Решение по делу № 33а-6382/2019 от 15.10.2019

Судья Куриленко Р.В.              дело № 33а-6382/2019 (№2а-4942/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 октября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Кудрина С.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2019 года, которым

в удовлетворении административного искового заявления Кудрина С.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, выразившихся в удержании денежных средств за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, отказано.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения Кудрина С.А., представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кудрин С.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в удержании денежных средств за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. В обоснование требований указал, что с <Дата обезличена> с его лицевого счёта производились удержания денежных средств в размере ...% от поступающих сумм в счёт погашения долга по исполнительным производствам о взыскании судебных издержек, общая сумма удержаний составила ... руб. Полагает удержания незаконными, поскольку постановлениями судебного пристава-исполнителя от <Дата обезличена> исполнительные производства были окончены.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица ОСП по Усть-Вымскому району.

Административный истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административных ответчиков с заявленными требованиями не согласилась.

Суд принял приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Кудрин С.А. просит вынесенное решение отменить как незаконное и необоснованное, поскольку в ходе рассмотрения дела были нарушены его права.

В судебном заседании Кудрин С.А., участвующий посредством видеоконференцсвязи, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.

Проверив дело в полном объёме, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке законности оспариваемых действий подлежат установлению их соответствие требованиям нормативных правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" /далее - ФЗ "Об исполнительном производстве"/ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно части 2 статьи 7 ФЗ "Об исполнительном производстве" указанные в части 1 данной статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном указанным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 1 части 3 статьи 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что мерами принудительного исполнения являются, в том числе: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

Частью 2 статьи 100 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Согласно фактическим обстоятельствам, основанием обращения в суд с настоящим иском явились незаконные, по мнению административного истца, действия по удержанию с его лицевого счёта денежных средств в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В ходе судебного заседания установлено, что Кудрин С.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-... УФСИН России по Республике Коми в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Отказывая в удовлетворении требований Кудрину С.А. суд исходил из того, что удержание денежных средств производилось ФКУ ИК-... УФСИН России по Республике Коми законно.

Вместе с тем, при разрешении требований административного искового заявления суд первой инстанции не учёл следующие положения закона.

Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений определён в Законе об исполнительном производстве. Названный Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно буквальному толкованию данной нормы Закона к числу органов принудительного исполнения отнесена только Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы и судебные приставы-исполнители, при этом указанные в статье 7 Закона органы, организации (перечень которых не является закрытым) и граждане относятся по своему правовому положению к числу лиц, содействующих процессу принудительного исполнения.

Статьями 8, 8.1 Закона предусмотрены случаи, когда взыскатель имеет право, минуя службу судебных приставов, напрямую обратиться в банк или иную кредитную организацию должника по исполнительному листу, эмитенту, держателю реестра или депозитарию с заявлением о списании с банковского счета, лицевого счёта или счёт депо должника эмиссионных ценных бумаг.

В силу вышеизложенного, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" регламентированы условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, где статьями 8, 8.1, 9 Закона установлены определенные изъятия, согласно которым взыскатель вправе, минуя службу судебных приставов, напрямую обратиться в описанные в указанных статьях организации, к которым УФСИН России по Республике Коми не относится.

Кроме того, положениями части 1 статьи 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрены случаи, в которых взыскатель вправе направить исполнительный документ для исполнения непосредственно в организацию или другому лицу, выплачивающим должнику периодические доходы, минуя судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительных листов ... суда ... по делу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о взыскании с Кудрина С.А. процессуальных издержек в сумме ... руб., ... руб., ... руб., ... руб. судебным приставом-исполнителем ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми <Дата обезличена> возбуждены в отношении Кудрина С.А. исполнительные производства: <Номер обезличен> о взыскании в пользу взыскателя УФК по РК (УФСИН России по РК) денежных средств в размере ... руб.; <Номер обезличен> о взыскании в пользу взыскателя УФК по РК (УФСИН России по РК) денежных средств в размере ... руб.; № <Номер обезличен> о взыскании в пользу взыскателя УФК по РК (УФСИН России по РК) денежных средств в размере ... руб.; <Номер обезличен> о взыскании в пользу взыскателя УФК по РК (УФСИН России по РК) денежных средств в размере ... руб.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Усть-Вымскому району УФССП России по Республике Коми от <Дата обезличена> исполнительные производства <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> окончены по пункту 4 части 1 статьи ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с отсутствием имущества на которое может быть обращено взыскание в счёт погашения задолженности.

