Дело № 2-1452/2024 ......
......
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 августа 2024 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Глебовского Я.А.
при секретаре Новожениной А.С.
с участием
истца Журавлева В.В. в лице представителя Байковой О.А. по ордеру,
ответчика - ОСФР по Владимирской области- Кротковой Ю.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Журавлева В.В. к ОСФР по Владимирской области о включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии,
установил:
Журавлев В.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Владимирской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости. В обоснование указывает, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением от 16.02.2024 отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку специальный стаж составил 3г. 03 мес.14 дн. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», вместо требуемых 12 лет 6 месяцев и возраста 55 лет.
Указанным решением в специальный стаж истца не были включены некоторые периоды его трудовой деятельности работы, просит суд с учетом уточнения исковых требований включить с специальный страховой стаж периоды:
- с 24.08.1984 по 13.01.1989 в должности электросварщика на ......».
Обязать ОСФР по Владимирской области назначить Журавлеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 25.09.2023.
В судебном заседании истец исковые требования поддерживает.
Ответчик - ОСФР по Владимирской области в лице представителя возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в решении ОПФР.
Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные и собранные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального законы № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 1991 года).
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2 1956 года).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исчисление периодов работы, дающее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).
В судебном заседании установлено, что согласно записям в трудовой книжке истец работал: с 24.08.1984 по 13.01.1989 в должности электросварщика на ......».
25.09.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ОПФР от 16.02.2024 года истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Указанным решением в специальный стаж истца не были включены указанные выше периоды работы.
По результатам оценки пенсионных прав истца пенсионным органом признан и учтен специальный стаж истца в размере 3г. 03 мес.14 дн. вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, а с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ наличие минимального специального стажа 6 лет и 3 месяца.
Рассматривая исковые требования о включении в специальный стаж периода с 24.08.1984 по 13.01.1989 в должности электросварщика на Краматорском комбинате крупнопанельного домостроения треста «Донецкжилстрой индустрия» суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 09.06.2015 года.
Соответственно, спорные периоды, рассматриваемые судом, имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования и в период действия Списка №2 1956 года.
Списком № 1956 года предусматривалось льготное пенсионное обеспечение газорезчиков и их подручных, газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных (раздел XXXII «Общие профессии»).
Информационным письмом Минтруда РФ N 3073-17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000 года разъяснено, что должность «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» по факту являются должностями, совмещающими две профессии, предусмотренные Списком № 2 1956 г., а именно «газосварщик» и «электросварщик», которые отличаются лишь типом используемого при сварке оборудования.
Вместе с тем, Списком № 2 1956 г. при оценке пенсионных прав по льготным условиям не предусматривалось представление сведений о типе оборудования, виде и характере выполняемых работ.
Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 года утверждены Разъяснения «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517», действовавшие до 21.11.1996 года.
Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 утверждены Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», действующие с 21.11.1996 года.
Вышеуказанными Разъяснениями предусматривалось, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Пунктом 4 и 5 Правил № 516 (действующих с 25.07.2002 года) определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, вышеуказанные Разъяснения и Правила № 516 не могут быть применены к правоотношениям, возникшим до их принятия. Разъяснения даны к положениям Списка № 2 1991, и не отнесены к Списку № 2 1956 г.
В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 5/8 «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, необходимость подтверждения факта полного рабочего дня для работников, указанных в названных Списках распространялась лишь на тех работников, и в тех случаях, когда это прямо было указано Списками.
Разделом XXXII «Общие профессии» Списка 2 1956 г. не предусматривалась необходимость такого подтверждения для газорезчиков и их подручных, газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных.
Работа в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке истца, которые под сомнение ответчиком не поставлены, и недействительными не признаны. Согласно адресной справке ...... с 19.09.2001 по 04.10.2023 истец был зарегистрирован в ......, поэтому в силу требований Федерального закона от 17.02.2023 №17-ФЗ периоды работы при подтверждении регистрации в ...... с 2014 по 2022 приравниваются к периодам, включаемым в страховой стаж на соответствующих видах работ.
За указанные периоды Списком №2 1956 года не требовалось подтверждение полной занятости, поэтому указанные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж.
На этом основании суд приходит к выводу, что в специальный стаж и страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании ст.11 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ подлежат включению указанные периоды работы, специальный стаж составит лет 8 месяцев 4 дня, что более требуемых 6 лет 3 месяцев.
С учетом периода работы, включенным настоящим решением суда, право на пенсию возникнет с даты обращения за пенсией, т.е. с 25.09.2023.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Журавлева В.В. удовлетворить.
Обязать ОСФР по Владимирской области включить Журавлеву В.В. в страховой и специальный стаж периоды работы:
- с 24.08.1984 по 13.01.1989 в должности электросварщика на ......».
Обязать ОСФР по Владимирской области назначить Журавлеву В.В. досрочную страховую пенсию по старости с 25.09.2023.
Взыскать с ОСФР по Владимирской области (......) в пользу Журавлева В.В., ......, в возврат государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья ...... Я.А. Глебовский
......
......
......
......