Решение по делу № 2-3713/2022 от 30.05.2022

УИД: 19RS0001-02-2022-004904-37

Дело № 2-3713/2022

     РЕШЕНИЕ    

     Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года     г. Абакан

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Берш А.Н.,

при секретаре судебного заседания Кунц Д.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Республики Хакасия ФИО5,

представителя ответчика ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог РХ» ФИО3, действующей на основании доверенности,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Правительства Республики Хакасия ФИО6, действующего на основании доверенности,

Министерства финансов Республики Хакасия ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. <адрес> Республики Хакасия, в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» об обязании совершить определенные действия,

     УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> Республики Хакасия ФИО4, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Абаканский городской суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» об обязании совершить определенные действия.

Требование мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> Республики Хакасия на основании обращения ФИО9 проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что на 13 км. автодороги Большая Сея - Верх-Таштып отсутствует боковое дорожное ограждение, что противоречит требованиям п.п. 8.1.1, 8.1.2 ФИО12 52289-2019. В нарушение п. 5.24 СП 34.13330.2021 ширина проезжей части и обочины на указанном участке дороги не соответствует нормативным параметрам поперечного профиля проезжей части и обочин. На 19 км. автодороги Большая Сея - Верх-Таштып отсутствует боковое дорожное ограждение, что противоречит требованиям п.п. 8.1.1, 8.1.2 ФИО12 52289-2019. Кроме того, в нарушение п. 5.24 СП 34.13330.2021 ширина проезжей части и обочины на указанном участке дороги не соответствует нормативным параметрам поперечного профиля проезжей части и обочин. Неисполнение вышеуказанных требований по оборудованию боковым дорожным ограждением участков автодороги по приведению в соответствие параметров поперечного профиля проезжей части и обочин дорог в качестве негативных последствий может повлечь создание аварийных ситуаций, угрозу безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес ГКУ РХ «Хакасавтодор» вынесено представление. По результатам повторной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения фактически не устранены. На основании вышеизложенного, истец просил обязать ответчика ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог РХ» на 13 км и 19 км. автодороги Большая Сея - Верх-Таштып: установить боковое дорожное ограждение в соответствии с пп. 8.1.1., 8.1.2 ФИО12 52289-2019; привести в соответствие п. 5.24 СП 34.13330.2021 ширину проезжей части и обочины. Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство внутренних дел по <адрес>, Правительство Республики Хакасия, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, Министерство Финансов Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Хакасия ФИО5 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что установление срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ является необходимым для обеспечения безопасности прав участников дорожного движения.

Представитель ответчика ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог РХ» ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, однако пояснила, что заявленного истцом срока для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ недостаточно, поскольку необходимо соблюдение процедуры, установленной ФЗ от 05.04.20213 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Полагала разумный срок для исполнения требований прокурора <адрес> равным 2 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Правительства Республики Хакасия ФИО6, действующий на основании доверенности, полагал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержал позицию ответчика.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства Финансов Республики Хакасия ФИО7, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований, просила суд предоставить разумный срок для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, МВД по <адрес> ФИО8, действующий на основании доверенности, в зал судебного заседания не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, о чем имеется судебная расписка, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, направил в суд отзыв на иск, в котором указал, что заявленные исковые требования полагает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, о чем имеется сопроводительное письмо с отметкой «получил».

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О Прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены задачи федерального закона: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из положений ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Частями 1, 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации технический регламент может быть принят нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Такой технический регламент разрабатывается в порядке, установленном пунктами 2 - 6 статьи 9 настоящего Федерального закона и настоящей статьей, и принимается в порядке, установленном для принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ФИО12 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (далее – ФИО12 52289-2019).

В силу пп.8.1.1, 8.1.2 ФИО12 52289-2019 на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ФИО12 52721. В процессе эксплуатации дорожные ограждения должны отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ФИО12 50597. Дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей устанавливают, в том числе на обочинах автомобильных дорог.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр утверждены СП 34.13330.2021 "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* Автомобильные дороги" (далее – СП 34.13330.2021).

Согласно п. 5.24 СП 34.13330.2021 основные параметры поперечного профиля проезжей части и обочин автомобильных дорог принимают в зависимости от их категории по таблицам 5.9 и 5.10.

Для автомобильной дороги 3 категории установлена нормативная ширина полосы движения – 3,5 м., ширина обочины – 2,5 м. Кроме того, автомобильные дороги должны иметь дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей.

В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ , автомобильная дорога Большая Сея – Верх-Таштып протяженностью 27 км. 802 м. относится к автомобильным дорогам общего пользования Республики Хакасия.

В соответствии с распоряжением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные автомобильные дороги переданы в оперативное управление ГКУ РХ «Хакасавтодор».

Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «О создании ГКУ «Хакасавтодор» создано Государственное казенное учреждение « Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» путем изменения типа существующего ГУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», сохранив его основную цель деятельности.

Согласно п. 1.1 Устава ГКУ РХ «Хакасавтодор» - учреждение создано для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия.

На ГКУ РХ «Хакасавтодор» возложена обязанность по соблюдению требований законодательства при обслуживании переданных на праве оперативного управления автомобильных дорог.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ депутат Совета депутатов <адрес> Республики Хакасия ФИО9 обратился к Министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия с обращением о необходимости приведения автодороги Большая Сея – Верх-Таштып ( 13 км., 18 км., 25 км.) в безопасное состояние.

ДД.ММ.ГГГГ Министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия рассмотрено обращение депутата ФИО9 и дан ответ о том, что на текущий год программа дорожных работ по ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования межрегионального и межмуниципального значения Республики Хакасия утверждена и уже реализуется. Ремонта участков автодороги Большая Сея – Верх-Таштып 13 км., 18 км., 25 км. Не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ депутат Совета депутатов <адрес> Республики Хакасия ФИО9 обратился к прокурору <адрес> Республики Хакасия с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обязания Министерство транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия привести автомобильную дорогу Большая Сея – Верх-Таштып в безопасное состояние.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе заместителя прокурора <адрес> ФИО10, ст. ИДПС ОДПС ГИБДД МВД России по <адрес> старшего лейтенанта полиции ФИО11 составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, согласно которому на участке:

- автодорога Большая Сея – Верх-<адрес> Республики Хакасия выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: 13 км а/д Большая Сея - Верх-Таштып отсутствуют боковые дорожные ограждения, предусмотренные планом организации дорожного движения, что нарушает требования п. 8.1.1, п. 8.1.2 ФИО12 52289-2019, п. 6.2 ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2015. Ширина проезжей части дороги составляет 6 м. 36 см. при предусмотренных планом организации дорожного движения 7 м. 20 см., что нарушает требования п. 5.24 СП 34.13330.2021;

- 19 км. а/д Большая Сея – Верх-Таштып отсутствуют боковые дорожные ограждения, предусмотренные планом организации дорожного движения, что нарушает требования п. 8.1.1, п. 8.1.2 ФИО12 52289-2019, п. 6.2 ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2015. Ширина проезжей части дороги составляет 4 м. 84 см. при предусмотренных планом организации дорожного движения 7 м. 00 см., что нарушает требования п. 5.24 СП 34.13330.2021.

ДД.ММ.ГГГГ ст.инспектором ДПС Отд ДПС ГИБДД Отд МВД России по <адрес> – старшим лейтенантом полиции ФИО11 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении <адрес> в отношении ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» - ГКУ РХ «Хакасавтодор».

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> Республики Хакасия директору ГКУ РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

ДД.ММ.ГГГГ ст. ИДПС Отд ДПС ГИБДД Отд МВД России по <адрес> – старшим лейтенантом полиции ФИО11 проведено выездное обследование а/д Большая Сея – Верх-Таштып, в результате которого установлено, что отсутствуют боковые дорожные ограждения, предусмотренные планом организации дорожного движения на 15 км. а/д Большая Сея – Верх-Таштып, что нарушает требования п. 8.1.1, 8.1.2 ФИО12 52289-2019. Ширина проезжей части дороги составляет 6 м. 36 см., при предусмотренных планом организации дорожного движения 7 м. 20 см., отсутствуют боковые дорожные ограждения, предусмотренные планом организации дорожного движения на 19 км. а/д Большая Сея – Верх-Таштып, что нарушает требования п. 8.1.1, п. 8.1.2 ФИО12 52289-2019. Ширина проезжей части дороги составляет 4 м. 84 см., при предусмотренных планом организации дорожного движения 7 м. 00 см.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, понуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Таким образом, учитывая, что выявленные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дороги Большая Сея – Верх-Таштып до настоящего времени не устранены, при этом данные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, а также опасность причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, требования и.о. прокурора <адрес> Республики Хакасия подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Оспаривая требования в части срока для исполнения требований, представитель ответчика ФИО3 ссылалась на недостаточность времени, указанного прокурором, для реализации всех мероприятий, необходимых для проведения работ, в том числе по проектированию, проведению торгов и т.п.

Вместе с тем, ответчиком и третьими лицами, поддержавшими позицию ответчика, суду не представлены доказательства невозможности выполнения работ в указанный прокурором срок – до ДД.ММ.ГГГГ.

Довод представителя ответчика об отсутствии финансирования дорожной деятельности в части заявленных требований также не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей, а доказательства в обоснование доводов представителя ответчика не представлены.

Учитывая законность требований прокурора и принятых мерах к понуждению ответчика устранить нарушения закона об обеспечении безопасности дорожного движения в сфере содержания дорог, длительное неисполнение требований закона, отсутствие доказательств невозможности устранения нарушений в указанный прокурором срок, суд определяет срок для выполнения указанных в иске действий до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

    РЕШИЛ:

Требования и.о. прокурора Таштыпского района Республики Хакасия удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (ОГРН на 13 км и 19 км автодороги Большая Сея - Верх - Таштып:

Установить боковое дорожное ограждение в соответствии с пп. 8.1.1, 8.1.2 ФИО12 52289-2019;

Привести ширину проезжей части и обочины автодороги в соответствие с п.5.24 СП 34.13330.2021.

Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через Абаканский городской суд.

Председательствующий А.Н. Берш        

Дата составления мотивированного решения: 27 июня 2022 года.

2-3713/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Таштыпского района РХ в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ГКУ РХ "Управление Автомобильных дорог РХ"
Другие
Лункина Наталья Сергеевна
Медведев Максим Сергеевич
Министерство финансов Республики Хакасия
Правительство Республики Хакасия
МВД по РХ
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия
Кунучаков Виталий Георгиевич
Кондратенко Наталья Сергеевна
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Берш Анна Николаевна
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
01.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2022Подготовка дела (собеседование)
14.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее