Решение по делу № 2а-3260/2020 от 20.02.2020

14RS0035-01-2020-003049-63

Дело № 2а-3260/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 18 марта 2020 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Лукиной Н. К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лейковской Е.Ю. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

Лейковская Е. Ю. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что является многодетной матерью и имеет право на получение земельного участка собственность для индивидуального жилищного строительства, однако в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: ____, отказано в связи с несоответствием запрашиваемой площади предельным размерам. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным решение административного ответчика, выраженное в письме от 18 декабря 2019 г. № 11036-ДИЗО/19 и обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление вышеуказанного земельного участка.

В судебное заседание административный истец Лейковская Е. Ю. не явилась, извещена, направила своего представителя Горохова А. А., который административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных соответчиков Окружной администрации города Якутска (далее – ОА г. Якутска) и Департамента имущественных и земельных отношений (далее – ДИЗО) ОА г. Якутска Округина А. С. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Согласно письменному отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании испрашиваемый земельный участок находится в квартале, проект межевания территории которого уже утвержден. По этому проекту предусмотрено формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с площадью 1300,17 кв. м, однако в территориальной зоне Ж-2А предельные параметры площади земельного участка составляются от 450 до 1200 кв. м.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

03 декабря 2019 г. административный истец обратилась в ДИЗО ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей как многодетному гражданину земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под индивидуальное жилищное строительство.

18 декабря 2019 г. административному истцу ДИЗО ОА г. Якутска направил уведомление № 11036-ДИЗО/19 о невозможности предварительного согласования предоставления вышеуказанного земельного участка в связи с несоответствием площади испрашиваемого земельного участка предельным параметрам, установленным в территориальной зоне Ж-2А.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку уведомление о принятом решении датировано 18 декабря 2019 г., административное исковое заявление первоначально поступило в суд 20 февраля 2020 г.

Судом установлено, что административный истец является многодетной матерью, то есть имеющей трех и более детей, и в силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), п. 1 ч. 1 ст. 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) имеет право приобрести бесплатно и вне очереди, без торгов земельный участок, в том числе для индивидуального жилищного строительства. Из административного искового заявления следует, что испрашиваемый земельный участок был найден административным истцом самостоятельно.

Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.

Основанием отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то, что испрашиваемый земельный участок учтен в территориальной зоне Ж-2А с площадью более 1200 кв. м.

Согласно материалам дела, в частности, сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 11 декабря 2019 г., земельный участок с запрашиваемой площадью 1300,17 кв. м, расположенный в кадастровом квартале по ____, находится в территориальной зоне Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства. Данный земельный участок соответствует территориальной зоне по виду разрешенного использования, соответствует ограничениям по красным линиям, а также проектам планировки и межевания и межевания территории квартала «113» городского округа «город Якутск», утвержденным распоряжениями от 19.05.2016 № 799р и от 09.01.2018 № 3р, Генеральному плану городского округа «город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 ГС-30-1 (с изменениями от 08.04.2015 № РЯГД-16-1).

Согласно проектам планировки и межевания территории данный земельный участок самим органом местного самоуправления учтен под индивидуальное жилищное строительство с общей площадью 1300,17 кв. м.

Из заявления Лейковской Е. Ю. от 03 декабря 2019 г., поданного в ДИЗО ОА г. Якутска, видно, что административный истец запрашивает земельный участок площадью 1200 кв. м, при этом цель использования указан под индивидуальное жилищное строительство.

Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», принятыми нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 19 апреля 2017 № 342-НПА, в территориальной зоне «Ж-2А», предназначенной для индивидуального жилищного строительства, предусмотрены предельные размеры земельных участков от 450 кв. м до 1200 кв. м.

Таким образом, при рассмотрении и разрешении указанного заявления административного истца органу местного самоуправления следовало выяснить, возможно ли выделение из территории земельного участка площадью 1300,17 кв. м земельный участок с площадью от 450 до 1200 кв. м и соответствующий всем критериям, предъявляемым для вновь образуемого земельного участка. Вданном случае ДИЗО ОА г. Якутска необоснованно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка без учета сведений о размере и цели использования земельного участка, изложенных в заявлении Лейковской Е. Ю. Поскольку административный истец не испрашивал все 1300,17 кв. м, целью указано индивидуальное жилищное строительство и для этой территориальной зоны установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, то действия органа местного самоуправления являются незаконными и нарушают права и законные интересы административного истца.

Кроме того, в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ приведен закрытый перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Вместе с тем такого основания как наложение испрашиваемого земельного участка на другой земельный участок, ЗК РФ не предусматривает. Ни одно из оснований, указанных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, органом местного самоуправления, не приведены.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца. При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает отказ административного ответчика незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца. Нарушенные права подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности осуществить предварительное согласование предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Лейковской Е.Ю. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Лейковской Е.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: ____, для использования под индивидуальное жилищное строительство, выраженный в уведомлении от 18 декабря 2019 г. № 11036-ДИЗО/19.

Обязать Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем осуществления в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки действий по предварительному согласованию предоставления Лейковской Е.Ю. земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: ____, для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь: Н. К. Лукина

Решение изготовлено в окончательной форме 25 марта 2020 г.

2а-3260/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лейковская Екатерина Юрьевна
Ответчики
ОА г. Якутска
ДИЗО ОА г. Якутска
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кузьмина Мария Алексеевна
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
20.02.2020Регистрация административного искового заявления
21.02.2020Передача материалов судье
27.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
06.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
06.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее