Судья Цыкуренко А.С. дело № 33-6942/2020
Киевский районный суд
г. Симферополя Республики Крым
Гр.дело 2-1098/2020
УИД 91RS0002-01-2019-008522-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 25 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Егоровой Е.С., Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Олиярчука Виктора Петровича на решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 12 мая 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Олиярчук Виктора Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛА:
Олиярчук В.П. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым и Отделению Пенсионного Фонда по Республике Крым и просил в связи с достижением пенсионного возраста обязать ответчиков производить выплату ранее назначенной пенсии в полном объеме (100%), которая выплачивалась ему с 01.01.2015 года в сохраненном размере 19096,52 рублей указав, что состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым, ему выплачивается пенсия по инвалидности с 02.07.2007 года. Как указывает в иске Олиярчук В.П., распоряжением Пенсионного Фонда Украины от 07.10.2009г. изменен вид расчетов, и сделан перерасчет пенсии. В связи с чем, ему назначена трудовая пенсия в размере 1684,12 грн., из которой выплачивалась пенсия по инвалидности в размере 90% от назначенной трудовой пенсии и составляла 1515,71 грн. Данная пенсия проиндексирована в 2014 году и на сегодняшний день он получает сохраненный размер пенсии который у него имелся на 31.12.2014 года. Несмотря на достижение пенсионного возраста и возникновения права на получение пенсии в полном объеме 100% в нарушение законодательства ему продолжает выплачиваться сохраненный ее размер, который рассчитан как 90% от установленной ему в 2009 году пенсии, то есть продолжает выплачивается сумма 16974,68руб., без увеличения на 10%.
Поскольку истец 17.01.2017 года достиг пенсионного возраста, он полагает, что ему должна выплачиваться пенсия в полном объеме (90% +10%), которая должна составлять 18813,42 рублей. Однако ответчик полагает, что размер пенсии, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 16974,68 руб.
В порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец изменил исковые требования и просил: признать, что пенсия, назначенная Олиярчуку Виктору Петровичу, по состоянию на 21 марта 2014 года составляла 2475,45 гривен, пенсия в рублях Российской Федерации произведенная относительно этой суммы составляет 18813,42 рублей; возложить на ответчиков обязанность производить в полном (100%) объеме выплату ему ранее назначенной пенсии, размер которой сохранен на 31.12.2014 года, и составляет 18813,42 рублей в связи с достижением пенсионного возраста; возложить на ответчиков обязанность произвести выплату пенсии в полном объеме с момента достижения пенсионного возраста с 17 января 2017 года
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 12 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец Олиярчук В.П. подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Заслушав докладчика, истца Олиярчука В.П., поддержавшего апелляционную жалобу в полном объёме, представителя ответчика Соболеву Н.С., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что истец является получателем пенсии по инвалидности второй группы общего заболевания.
Распоряжением Пенсионного Фонда Украины от 07.10.2009г. изменен вид расчетов, в связи с чем назначена трудовая пенсия в размере 1684,12 грн., из которой выплачивалась пенсия по инвалидности в размере 1515,71 грн., что составляло 90% от назначенной трудовой пенсии.
14.08.2018 года, истец обратился с заявлением о выплате ему в полном объёме пенсии, назначенной в 2009 году Украинским Пенсионным Фондом в размере 1684,12 грн. с применением индексации к указанному размеру на основании Указа президента и перерасчете ее на российские рубли.
Письмом от 14.09.2018 года № ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым указано, что несмотря на достижение пенсионного возраста, выплата 100 % размера пенсии, назначенной при Украине и сохраненной Российской Федерацией истцу производится не будет, а сохранится выплата пенсии, которую истец получал как инвалид второй группы, 90% от назначенной, пенсии пересчитанной на рубли и выплачиваемой на 31.12.2014 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», установив, что пенсионные права истца не нарушены, и размер пенсии определен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований, для удовлетворения исковых требований.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается и находит его вынесенным с соблюдением норм материального права.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) устанавливает порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях названных субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2, части 3 статьи 3 поименованного закона с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, размеры пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе осуществляет свою деятельность, связанную с назначением, перерасчетом пенсии с 01 января 2015 года, в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации.
Как установлено из материалов дела при перерасчете пенсии истцу с 01.01.2015 года ее размер, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, составил 9651,57руб., с 01.02.2015 с учетом индексации - 10752,08 руб., с 01.02.2016 с учетом индексации - 11182,48 руб.
В связи с тем, что размер пенсии, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, не достиг размера пенсии, выплачиваемой Олиярчуку В.П. на 31.12.2014г., пенсия ему выплачивается в сохраненном, более высоком размере - 16974,68 руб.
Оспаривая размер пенсии истец указывает, что в соответствии с ч.2 ст. 33 Закона Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании» № 1058 от 09.07.2003г. он как инвалид второй группы, получал пенсионное обеспечение в сумме 2233,51 гривен, что составляло 90 % от суммы назначенной пенсии. Данный размер пенсии определён законодательством Украины до достижения истцом пенсионного возраста, с которого ему должен выплачиваться 100% ее размер.
По мнению истца, в настоящее время ответчик должен произвести расчет пенсии в рублях Российской Федерации с применением коэффициента 7,6 по схеме: сумма назначенной пенсии 2475,45 грн. + 100% х 3,8. В этом случае пенсия, сохраненная Российской Федерацией с применением коэффициента 7,6, составляет 18813,42 рублей (2475,45 грн. + 100% х 3,8), которая подлежала выплате ему после достижения пенсионного возраста.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.01.2017 по достижению истцом 60-ти лет, ответчиком произведен перерасчет пенсии истца, который в соответствии с законодательством Российской Федерации составил - 11182,48 руб. При этом, пенсия исчислена из стажа для определения права 35 лет 1 день и заработной платы, учтенной за период с 01.01.1993 по 31.12.1997, с учетом заработной платы по совместительству, коэффициент отношения заработка к средней по стране этот же период составил 4,87, к которому применено ограничение 1,2 (предусмотренное п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.20 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
С 01.02.2017 размер пенсии по старости истца (в соответствии с законодательством Российской Федерации), с учетом индексации составит 11486,28 руб., с 01.04.2017 - 11813,03 руб., с 01.01.2018 - 12250,34 руб.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, поскольку размер пенсии, исчисленный истцу в соответствии с законодательством Российской Федерации, не достиг размера пенсии, выплачиваемой ему на 31.12.2014, то ответчик определил к выплате пенсию в сохраненном, более высоком размере - 16974,68 руб., с чем согласился суд первой инстанции.
Принимая во внимание, установленные обстоятельства, учитывая вышеизложенные нормы пенсионного законодательства Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, суд первой инстанции верно указал, что пенсионные органы Российской Федерации в Республике Крым законодательно не наделены полномочиями принимать после 01.01.2015г. какие-либо решения, связанные с пенсионным обеспечением граждан по нормам законодательства Украины, в том числе по назначению (определению размера) пенсии с даты достижения истцом пенсионного возраста (17.01.2017) по законодательству Украины, которая 17.01.2017г. составила бы 2475,45 грн. и явилась бы основанием для перерасчета сохранённой пенсии, исчисленной из расчёта 2233,51 грн.(90%).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает необходимым также отметить, что согласно п. 1 Указу Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в дополнение к назначенной истцу пенсии, ему устанавливалась еще ежемесячная выплата: с 01.01.2014 - в размере 25% от назначенной пенсии, с 01.05.2014 - в размере 50%, с 01.06.2014 - в размере 75%, с 01.07.2014 - в размере 100% от назначенной пенсии, данная выплата к пенсии производилась до перерасчета назначенной истцу пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Далее, установив при перерасчете, что пенсия истца меньше установленного размера, ему в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» продолжили выплачивать сохраненную пенсию с доплатами.
При этом если не принимать во внимание доплаты установленные Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», и пересчитать размер пенсии, установленной истцу в Украине на Российские рубли, как просит истец, 100 % размер такой пенсии составит 9406,71 рублей(2475,45 грн. Х 3,8), тогда как истцу выплачивается пенсия в большем размере.
В связи с указанным, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Олиярчуку В.П., соответствуют нормам материального права, регулирующего данные правоотношения и собранным по делу доказательствам, нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по мнению судебной коллегии не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Определение круга доказательств по делу, их анализ и оценка произведены судом в соответствии с требованиями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Олиярчука Виктора Петровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи