Судья: Подольская А.А. Дело № 33а-4455/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2018 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области на решение Самарского областного суда от 24 января 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО «Тольяттисинтез» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, указав, что АО «Тольяттисинтез» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 59 088 кв. м, №, площадью 31 244 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений административно-хозяйственной зоны, расположенных по адресу: <адрес>. Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе вышеназванных. Дата определения кадастровой стоимости названных земельных участков – 01.01.2013, кадастровая стоимость составляет: 59 597 930 руб. для участка с кадастровым номером № и 113 200 790,40 руб. для участка №, что значительно превышает их рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком ООО «Центр передовых оценочных технологий». Вместе с тем, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 отклонено заявление АО «Тольяттисинтез» о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков, согласно отчетов об оценке от № ТС.2832/1, №ТС.2832/2 от 28.06.2017, выполненных ООО «Центр передовых оценочных технологий», по причине несоответствия отчетов об оценке требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку влечет уплату арендной платы в завышенном размере.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью 59 088 кв. м по состоянию на 01.01.2013 равной его рыночной стоимости в размере 28 953 120 руб.; №, площадью 31 244 кв. м, по состоянию на 01.01.2013 в размере 16 840 516 руб.
Судом постановлено решение, которым административный иск АО «Тольяттисинтез» удовлетворен частично. Установлена кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 59 088 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений административно-хозяйственной зоны, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2013 в размере 30 991 333,44 руб.; с кадастровым номером №, площадью 31 244 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений цеха № и цеха №, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости 17 329 965,66 руб. Установлена дата подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 07.07.2017, в суд – 13.11.2017.
С указанным решением не согласился представитель ТУ Росимущества в Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ТУ Росимущества в Самарской области – Севостьянова А.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель АО «Тольяттисинтез» – Марченкова Ю.Н. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Правительства Самарской области, Администрации г.о. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.245 КАС РФ, введенного в действие с 15.09.15, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно положениям статьи 65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям абзаца пятого ст.24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела усматривается, что АО «Тольяттисинтез» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: № №, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений административно-хозяйственной зоны, расположенных по адресу: <адрес>, которые находятся в собственности Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Самарской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 113 200 790,40 руб., земельного участка с кадастровым номером № в размере 16 840 516 руб., утверждена приложением № 1 к Постановлению Правительства Самарской области №610 от 13.11.2013 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».
Из представленного административным истцом отчетов об оценке № ТС.2832/1, №ТС.2832/2 от 28.06.2017, выполненных ООО «Центр передовых оценочных технологий» следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № составила 28 953 120 руб., земельного участка с кадастровым номером № составила 16 840 516 руб. Оценка проводилась по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату формирования перечня земельных участков Самарской области, в отношении которых упомянутым постановлением правительства Самарской области утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов.
07.07.2017 АО «Тольяттисинтез» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта капитального строительства.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 04.08.2017 № 17/14с-1 и №17-14с-2 заявление АО «Тольяттисинтез» о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.
Не согласившись с таким решением, считая свои права нарушенными, АО «Тольяттисинтез» обратилось в суд с настоящими требованиями.
В целях правильного разрешения дела судом по ходатайству представителя администрации г.о. Тольятти Самарской области назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков. Производство экспертизы поручено экспертам ООО «Институт оценки и управления». По результатам экспертизы получено заключение эксперта ООО «Институт оценки и управления» от 25.12.2017, в котором содержится вывод о том, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2013 составляет 30 991 333,44 руб., земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ту же дату составляет 17 329 965,66 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
При назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имелось.
Нарушений порядка назначения экспертизы, из материалов дела не усматривается.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Доказательств некомпетентности назначенной судом экспертной организации, нарушений законодательства экспертом и иных злоупотреблений при проведении экспертизы в материалах дела не имеется.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что заключение эксперта ООО «Институт оценки и управления» является допустимым и достаточным доказательством по делу, а величина рыночной стоимости, определенная экспертным заключением, признается достоверной.
Оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с отчетами об оценке, представленными административным истцом не имеется, поскольку выводы судебного эксперта не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению с учетом результатов судебной экспертизы.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.
В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения в суд является 13.11.2017, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 07.07.2017, что правомерно указано в резолютивной части решения суда.
Ссылки в жалобе на то, что ранее земельные участки с кадастровыми номерами № № являлись объектами оценки, установленной отчетами об оценки №4/ОЦ-53 от 18.07.2014, №4/ОЦ-54А от 06.02.2015, с целью определения рыночной стоимости для заключения договоров аренды, разногласия, при заключении которых урегулированы решениями Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2015 и от 21.01.2016, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 48 758 000 руб., земельного участка с кадастровым номером № – 25 901 000 руб., не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.
При оценке указанных доводов апелляционной жалобы судебная коллегия учитывает, что отчеты об оценке №1/ОЦ-53 и №1/ОЦ-54А, датированы 2014 и 2015 годами, целью которых являлось заключение договоров аренды от 21.01.2016 №16-2015 (2012-2061) и от 15.12.2015 №121-2014(2011-2060).
В рамках настоящего административного дела оценка рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером № и № проводилась с целью установления рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Данной нормой права также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
То есть, рыночная стоимость должна быть установлена по состоянию на 01.01.2013, а отчеты на которые ссылается ТУ Росимущества Самарской области датированы 2014 и 2015 годы.
При этом, доводов о том, что заключение ООО «Институт оценки и управления» составлено с нарушениями требований действующего законодательства, предъявляемых к отчету об оценке объекта недвижимости, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылка автора апелляционной жалобы на судебные решения по делам № А55-7295/2015 и № А55-16591/2015 и договоры аренды земельных участков № 16-2015 (2012-2061) от 21.01.2015, и № 121-2014 (2011-2016) не может быть принята во внимание, поскольку данные документы не представлялись административным ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, а в соответствии с п. 2 ст. 308 КАС РФ новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе отказать участвующему в деле лицу в удовлетворении ходатайства о приобщении или об истребовании дополнительных доказательств, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора. В иных случаях суд апелляционной инстанции принимает новые доказательства при условии, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
В апелляционной жалобе административного ответчика не приводится каких-либо обоснований уважительных причин, которые бы препятствовали представить в суд первой инстанции указанные выше новые доказательства. Учитывая возражения представителя административного истца, ссылка в апелляционной жалобе на новые доказательства, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку административный ответчик имел возможность представить данные доказательства в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется; суд постановил законное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по результатам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского областного суда от 24 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –