Решение по делу № 11-3/2022 от 10.02.2022

Номер дела в суде первой инстанции 2-1/2022

68MS0059-01-2021-001101-77

Дело № 11-3/2022

Судья Руднева С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 апреля 2022 года                    г. Уварово Тамбовской области

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Сибилевой О.Е., при секретаре Колчинской А.Н., Перепелицыной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюзиной В.Г. к ООО «Служба единого заказчика» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе истца Зюзиной В.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Уваровского района и г. Уварово Тамбовской области от 15.12.2021 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Зюзина В.Г. обратилась с иском к ООО «Служба единого заказчика» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. и взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, излишне уплаченных за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, отоплению, общедомовым нуждам, штрафа в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Уваровского района и г. Уварово Тамбовской области от 15 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Зюзиной В.Г. к ООО «Служба единого заказчика» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг отказано.

В апелляционной жалобе истец Зюзина В.Г. выражает несогласие с обжалуемым решением, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального права, просит отменить.

Указывает, что управляющая компания ООО «СЕЗ» является исполнителем коммунальных услуг на основании прямого договора № 1/33 от 01.01.2013 г. на управление, содержание и предоставление коммунальных услуг, заключенный с собственниками МКД № 33, который согласно пункту 5.1. действует с 01.01.2013 по 31.12.2018. Соглашение № 4 от 15.01.2018 к договору № 1/33 от 01.01.2013 подтверждает обязанность управляющей компании выполнять поставку коммунальных услуг до конца года. Нарушение ООО «СЕЗ» расчета платы за горячую воду по двухкомпонентному тарифу с 2016 по 2018, который не был утвержден в данный период. Согласно п. 54 Правил № 354, двухкомпонентный тариф может применяться в случае самостоятельного производства горячей воды исполнителем и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещения многоквартирного дома. В многоквартирном доме № 33 технически невозможно установить оборудование для нагрева горячей воды, в связи с чем, исполнитель самостоятельно не мог производить нагрев горячей воды. Горячее водоснабжение поступает в многоквартирный дом из теплового пункта по централизованной системе горячего водоснабжения. На основании вышеназванных Правил расчет по двухкомпонентному тарифу производился незаконно. Двухкомпонентный тариф состоит из компонентов тепло и вода. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» пункт 87, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций. Пункт 38 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодная вода и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов. При расчете платы по двухкомпонентному тарифу к компоненту тепло ООО «СЕЗ» прибавляет компонент вода по цене питьевой воды для населения. Согласно п.п. 90, 91 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, питьевая вода может быть компонентом в случае, если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды и подготовку до уровня питьевой. В соответствии с приказом ФСТ от 27.10.2013 № 176-э (в ред. от 28.10.2020г.) «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», зарегистрированного в Минюсте России от 25.02.2021г. п. 111, значение компонента на холодную воду рассчитывают исходя из тарифов на питьевую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор воды и водоподготовку до уровня питьевой. Нарушением является то, что управляющая компания ООО «СЕЗ» рассчитывала плату за горячую воду по саморассчитанному расходу тепловой энергии на подогрев куба воды – коэффициенту эффективности. Показатель расхода тепловой энергии является величиной неизменной в течение года или двух. Рассчитанный ООО «СЕЗ» показатель на подогрев куба воды менялся ежемесячно.

В возражениях на апелляционную жалобу истца Зюзиной В.Г. представитель ответчика Общество ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы – несостоятельными.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав истца Зюзину В.Г., представителей ответчиков Чернову М.А., Кондратьева А.Н., Копнину Т.В., просивших решение суда оставить без изменения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1572).

Правила N 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Данные положения нормативного правового акта корреспондируют части 1 статьи 157, части 9.1 статьи 156, части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 12 статьи 161 данного Кодекса управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение положений федерального законодательства Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 184).

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Данные положения нормативного правового акта соответствуют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, в соответствии с требованиями части 12 указанной статьи не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Данные требования федерального законодателя являются обязательными для сторон.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445).

Положения пункта 13 Правил N 354 соответствуют также правилам заключения договора энергоснабжения, содержащимся в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Раздел IV Правил N 354 определяет права и обязанности исполнителя. В силу подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, что соответствует части 1 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Пункт 64 Правил N 354 соответствует переходным положениям части 6 статьи 3 Федерального закона "О несении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 февраля 2012 г. издало постановление N 124, которым утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).

Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных названными Правилами особенностей.

В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям оплата осуществляется путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы истца Зюзиной В.Г. о том, что никакого договора с АО «ТСК» она не заключала, имеет договорные отношения с ООО «СЕЗ», не может повлечь удовлетворение заявленных требований, поскольку установление условий и порядка заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также разрешение вопроса о выборе правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, равно как и оценка правомерности действий ресурсоснабжающих организаций не входят в предмет доказывания по настоящему делу и не может рассматриваться как нарушающие права истца Зюзиной В.Г.

При этом, фактическое пользование Зюзиной В.Г. услугами, предоставляемыми ресурсоснабжающей организацией АО «ТСК» следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Поскольку истец пользуется услугами по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемыми ресурсоснабжающей организацией АО «ТСК» в многоквартирный жилой дом, в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, между сторонами сложились фактические договорные отношения.

Как следует из материалов дела, с 01 мая 2018 года исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома № 33 первого микрорайона города Уварово Тамбовской области, в котором проживает истец, является ресурсоснабжающая организация АО «ТСК», в связи с чем с указанного периода – 01.05.2018 г. ООО «СЕЗ» не может выступать исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в связи с чем заявленные требования истца предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Указанное с объективной достоверностью свидетельствует, что заявленные требования в части возложения на ООО «СЕЗ» обязанности произвести оплаты коммунальных услуг за период с 01.05.2018г. по 31.12.2018г. предъявлены к ненадлежащему ответчику, истец не заявлял о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

В соответствии со ст. ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года; течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Из представленных документов следует, что Зюзина В.Г. узнала (должна была узнать) о нарушении своего права ответчиком ООО «СЕЗ» не позднее 01.01.2016, - момент получения платежного документа на оплату коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ требования к форме о пропуске исковой давности законом не предусмотрены – оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела.

Представителем ответчика ООО «СЕЗ» заявлено ходатайство о применении по настоящему делу срока исковой давности до принятия судом решения по делу.

Разрешая заявленные требования истца в части перерасчета платы за коммунальные услуги за период с 01.01.2016г. по 31.01.2018г., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске исковой давности, поскольку начиная с 01.01.2016 по 01.01.2018 и до момента обращения истца с исковым заявлением в суд, прошло более трех лет, поскольку истец обратился в суд с требованием о перерасчете стоимости оплаты коммунальных услуг и взыскании денежных средств после истечения срока исковой давности, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду доказательств того, что имели место обстоятельства, свидетельствующие о перерыве или о приостановлении течения срока исковой давности.

Разрешая заявленные исковые требования истца в части возложения обязанности на ООО «СЕЗ» произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг за период с 01.02.2018г. по 30.04.2018г. судом первой инстанции обоснованно применены нормы законодательства, действующие на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.

В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, расчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен приказом Управления по регулированию тарифов в Тамбовской области от 31 августа 2012 года № 03/174 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг Тамбовской области» и объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан управляющей компанией по этому нормативу.

Аналогичным образом определяется объём (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды.

В силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что ответчик в спорном расчетном периоде осуществлял управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, первый микрорайон, <адрес>.

Поскольку поставка ресурса в данном случае осуществлялась в отношении спорного дома, к указанным правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 354, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

Как следует из части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе товариществом собственников жилья), и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме, и собственникам иных помещений этого дома. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пунктам 13 и 54 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией (товариществом собственников жилья) посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.

Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных услуг, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты «б», «г» пункта 31 Правил № 354).

Ответчик на основании пункта 21.1 Правил № 124 обязан приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно абзацам первому и второму пункта 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных этими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Согласно пункту 3 Приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.

Таким образом, при отсутствии в помещении прибора отопления, объем тепловой энергии, приходящийся на данное помещение, равен 0, но при этом на такое помещение распределяется объем тепловой энергии, потребленный на отопление мест общего пользования, по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354.

Отсутствие в нежилых помещениях МКД приборов отопления, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии на отопление мест общего пользования, приходящуюся на соответствующее нежилое помещение.

Соответственно, объем тепловой энергии в части отопления подлежит распределению между собственниками жилых и нежилых помещений, в которые поставляется тепловая энергия.

В соответствии со ст. ст. 210, 249 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст.ст. 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.

Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Таким образом, отсутствие в ряде нежилых помещений МКД приборов отопления не освобождает собственников таких помещений от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии на отопление мест общего пользования, приходящуюся на соответствующее нежилое помещение, а также от обязанности оплатить ГВС в целях содержания мест общего пользования.

Иное, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П, с учётом равной обязанности всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

Контррасчёт, представленный суду ответчиком ООО «СЕЗ» выполнен в соответствии с Правилами № 354, является арифметически верным, сомнений у суда не вызывает. Расчет истца судом в качестве доказательства не признан, в связи с тем, что основан на неверном толковании законодательства, регулирующего спорные отношения.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

С учётом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 и г. Уварово Уваровского района Тамбовской области от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Зюзиной В.Г. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:                 О.Е. Сибилева

11-3/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Зюзина Валентина Георгиевна
Ответчики
ООО "Служба Единого Заказчика"
Суд
Уваровский районный суд Тамбовской области
Судья
Сибилева Ольга Евгеньевна
Дело на странице суда
uvarovsky.tmb.sudrf.ru
10.02.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.02.2022Передача материалов дела судье
14.02.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
11.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Дело оформлено
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее