Судья: Волкова А.В. дело № 33-33040/2023
50RS0035-01-2023-001281-53
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красногорск Московская область 25 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ситниковой М.И.,
судей Федорчук Е.В., Колесниковой Т.Н.,
при помощнике судьи Привалове А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тулюсина А. Н., Петрова А. В., Хитрова А. В. к МУП «Подольская теплосеть», администрации городского округа Подольск Московской области об обязании снизить шум от работы котельной,
по апелляционной жалобе администрации городского округа Подольск Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 16 мая 2023 года,
заслушав доклад судьи Ситниковой М.И.,
у с т а н о в и л а:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам об обязании снизить шум от работы котельной, расположенной по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, <данные изъяты>.
В обоснование иска указали, что являются жителями д. Докукино в <данные изъяты>. В непосредственной близости от их дома возведена котельная. Жители дома неоднократно обращались в разные инстанции для устранения нарушений требований законодательства в области нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения от работы технологического оборудования котельной, однако, до настоящего момента нарушения так и не устранены, что нарушает их права.
Представитель ответчика МУП «Подольская теплосеть» Судаков М.В. в судебное заседание явился, иск не признал, поскольку МУП «Подольская теплосеть» не является застройщиком котельной, не проектировали ее, в связи с чем они не могут нести ответственность за работу котельной.
Представитель ответчика администрация г.о. Подольск МО в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования поддерживает, поскольку нарушения санитарно-эпидемиологических требований к уровню шума от работы котельной установлены и не устранены до настоящего времени.
Решением суда от 16 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа <данные изъяты> просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Судом установлено, что постановлением Главы <данные изъяты> от 13.04.2012г. <данные изъяты>-п в соответствии с постановлениями Главы города Подольска от 18.08.2010 <данные изъяты>-П «О строительстве объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне «Кузнечики» <данные изъяты>», от 23.03.2012 <данные изъяты>-П «О внесении изменений в постановление Главы города от 18.08.2010 <данные изъяты>-П «О строительстве объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне «Кузнечики» <данные изъяты>» Комитет по строительству и архитектуре администрации <данные изъяты> выступил муниципальным заказчиком по проектированию и строительству комплекса зданий и сооружений котельной в микрорайоне «Кузнечики» с подводящим газопроводом (1-й этап). Строительство объекта осуществлено на основании Муниципального контракта от 03.11.2011 <данные изъяты>-П и разрешения на строительство от 20.10.2010 № RU <данные изъяты>743.
Согласно акту <данные изъяты> от 18.04.2012г. Комитет по строительству и архитектуре администрации <данные изъяты> передал построенный в соответствии с Постановлением Главы <данные изъяты> от 18.08.10г. <данные изъяты>-п «О строительстве объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне «Кузнечики» <данные изъяты>», Постановлением Главы <данные изъяты> от 23.03.12г. <данные изъяты>-п «О внесении изменений в постановление Главы города от 18.08.10г. <данные изъяты>-и «О строительстве объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне «Кузнечики» <данные изъяты>» и муниципальным контрактом от 03.11.10г. <данные изъяты>-п, а Комитет имущественных и земельных отношений Администрации <данные изъяты> принял и передал в хозяйственное ведение и на баланс МУП «Подольская теплосеть» комплекс зданий и сооружений котельной в микрорайоне «Кузнечики» с подводящим газопроводом (1-й этап), введённый в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод от 28.09,11г. № RU<данные изъяты>367, балансовой стоимостью 319 887 143,51 рублей по состоянию на 01.03.2012г. согласно прилагаемому перечню.
В период с конца 2012 года по настоящее время в адрес Подольского территориального отдела Роспотребнадзора поступают жалобы жителей д. Докукино и микрорайона «Кузнечики» г.о. Подольск на неудовлетворительные условия проживания, связанные с повышенным шумом от работы котельной, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
По результатам лабораторных испытаний отмечались превышения допустимых уровней шума. Наибольшие превышения уровней шума отмечались в декабре 2022 года в ночное время суток в жилых домах гр. Хитрова А.В. по адресу: г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты> гр. Петрова А.В. по адресу: г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты>.
Согласно сообщению Главного государственного санитарного врача в <данные изъяты>, Климовск, <данные изъяты> В.А. Симчука от 23.01.2013г. <данные изъяты>, лабораторными измерениями установлено, что измеренный эквивалентный уровень звука превышает установленные ПДУ на 2 дБа, что не соответствует требованиям нормативных документов, а именно, СН 2.2.4/2.<данные изъяты>-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», СанПиН 2.1.2. 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», МУК <данные изъяты>-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях».
На основании выявленных нарушений в адрес администрации <данные изъяты> было направлено информационное письмо для проведения мероприятий по снижению уровня шума при работе котельной и доведению его до нормативного уровня в жилых домах. При этом на основании п. 1 ст. 50 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» администрации <данные изъяты> было предложено направить ответ с указанием перечня планируемых мероприятий в срок до 20.02.2013г.
27.03.2015г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведены замеры уровней шума в доме гр. Тулюсина А.Н. по адресу: <данные изъяты>, с/п Дубровицкое, д. Докукино, <данные изъяты>. Согласно экспертному заключению <данные изъяты> от 02.04.2015г. и протоколу лабораторных испытаний <данные изъяты> от 27.03.2015г. Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>» в г.<данные изъяты>, Домодедово, Климовск, Ленинском, <данные изъяты>х» установлено, что измеренные уровни звукового давления в октавных полосах 500 и 1т. Гц превышает ПДУ от 1 до 3 ДБ (А), уровень звука превышает ПДУ от 2 до 6 ДБ (А), что не соответствует требованиям СН 2.2.4/2.<данные изъяты>-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», СанПиН 2.<данные изъяты>-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно протоколу лабораторных испытаний <данные изъяты>x4201 от 11.11.2021г. Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>» в г.<данные изъяты>, Домодедово, Ленинском, Каширском, Серебряно-Прудском, <данные изъяты>х проводились плановые контрольно - надзорные мероприятия в отношении МУП «Подольская теплосеть», в ходе которых установлено, что при измерении уровней звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами и измерении уровней звука, дБА в дневное время на территории жилой застройки около жилого дома по адресу: <данные изъяты>, от работы (эксплуатации) котельной, которая располагается напротив жилого дома по адресу: <данные изъяты>, уровень звука дБА составил в контрольной точке 1 58,9±1,5 дБА при допустимом уровне не более 50 дБА; контрольная точка 2 составил 59,9±1,5дБАпри допустимом уровне не более 50 дБА; контрольная точка 3 составил 60.3±1,5 дБА при допустимом уровне не более 50 дБА; уровни звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами составили: в КТ 1: на частоте 63- 80,2±1,5 Гцпри допустимом уровне не более 70 Гц; на частоте 125 - 65±1,5 Гц при допустимом уровне не более 61 Гц; на частоте 250 - 56,7±1,5 Гц при допустимом уровне не более 54 Гц; в КТ 2 на частоте 63 - 83,1±1,5 Гц при допустимом уровне не более 70 Гц; на частоте 125 - 66,9±1,5 Гц при допустимом уровне не более 61; на частоте 250 - 58,4±1,5 Гц при допустимом уровне не более 54 Гц; в КТ 3 на частоте 63 - 82,7±1,5 Гц при допустимом уровне не более 70 Гц; на частоте 125 - 72,5±1,5 Гц при допустимом уровне не более 61 Гц; на частоте 250 Гц - 55Д±1,5 Гц при допустимом уровне не более 54 Гц.
Комиссией сделан вывод о том, что шум в дневное время от работы (эксплуатации) котельной по адресу: <данные изъяты>, на территории жилой застройки около жилого дома по адресу: <данные изъяты>, превышает установленные требования и не соответствует требованиям Главы V; п. 100; таблица 5.35; п. 105 СанПиН <данные изъяты>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты>» <данные изъяты> от <данные изъяты>, экспертиза проводилась в соответствии с Поручением Подольского ТО Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> <данные изъяты> от 28.12.2022г. на проведение экспертизы лабораторных измерений уровней шума по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты>,4, от работы технологического оборудования котельной МУП «Подольская теплосеть», на соответствие требований СанПиН <данные изъяты>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Источником шума в жилых домах является работа технологического оборудования котельной МУП «Подольская теплосеть», расположенной по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, <данные изъяты> на расстоянии 317 м от жилого <данные изъяты> 287 м от жилого <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты>.
Измерения шума проводились в жилой комнате площадью 40,0 кв. м на 2-ом этаже жилого <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты>, при работе технологического оборудования котельной МУП «Подольская теплосеть».
Согласно результатам измерений установлено: характер шума - постоянный тональный (норма снижена на 5 дБА, поправка на тональный характер шума, примечание к таблице 5.35 СанПиН <данные изъяты>-21, п. 105); уровень звука в жилой комнате составил 30,9±0,81 при норме 25 дБА, что с учетом неопределенности измерений превышает ПДУ на 6,7 дБА, уровни звукового давления в октавной полосе со среднегеометрической частотой 63 Гц составили 53,5±0,81 дБпри норме 50 дБ, что с учетом неопределенности измерений превышает ПДУ на 43 дБА.
Измерения шума проводились в жилой комнате площадью 15,0 кв. м на 1-ом этаже жилого <данные изъяты>по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты>, при работе технологического оборудования котельной МУП «Подольская теплосеть».
Согласно результатам измерений установлено: характер шума – постоянный; уровень звука в жилой комнате составил 44,8±0,81при норме 30 дБА, что с учетом неопределенности измерений превышает ПДУ на 15,6 дБА,уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 125 Гц и 250 Гц составили соответственно 49,5±0,81 дБпри норме 44дБ и 43,4±0,81 дБпри норме 35 дБ, что с учетом неопределенности измерений превышает ПДУ на 63 дБАи 9,2 дБА.
Таким образом, эксперт пришел к выводу, что результаты лабораторных измерений уровней шума по адресу: <данные изъяты>, г.о. Подольск, д. Докукино, <данные изъяты>,4 от работы технологического оборудования котельной МУП «Подольская теплосеть» в ночное время суток не соответствует требованиям следующей нормативной документации: СанПиН <данные изъяты>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел V, таблица 5.35.
Согласно уведомлению заместителя Главы администрации городского округа Подольск от 15.02.2023г. <данные изъяты>исх., котельная, расположенная по адресу: г.о. Подольск, <данные изъяты>. Флотский пр-д, <данные изъяты>, построена Комитетом по строительству и архитектуре администрации городского округа Подольск с участием исполнителей по разработке рабочей проектной документации, строительству и наладке котельной ЗАО «Мосетроймеханизация-5» и ООО «Радуга-Хит», и передана на баланс МУП «Подольская теплосеть» в соответствии с Постановлением администрации <данные изъяты> Подольск от 23.09.2021г.
Согласно уведомлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.о.Подольск от 23.01.2023г. <данные изъяты>исх., Котельная, расположенная по адресу: <данные изъяты>, Городской окру Подольск, <данные изъяты>, Флотский пр-д, <данные изъяты>, числится в реестре муниципального имущества муниципального образования «<данные изъяты>» и находится в хозяйственном ведении у МУП «Подольская теплосеть» <данные изъяты>.
Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь Федеральным законом от <данные изъяты> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами СанПиН <данные изъяты>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <данные изъяты> N 3, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установлено наличие шума в дневное и ночное время от работы (эксплуатации) котельной, который превышает и не соответствует требованиям Главы V; п. 100; таблица 5.35; п. 105 СанПиН <данные изъяты>-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что нарушает права жителей д. Докукино в <данные изъяты>. Учитывая, что котельная, расположенная по адресу: <данные изъяты>, Городской окру Подольск, <данные изъяты>, Флотский пр-д, <данные изъяты>, числится в реестре муниципального имущества муниципального образования «<данные изъяты>» и находится в хозяйственном ведении у МУП «Подольская теплосеть» <данные изъяты>, суд возложил обязанность устранить нарушения требований санитарных норм от работы технологического оборудования указанной котельной по снижению уровня звука до нормативных значений на МУП «Подольская теплосеть» и администрацию городского округа <данные изъяты>.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Ссылку администрации на неправомерное возложение на неё обязанности по устранению шума судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Вывод суда о возложении обязанности по приведению котельной в соответствие с установленными требованиями, в том числе, на администрацию городского округа <данные изъяты> - орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества, указанным выше положениям закона не противоречит.
Судом первой инстанции правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих на основании ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену постановленного по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Подольского городского суда Московской области от 16 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи