№ 2-20/2023
10RS0018-01-2022-000631-08
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2023 года г. Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи В.Г. Ерохиной,
при помощнике судьи С.Е. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Чертенкову А.Н. об обязании совершить определенные действия в отношении объекта культурного наследия «Церковь Никольская» и разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия,
установил:
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия обратилось в суд с иском к Чертенкову А.Н. об устранении нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия. В обосновании требований ссылаются, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства со стороны Чертенкова А.Н., которому на праве собственности (на основании договора купли-продажи от хх.хх.хх г.) принадлежит объект недвижимого имущества – здание церкви (памятник истории и культуры), общей площадью ... кв.м, двухэтажное, по адресу: Республики Карелия, .... Указанный объект культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.) состоит на государственной охране в соответствии с Приказом Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от 18.05.2007 № 182. Законодательством Российской Федерации на собственника объекта культурного наследия возложена обязанность по его содержанию. В нарушение требований закона, объект культурного наследия, принадлежащий Чертенкову А.Н., находится в ненадлежащем состоянии, требует восстановительного ремонта. На основании изложенного, истец просит обязать ответчика в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу провести первоочередные консервационные работы, направленные на недопущение ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.), в срок до 31 марта 2023 года разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.) с привлечением организации, имеющей соответствующую лицензию на разработку научно-проектной документации и в срок до 31 декабря 2023 года провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.) на основании разработанной научно-проектной документации, с привлечением организации, имеющий соответствующую лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена Банкузова Л.Н.
В судебном заседании представитель истца Житков Е.В., по доверенности, поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, не возражал против вынесения заочного решения.
Ответчик Чертенков А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом по адресу регистрации. Судебная корреспонденция возвращена с указанием на истечение срока хранения.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и содержащей толкование положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному самим юридическим лицом, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если юридическое лицо фактически не находится по указанному адресу.
В соответствии с указанным выше постановлением сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Таким образом, суд, признав причину неявки ответчика неуважительной, определил рассмотреть дело в его отсутствие. Принимая во внимание отсутствие возражений или объяснений со стороны ответчика Чертенкова А.Н., суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений, имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие. Истец не возражал против вынесения заочного решения.
Участвующее в деле третье лицо Банкузова Л.Н. в суд не явилась, о месте его проведения извещена.
Суд, выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец - Управление в соответствии с Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 № 123-П, является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На территории ... муниципального района Республики Карелия находится выявленный объект культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.), состоящий на государственной охране в соответствии с Приказом Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от ....
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
13.07.2021 сотрудниками подведомственного Управлению Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» произведен технический осмотр объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.), по результатам которого выявлен ряд нарушений в части касающейся содержания объекта культурного наследия, а также отмечена необходимость проведения следующих работ по его сохранению: проведение ремонта кровли и водосточной системы, восстановление утраченных элементов печных труб; восстановление утраченного креста над куполом; ремонт цоколя и устройство отмостки; реставрация фасадов, в том числе оконных и дверных заполнений, элементов декоративного убранства; ремонт входных зон (крылец, козырьков); ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений; ремонт печей; ремонт ограды с восстановлением утраченных элементов входных зон; регулярное выкашивание травы на прилегающей территории.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодексакодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 4 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также перечень необходимых документов, в том числе образец заявления о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 № 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдается Управлением в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями.
Указанный объект культурного наследия принадлежит на праве собственности Чертенкову А.Н. на основании договора купли-продажи, заключенному хх.хх.хх г. между Дубиным С.Ю. и Чертенковым А.Н.
При оформлении сделки интересы Чертенкова А.Н. представляла Банкузова Л.Н., на основании доверенности ... от хх.хх.хх г..
хх.хх.хх г., письмом Министерства культуры Республики Карелия №-и в адрес представителя Банкузовой Л.Н. (на основании ее заявления от хх.хх.хх г.) было направлено охранное обязательство собственника объекта культурного наследия №.2-№, в соответствии с которым на Чертенкова А.Н., как на собственника выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.), возложена обязанность по содержанию, сохранению и поддержанию в удовлетворительном состоянии указанного объекта в силу требований ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.
Письмом Управления от хх.хх.хх г. №-и в адрес Чертенкова А.Н. направлено уведомление о необходимости проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.), а также представлена информация о наступлении установленной законом ответственности в случае неисполнения требований, возложенных на Чертенкова А.Н., как на собственника объекта культурного наследия.
С момента направления указанного письма в адрес Чертенкова А.Н., заявления на выдачу задания/разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в адрес Управления не поступало, какие-либо меры со стороны собственника не принимались.
Письмом от хх.хх.хх г. №-и Управлением в адрес Чертенкова А.Н. направлено повторное уведомление о незамедлительном принятии мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия. Указанные документы были получены ответчиком, однако каких-либо мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия собственником предприняты не были. Обращения, заявления, а также иная информация от собственника о невозможности исполнения возложенных обязанностей в адрес Управления не поступала.
В соответствии с выпиской из Единого реестра недвижимости об объекте недвижимости, Чертенков А.Н. на день рассмотрения иска является правообладателем объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, являющимся выявленным объектом культурного наследия.
Статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлены обязанности лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона, по содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, одной из которых является осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Таким образом, с момента приобретения объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.) в собственность, на Чертенкова А.Н. возложена обязанность по принятию мер, направленных на недопущение ухудшения состояния объекта культурного наследия, в том числе проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства.
Учитывая, что со стороны Чертенкова А.Н. каких-либо мер по сохранению объекта предпринято не было, что в свою очередь, привело к систематическому ухудшению состояния объекта, повлекшему в настоящее время необходимости проведения полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия и приведения его в надлежащее состояние, требования Управления заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
С учетом положений ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание специфику, количество и сроки выполнения необходимых действий, существующую угрозу дальнейшего ухудшения состояния объекта культурного наследия, в целях его недопущения, суд полагает необходимым обязать ответчика совершить известные действия в указанные в исковых требованиях истцом сроки, полагая их разумными и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет Суоярвского Муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия удовлетворить.
Обязать Чертенкову А.Н., паспорт (серия №, выдан ... хх.хх.хх г.) в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу провести первоочередные консервационные работы, направленные на недопущение ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.), а именно:
1) провести ремонт кровли и водосточной системы, восстановить утраченные элементы печных труб;
2) провести ремонт цоколя и устройство отмостки;
3) провести ремонт входных зон — крылец и козырьков;
4) провести ремонт ограды с восстановлением утраченных элементов входных зон;
5) провести выкос травы на территории земельного участка и прилегающей территории.
В срок до 31 марта 2023 года разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.) с привлечением организации, имеющей соответствующую лицензию на разработку научно-проектной документации.
В срок до 31 декабря 2023 года провести работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Церковь Никольская» (сер.XIX в.) на основании разработанной научно-проектной документации, с привлечением организации, имеющий соответствующую лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а именно:
1) провести работы по восстановлению утраченного креста над куполом;
2) провести реставрацию фасадов, в том числе оконных и дверных заполнений, элементов декоративного убранства;
3) провести ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений;
4) провести ремонт печей.
Взыскать с Чертенкову А.Н. в бюджет Суоярвского Муниципального округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.Г. Ерохина
Мотивированное решение изготовлено 24.01.2023