Решение по делу № 2-254/2018 от 10.05.2018

Дело № 2-254/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Республика Карелия г. Лахденпохья 07 июня 2018 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеевой Ларисы Ануфриевны к администрации Лахденпохского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Сергеева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района о предоставлении жилого помещения. Иск мотивирован тем, что истец совместно со своими сыновьями и дочерьми зарегистрирована в муниципальной квартире, по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии №15 от 13.06.2011г. квартира №1 дома № 3 по ул.Гагарина в п.Хийтола была признана непригодной для проживания. В дальнейшем администрацией Хийтольского сельского поселения (далее ХСП) без уведомления истца было принято решение о разборке вышеуказанной квартиры. В результате действий администрации в настоящее время данной квартиры не существует. Какого-либо другого жилья, взамен разобранного, администрация не предоставила. Иного жилья ни у истца, не у ее детей нет, живут в съемных квартирах. Истица была поставлена ответчиком на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на положения ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.2 ст.49, п.3 ч.1 ст.51, ч.2 ст.57, 85, 89 Жилищного кодекса РФ, истец просила: обязать администрацию ЛМР предоставить ей вне очереди на состав семьи из пяти человек: Сергеева Л.А., Сергеев И.С., Сергеева Г.С., Конопелько А.С., Сергеев В.С. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в границах ХСП общей площадью 44 кв.м.

В судебном заседании истец Сергеева Л.А. и её представитель по устному ходатайству Сергеев И.С. (участвующий в деле также в качестве третьего лица) поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Сергеев И.С. также дополнил, что дети истицы (третьи лица по делу) с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращались и обращаться не собираются, так как проживают в Ленинградской области.

Представитель ответчика – администрации ЛМР по доверенности Медведева О.В. исковые требования не признала. Пояснила, что истец стоит в очереди нуждающихся в списках первоочередников за № 6, то есть оснований для предоставления ей жилья во внеочередном порядке не имеется, так как в ином случае будут нарушены права лиц, стоящих в очереди перед истцом.

Третьи лица – Конопелько А.С., Сергеев В.С., Сергеева Г.С., представитель администрации Хийтольского сельского поселения (далее ХСП) в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска.

В судебном заседании установлено, что истец Сергеева Л.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.6). Данная квартира являлась муниципальной. В указанной квартире также зарегистрированы члены семьи истца: сыновья – Сергеев И.С., Сергеев В.С. и дочери – Сергеева Г.С. и Конопелько А.С.

Согласно заключению межведомственной комиссии, вынесенному на основании акта обследования жилого помещения: <адрес> по адресу: <адрес>, данная квартира признана непригодной для проживания. В заключении указано, что необходимо произвести разборку <адрес> отремонтировать кровлю над квартирой (л.д.8).

На основании указанного заключения, <адрес> по адресу: <адрес> была разобрана полностью, в настоящее время данной квартиры не существует, вышепоименованный дом фактически является одноквартирным. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела, в том числе представленными фотографиями.

Постановлением администрации ЛМР №193 от 12.05.2017 года Сергеева Л.А. признана нуждающейся в жилых помещениях жилищного фонда ЛМР, малоимущей, т.к. её доход составляет 8803 руб. (при установленном прожиточном минимуме на душу населения 9691 руб.), поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях жилищного фонда ЛМР, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.32).

Из книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Хийтольского сельского поселения следует, что Сергеева Л.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в списках первоочередников за № 6.

Согласно сведениям из ЕГРН право собственности на квартиру адресу: <адрес> не зарегистрировано; право собственности на недвижимое имущество на территории Российской Федерации за истицей и членами ее семьи Сергеевым И.С., Сергеевым В.С., Сергеевой Г.С. и Конопелько А.С. не зарегистрировано.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в ЛМР утверждена Постановлением Главы ЛМР № 15/119-6 от 30.07.2015 года и составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения поселения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

На основании ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 16).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях, данные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики РФ, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П, Определения от 15.02.2005 N 17-О, от 05.03.2009 N 376-О-П).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

На основании ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу положений ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично. В судебном заседании установлено, что истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, жилое помещение, занимаемое ею по договору социального найма, признано непригодным для проживания, то есть она имеет право на предоставление во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям (уровню благоустройства) ХСП, соответствующего санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек, общей площадью не менее площади ранее занимаемого жилого помещения.

Требования истца о предоставлении жилого помещения на состав семьи из 5 человек удовлетворению не подлежит, так как остальные члены семьи истца заявлений о признании их нуждающимися в жилых помещениях не подавали и на учет в качестве нуждающихся не принимались.

Ссылка ответчика о том, что предоставление жилого помещения по указанным основаниям истице во внеочередном порядке ранее граждан, состоящих в сводном списке льготной очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений Хийтольском сельском поселении, нарушит права и законные интересы указанных лиц, судом отклоняется.

Норма п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В силу ст. 98 ГПК с ответчика в пользу истца подлежат взыскания расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района предоставить Сергеевой Ларисе Ануфриевне в границах Хийтольского сельского поселения во внеочередном порядке на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к условиям (уровню благоустройства) Хийтольского сельского поселения, соответствующее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек, общей площадью не менее площади ранее занимаемого жилого помещения.

Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района в пользу Сергеевой Ларисы Ануфриевны 300 (триста) рублей судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной истцом при подаче искового заявления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    

Председательствующий:         А.Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено 13 июня 2018 года.

Председательствующий: А.Б. Каменев

2-254/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сергеева Лариса Ануфриевна
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
Сергеев В.С.
Сергеева Г.С.
Администрация Хийтольского сельского поселения
Сергеев И.С.
Конопелько А.С.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
07.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее