления образования и отдела культуры и национальной политики подотчетного администрации района. Администрация МР «Удорский» обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации деятельности в учреждениях культуры. На основании изложенного прокурор просил обязать ММУК «ДНТ», МУДО «ДШИ» в срок до 01.12.2023устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем восстановления ограждения по всему периметру территории, а администрацию МР «Удорский» обеспечить финансирование ММУК «ДНТ», МУДО «ДШИ» указанных мероприятий.
Прокурор в судебном заседании доводы иска и заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика муниципальному межпоселенческому учреждению культуры «Дом народного творчества им. Ю.К. Васютова» Андреева Ю.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, не возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» Мамонтова И.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, не возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица отдела культуры и национальной политики администрации МР «Удорский» Капенкина Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указала, что при необходимом финансировании и достаточном времени нарушения будут устранены.
Ответчик администрация МР «Удорский», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, просил рассмотреть дело без их участия, согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
Третье лицо Управление образования администрации МР «Удорский», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, мнение по иску не высказало.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Под противодействием терроризму, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта; минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объектов (территорий) следует понимать состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу п. 4 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее – Концепция), в Российской Федерации действует общегосударственная система противодействия терроризму, представляющая собой совокупность субъектов противодействия терроризму и их деятельность по предупреждению (профилактике) и пресечению террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Пунктом «д» статьи 11 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Вопросы профилактики экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района в силу пункта 6.1 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение подп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ постановлением Правительства от 11.02.2017 № 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования).
Согласно п. 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В силу п. 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения и др.
Реализация вышеуказанного комплекса мер обеспечивается посредством осуществления конкретных мероприятий.
Так, с соответствии с п. 23 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) граждан и автотранспортных средств; своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий). Аналогичные требования предъявляются к объектам образования постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц обеспечивается также за счет ограждения территории, обязанность по установке которого предусмотрена п. 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее – СП).
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Судом установлено, что ММУК «ДНТ» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации МР «Удорский» от 23.03.2016 № 133.
В силу п. 1.5 Устава учредителем ММУК «ДНТ» является МО МР «Удорский» в лице администрации МР «Удорский». Согласно п. 1.6 Устава функции и полномочия Учредителя осуществляет отдел культуры и национальной политики администрации МР «Удорский».
МУДО «ДШИ» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации МР «Удорский» от 22.12.2020 № 1166.
В силу п. 1.5 Устава учредителем МУДО «ДШИ» является МО МР «Удорский» в лице администрации МР «Удорский», функции и полномочия Учредителя осуществляет отдел культуры и национальной политики администрации МР «Удорский».
Организация досуга населения и обеспечение жителей услугами учреждения культуры ММУК «ДНТ» и МУДО «ДШИ» осуществляется по адресу: <Адрес>. Здание является собственностью МР «Удорский» и передано в оперативное управление ММУК «ДНТ» на основании договора <Номер> от <Дата> и МУДО «ДШИ» на основании договора <Номер> от <Дата>.
Во исполнение Требований в 2021 году ММУК «ДНТ» и МУДО «ДШИ» проведены обследование и категорирование объекта, расположенного по адресу: <Адрес>.
На основании актов обследования ММУК «ДНТ» от <Дата> и МУДО «ДШИ» от <Дата> утверждены паспорта безопасности указанного объекта (в соответствии с занимаемыми помещениями), в соответствии с которыми объекту присвоена II категория опасности.
В ходе проверки установлено, что вопреки вышеуказанным положениям законодательства обеспечение безопасности ММУК «ДНТ» и МУДО «ДШИ» реализуется на объекте не в полном объеме: в нарушение подп. «б» п. 22, подп. «в» п. 23 Требований, п. 2.2.1 СП на объекте не установлена система ограждения, что влечет бесконтрольное пребывание на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Бездействие и непринятие действенных мер по обеспечению надлежащего уровня антитеррористической защищенности и комплексной безопасности являются противоправными, недопустимыми и, как следствие, влекут нарушение конституционных прав работников учреждения, и иных лиц, круг которых не определен, на охрану их жизни и здоровья.
По выявленным нарушениям <Дата> в адрес начальника отдела культуры и национальной политики администрации МР «Удорский» внесено представление <Номер> об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
Поскольку ММУК «ДНТ» и МУДО «ДШИ» являются муниципальными казенными учреждениями и не имеют денежных средств, достаточных для выполнения работ по устранению в целом выявленных нарушений, то в соответствии с п. 6.1 части 1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Указанная норма также закреплена в п. 7 ч. 1 ст. 9 Устава МО МР «Удорский».
В соответствии со ст. 9 Устава МР «Удорский» к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с Федеральным № 131-ФЗ относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ст. 35 Устава МР «Удорский» администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрация района осуществляет полномочия, в том числе по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми.
В силу положений, установленных ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности учреждения является обязанностью руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, у администрации имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, в том числе на обустройство территории учреждения культуры.
Таким образом, бюджет формируется на уровне муниципального района, администрацией распределяются денежные средства, в том числе и на систему образования, учредителем и собственником учреждения культуры является администрация, но в лице своего структурного подразделения – отдела культуры и национальной политики подотчетного администрации района.
Следовательно, администрация МР «Удорский» обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации деятельности в учреждениях культуры.
Неисполнение администрацией муниципального района «Удорский», ММУК «ДНТ» и МУДО «ДШИ» требований в сфере противодействия терроризму нарушает основные принципы законодательства в данной области, к числу которых относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на общественную безопасность и профилактику террористической деятельности, а также нарушают интересы Российской Федерации по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, что является недопустимым.
С учетом установленных обстоятельств и исследованных материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, применив вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский», муниципальному межпоселенческому учреждению культуры «Дом народного творчества им. Ю.К. Васютова», муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» об обязании устранить нарушения требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры удовлетворить.
Обязать муниципальное межпоселенческое учреждение культуры «Дом народного творчества им. Ю.К. Васютова» , и муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств», , в срок до <Дата> устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в отношении объекта, расположенного по адресу: <Адрес>, путем установления ограждения по периметру территории.
Обязать администрацию муниципального района «Удорский», ОГРН 1021101087039, ИНН 1118003329, обеспечить финансирование муниципальное межпоселенческое учреждение культуры «Дом народного творчества им. Ю.К. Васютова» и муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств», расположенных по адресу: <Адрес>, мероприятий по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры путем установления ограждения по периметру территории.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе <Адрес> Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 17 часам 00 минутам 25 июля 2022 года.