<Дата обезличена> в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми вновь поступили исполнительные документы о взыскании с Кудрина С.А. в пользу взыскателя УФК по РК (УФСИН России по РК) денежных средств в размере ... руб., ... руб., ... руб., ... руб.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (вопрос 2) к исполнительным документам о взыскании периодических платежей могут относиться исполнительные документы, в которых содержатся указания на требования и обязанности периодической уплаты должником сумм, а именно о взыскании с должника установленных (в конкретном размере или в процентном отношении) сумм с определённой периодичностью или по определённому графику (например, исполнительные документы о ежемесячном взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; о ежемесячном взыскании пожизненной ренты; о ежемесячном взыскании платежей в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего; о ежемесячном взыскании страховой суммы; о взыскании согласно установленному графику определённых сумм в счет исполнения обязательства должника). К исполнительным документам о взыскании периодических платежей не могут относиться исполнительные документы, в которых содержатся требования и обязанности единовременной уплаты должником сумм (например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов в твердой сумме, уплачиваемой единовременно). Единовременный характер требований к должнику и его обязанностей, указанных в исполнительном документе, не может измениться на периодический и в том случае, когда взыскание сумм во исполнение этих требований и обязанностей осуществляется за счёт периодически получаемых должником доходов (заработной платы, пенсии и других).

Между тем, исходя из характера содержащихся в исполнительных документах требований к должнику Кудрину С.А. и его обязанностей, исполнительные документы не относятся к исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

Согласно карточке учета удержанных сумм по исполнительным листам, с лицевого счёта Кудрина С.А. были произведены следующие удержания: <Дата обезличена> в размере ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> -... руб., <Дата обезличена> - ... руб., ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., ... руб., ... руб., <Дата обезличена> - ... руб., ... руб.

По исполнительным листам <Номер обезличен> удержания произведены в полном объёме, остатка нет, все суммы перечислены в УФСИН России по Республике Коми.

При этом из материалов дела не следует, что данные суммы поступали на лицевой счёт осужденного Кудрина С.А. в качестве оплаты его труда в исправительном учреждении. Исходя из установленных по делу обстоятельств следует, что списанные административным ответчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми суммы зачислялись на лицевой счет осужденного иными лицами (родственниками и т.д.) и поступали через банк.

Учитывая изложенное, действия ФКУ ИК-1 по удержанию денежных средств с лицевого счёта Н.., в отсутствие постановления судебного пристава исполнителя о возбуждении исполнительного производства, нельзя признать правомерными.

Принимая во внимание, что административный ответчик ФКУ ИК-1 УФСИ России по Республике Коми в рассматриваемой правовой ситуации не относится к органам, организациям, на которые законом возложена обязанность принудительного исполнения решения суда по предъявленным взыскателем исполнительным документам, минуя службу судебных приставов, следовательно, поступившие в бухгалтерию ФКУ ИК-1 на исполнение исполнительные листы в отношении должника Кудрина С.А. подлежали возврату взыскателю.

С учётом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене по причине неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием нового решения об удовлетворении требований заявленных Кудриным С.А. требований.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 июля 2019 года отменить, вынести по делу новое решение, которым признать незаконными действия администрации ФКУ ИК-1 УФССИН России по Республике Коми по удержанию денежных средств с лицевого счёта Кудрина С.А. по исполнительным документам:

исполнительный лист серия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в размере ... руб.,

исполнительный лист серия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в размере ... руб.,

исполнительный лист серия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в размере ... руб.,

исполнительный лист серия <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в размере ... руб.

Председательствующий

Судьи

33а-6382/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кудрин Святослав Артурович
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
28.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее