66RS0038-01-2019-000055-04
Административное дело №2а-129/2019
Мотивированное решение изготовлено
18 марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 13 марта 2019 года
Невьянский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Балакиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Писаренко В.В.,
с участием: административного ответчика Лебедева С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №28 по Свердловской области к Лебедеву Сергею Игоревичу о взыскании с физического лица обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №28 по Свердловской области (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уменьшения размера иска) к Лебедеву С.И. (далее – административный ответчик) о взыскании в доход бюджета с административного ответчика задолженности по обязательным платежам – налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 958 рублей 52 копейки, из которых: налог на имущество – 1 936 рублей, пени – 22 рубля 52 копейки.
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик не исполнил до настоящего времени обязанность об уплате налога, пеней по требованию от 00.00.0000 ***.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик в судебном заседании с иском в уменьшенном размере требований согласился.
Заслушав административного ответчика, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 указанной статьи.
Судом установлено, что административный истец - налоговый орган начислил налогоплательщику – административному ответчику налог как собственнику на следующие объекты налогообложения:
квартира по адресу: .... (три месяца владения, девять месяцев владения);
? доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: .... (девять месяцев владения).
Указанное обстоятельство следует из сведений об имуществе налогоплательщика – физического лица.
Следовательно, данное имущество является объектом налогообложения и входит в состав налоговой базы (ст. 401 гл. 32 Налогового кодекса Российской Федерации), а ответчик является налогоплательщиком указанного вида налога (ст. 400 гл. 32 НК РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 408 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление *** от 00.00.0000, со сроком уплаты налога не позднее 00.00.0000, с перерасчетом налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 936 рублей. (л.д. 7).
В связи с не уплатой налогов, в адрес налогоплательщика направлено требование *** от 00.00.0000 об уплате в срок до 00.00.0000: налога на имущество. (л.д. 8).
В связи с неисполнением налогоплательщиком - административным ответчиком обязанности по уплате налога, налоговый орган 21.08.2018 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 24.08.2018. Определением мирового судьи судебного участка №3 Невьянского судебного района Свердловской области от 14.09.2018 в связи с поступившими возражениями налогоплательщика, выданный судебный приказ был отменен.
На дату инициирования иска, 14.01.2019 задолженность административного ответчика составила согласно доводам административного истца (с учетом его перерасчета) по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 958 рублей 52 копейки, из которых: налог на имущество – 1 936 рублей, пени – 22 рубля 52 копейки.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа с административным иском о взыскании задолженности по налогам в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения п. 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня не является мерой ответственности, а относится к одному из способов уплаты налога и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В силу статьи 48 НК РФ, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд являются: превысила ли сумма налога размер 3000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования либо нет, а если превысила, то когда именно.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данное исковое требование предъявлено 14.01.2019, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, однако к мировому судье - на следующий день по истечении шестимесячного срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В соответствии с положениями части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Следует принять во внимание систематичность неисполняемых Лебедевым С.И. налоговых обязательств, а также то обстоятельство, что перерасчет налога был связан с предоставлением им документов, подтверждающих право на частичное освобождение от налоговой обязанности только после инициирования взыскания налоговой задолженности в судебном порядке. Такое поведение свидетельствует об уклонении конституционной обязанности, что ставит налогоплательщика в неравное и необоснованное положение в сравнении с другими (добросовестными) налогоплательщиками.
Одним из принципов административного судопроизводства (ст. 6 КАС РФ) является не только законность, но и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел. По мнению суда административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку административный ответчик, действуя добросовестно, должен и обязан был изначально самостоятельно исполнять свою конституционную обязанность. Учитывая же очевидную незначительность пропущенного срока суд, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, приходит к выводу о необходимости восстановления пропущенного срока (в части обращения с заявлением о выдаче судебного приказа).
Административным ответчиком доказательств уплаты налогов, пени не представлено. Размер взыскиваемых сумм проверен, соответствует материалам дела.
Иск подлежит удовлетворению.
При взыскании с административного ответчика государственной пошлины, суд учитывает положения ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 ст. 333.19 НК РФ. С административного ответчика следует взыскать в бюджет Невьянского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 178-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, 00.00.0000 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ...., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ *** ░░ .... ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 958 ░░░░░░ 52 ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – 1 936 ░░░░░░, ░░░░ – 22 ░░░░░ 52 ░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, 00.00.0000 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ...., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ .....
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – (░.░. ░░░░░░░░)