Дело № 2-3046/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Деминой А.А.,
с участием истца Обориной С.Н.,
представителя истца Мокрушина А.А., действующего на основании устного заявления истца,
представителя ответчика Макшаковой Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица – Департамента образования администрации города Перми Орловой К.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обориной Светланы Николаевны к Департаменту социальной политики администрации города Перми об установлении наличия стажа муниципальной службы, признании права на назначение пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л:
Оборина С.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной политики администрации города Перми (далее по тексту Департамент социальной политики) с учетом измененных (уточненных) в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований об установлении наличия стажа муниципальной службы по состоянию на 01.01.2010 года в количестве 13 лет 10 месяцев 02 дня, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 года №48 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми", признании права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48 (л.д.3-5, 38).
В обоснование заявленных требований истец указала, что Департаментом образования администрации города Перми принято решение об установлении ей (истцу) пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Пермской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области, решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 года №48 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми". В соответствии с Положением о Департаменте социальной политики администрации города Перми последний осуществляет принятие решения об определении размера пенсии за выслугу лет с одновременным уведомлением получателя о размере установленной ему пенсии за выслугу лет, решения о перерасчет, приостановлении, прекращении выплаты пенсии за выслугу лет. 20.03.2018г. Департамент социальной политики уведомил Департамент образования об отказе в предоставлении ей (истцу) пенсии за выслугу лет на основании решения Пермской городской Думы от 24.04.2001 года №48 в связи с отсутствием стажа муниципальной службы на 01.01.2010 года не менее 10 лет и, следовательно, права на выбор правовой основы при установлении пенсии за выслугу лет. Однако в соответствии с положениями законодательства приказом начальника Департамента образования от ДД.ММ.ГГГГ. №-к на основании решения комиссии в стаж муниципальной службы истца включен период работы с 01 января 2000г. по 31 декабря 2004г. (5 лет). Таким образом, ее (истца) стаж муниципальной службы на 01.01.2010г. составляет 13 лет 10 мес. 02 дня, в связи с чем основания для отказа в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 года №48 отсутствуют.
Истец, представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в иске с учетом уточнённых исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, поддержала доводы письменных возражений на иск (л.д.32-34), пояснила, что ответчик не оспаривает фактическое наличие у истца стажа муниципальной службы, указанного в справке Департамента образования об установленном стаже муниципальной службы Обориной С.Н. Вместе с тем, период работы с 01.01.2000г. по 31.12.2004г., необходимый для установления указанного истцом стажа 13 лет 10 мес. 02 дня, включен в стаж муниципальной службы истца с 06.02.2014г., т.е. требуемый стаж не менее 10 лет установлен не на 01.01.2010г., а с 06.02.2014г., по состоянию на 01.10.2010г. у истца отсутствовало требуемое количество стажа для определения права на пенсию по выслуге лет в соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 года №48.
Представитель третьего лица в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержала доводы письменных объяснений (л.д.29-30).
Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу ч.1 ст.25 указанного Федерального закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Частью 3 указанной нормы закона установлено, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.25).
В соответствии со ст.15 Закона Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, определенных Федеральным законом и законом Пермского края. Как установлено ст.13 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае", в стаж государственной гражданской, муниципальной службы включаются следующие виды деятельности: периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя) (ч.3).
Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Закона Пермской области от 15.01.2001 N 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области" настоящий Закон определяет порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области.
Согласно ст.5 указанного Закона Пермской области пенсия за выслугу лет устанавливается: мужчинам - при наличии не менее 12,5 лет стажа муниципальной службы; женщинам - при наличии стажа муниципальной службы не менее 10 лет; при условии работы в должности муниципального служащего муниципального образования Пермской области не менее 3-х лет. Стаж муниципальной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет к страховой пенсии, определяется в соответствии с Законом Пермской области "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае" и подтверждается соответствующим документом.
Статьей 14 указанного закона предусмотрено, что условия установления пенсии за выслугу лет, порядок обращения за ней и ее выплата регулируется отдельным Положением, утверждаемым органами местного самоуправления Пермской области в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 14 Закона Пермской области от 15.01.2001 N 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области" решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми, согласно ст.5 которого пенсия за выслугу лет устанавливается: мужчинам - при наличии не менее 12,5 лет стажа муниципальной службы; женщинам - при наличии стажа муниципальной службы не менее 10 лет; при условии замещения должностей муниципальной службы города Перми не менее трех лет в суммарном исчислении. Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Законом Пермской области "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае" и подтверждается соответствующим документом.
Согласно п.2 решения Пермской городской Думы от 23.03.2010 N 47 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48 "Об утверждении Положения "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Перми" решение Пермской городской Думы "Об утверждении Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Перми" распространяется на лиц, которые на день вступления в силу Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" и (или) ранее замещали должности муниципальной службы и имели при этом стаж муниципальной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным решением, и обратились за назначением пенсии за выслугу лет после 01.01.2010. При этом пенсия за выслугу лет устанавливается в соответствии с указанным решением либо Положением об условиях и порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Перми, принятым в соответствии с указанным Законом Пермского края, по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа муниципальной службы и соблюдении иных условий, установленных указанными правовыми актами.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Оборина С.Н. в период с 03 сентября 1982 года работала в различных должностях муниципальной службы, что следует из объяснений участвующих в деле лиц в судебном заседании, трудовой книжки истца (л.д.6-20), справки об установленном стаже муниципальной службы, дающем право на получение ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, пенсии за выслугу лет и других выплат, связанных с выслугой лет муниципальному служащему Департамента образования администрации г.Перми (л.д.39).
Из указанной справки об установленном стаже муниципальной службы следует, что муниципальный стаж Обориной С.Н. по состоянию на 10.01.2018г. составляет 21 год 10 месяцев 11 дней, в том числе на 01.01.2010 года – 13 лет 10 месяцев 02 дня (с учетом периодов работы, включенных в стаж муниципальной службы на основании решения комиссии в соответствии с п.2 ст.16 Закона Пермского края. Как установлено ст.13 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае").
Приказом начальника Департамента образования администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №-к в соответствии с Законом Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае", Законом Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 "О стаже государственной гражданской службы Пермского края, стаже муниципальной службы в Пермском крае", решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48, а также приказом начальника Департамента образования от 13.05.2013г. №СЭД-08-01-09-309 «О создании комиссии по включению в стаж муниципальной службы периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание которых необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы» на основании протокола № заседания комиссии по включению в стаж муниципальной службы периодов работы от 06.02.2014г. в стаж муниципальной службы Обориной С.Н. включены периоды работы с 01 января 2000г. по 31 декабря 2004г. – 05 лет, для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы начальника отдела образования Индустриального района (л.д.21, 22).
Письменным уведомление Департамента социальной политики администрации города Перми от 20.03.2018г. Обориной С.Н. в определении размера пенсии и осуществлении выплаты пенсии за выслугу лет отказано в связи с наличием на 01.01.2010г. стажа муниципальной службы менее 10 лет и отсутствием в данном случае права выбора правовой основы при установлении пенсии за выслугу лет (л.д.23-24).
Вместе с тем, оценив в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доводы и доказательства применительно к вышеприведенным положениям нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у истца по состоянию на 01.01.2010 года требуемого стажа муниципальной службы не менее 10 лет основаны на ограничительном толковании норм материального права, а потому законными и обоснованными признаны быть не могут.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона и ранее замещали должности гражданской службы и имели при этом стаж гражданской службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 5 Закона Пермской области от 15.01.2001 N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области", статьей 2 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 11.12.2001 N 79 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Коми-Пермяцкого автономного округа", и обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет после вступления настоящего Закона в силу, пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с настоящим Законом или в соответствии с указанными в настоящей части законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа гражданской службы и соблюдении иных условий, установленных указанными законами.
На рассматриваемые правоотношения положения указанного Закона распространяются на основании пункта 1 статьи 18 Закона Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае", согласно которому в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Пермского края, а также в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК, в котором для муниципальных служащих предусмотрена возможность выбора назначения пенсии за выслугу лет в соответствии Законом Пермской области от 15 января 2001 года N 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области" при аналогичных условиях.
Таким образом, право истца на получение пенсии за выслугу лет согласно системному толкованию рассматриваемых нормативных правовых актов обусловлено наличием необходимого стажа муниципальной службы по состоянию на 01.01.2010 года.
Законом Пермского края от 01.10.2012 N 93-ПК "О внесении изменений в Закон Пермской области "О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области" статья 13 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 "Включение в стаж государственной гражданской, муниципальной службы других видов деятельности" дополнена частью 3: периоды работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским, муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской, муниципальной службы (в совокупности не более пяти лет), на основании решения представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии со ст.16 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 в редакции Закона Пермского края от 01.10.2012 N 93-ПК установление стажа государственного гражданского, муниципального служащего производится кадровой службой органа государственной власти или органа местного самоуправления, за исключением случая, установленного настоящей статьей (ч.1).
Включение в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Закона, осуществляется комиссией государственного органа или органа местного самоуправления, порядок образования и работы которой устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления соответственно, на основании заявления государственного гражданского, муниципального служащего (ч.2).
Решение комиссии является основанием для принятия решения представителем нанимателя (работодателем) о включении в стаж государственной гражданской, муниципальной службы периодов, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Закона (ч.3).
Распоряжением Администрации г. Перми от 06.03.2013 N 29 утверждено Типовое положение о комиссии по включению в стаж муниципальной службы периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, определяющее порядок образования и работы комиссий по включению в стаж муниципальной службы периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (далее - Комиссия), образуемых в администрации города Перми, функциональных и территориальных органах администрации города Перми в соответствии с Законом Пермской области от 9 августа 1999 г. N 580-86 "О стаже государственной гражданской, муниципальной службы Пермской области».
На основании указанного Типового положения в Департаменте образования администрации города Перми приказом начальника Департамента образования от 13.05.2013г. №СЭД-08-01-09-309 создана комиссия по включению в стаж муниципальной службы периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, в том числе в целях назначения пенсии за выслугу лет.
Статьей 17 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 предусмотрено, что при исчислении стажа государственной гражданской, муниципальной службы применяется следующий порядок: периоды, засчитываемые в стаж государственной гражданской, муниципальной службы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе или иной деятельности (ч.1); стаж государственной гражданской, муниципальной службы исчисляется календарно (ч.2).
Таким образом, поскольку Департаментом образования администрации города Перми в пределах имеющихся полномочий установлен фактический стаж муниципальной службы Обориной С.Н. по состоянию на 01.01.2010 года – 13 лет 10 месяцев 02 дня, сторона ответчика фактическое наличие указанного муниципального стажа истца не оспаривает и доказательств обратного в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представила, при этом в соответствии со ст.1 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 стаж государственной гражданской, муниципальной службы - это суммарная продолжительность работы (службы) служащего на должностях (в том числе на выборных) в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также иные периоды трудовой деятельности, включаемые в стаж государственной гражданской или муниципальной службы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом; в соответствии с ч.1 ст.17 Закона Пермской области от 09.08.1999 N 580-86 периоды, засчитываемые в стаж государственной гражданской, муниципальной службы, суммируются независимо от сроков перерыва в работе или иной деятельности, постольку суд приходит к выводу о наличии у Обориной С.Н. на 01.01.2010 года стажа муниципальной службы не менее 10 лет, соответственно, наличии правовых оснований для признания за истцом права на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми".
В связи с изложенным суд также приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчика о включении периодов работы истца с 01.01.2000г. по 31.12.2004г. в стаж муниципальной службы только с 06.02.2014г. приказом начальника Департамента образования администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. №-к, распространение действия которого на правоотношения, возникшие до его принятия, нормативными актами не предусмотрено, поскольку при фактическом наличии муниципального стажа на 01.01.2010 года его юридическое установление позднее указанной даты не может являться основанием для исключения части периодов работы муниципального служащего из общего стажа муниципальной службы. Иное положение привело бы к несправедливому и необоснованному ущемлению конституционных прав и гарантий истца на пенсионное обеспечение муниципального служащего. Как указал Конституционный Суд РФ, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, часть 2). По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системной связи с положениями ее статей 6 (часть 2) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации должно обеспечиваться единство конституционно-правового статуса человека и гражданина на всей территории; соответственно, пользование вытекающими из Конституции Российской Федерации социальными правами, связанными с получением государственного пенсионного обеспечения, подлежит гарантированию на основе конституционного принципа юридического равенства (Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 1591-О).
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Обориной Светланы Николаевны удовлетворить, установить наличие у Обориной Светланы Николаевны по состоянию на 01.01.2010 года стажа муниципальной службы 13 лет 10 месяцев 02 дня, требуемого для установления пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми"; признать за истцом право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с Решением Пермской городской Думы от 24.04.2001 N 48 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми".
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>