Дело № 2а-570/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 г. г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе :
Председательствующего судьи Надежкина Е.В.
При секретаре Комайко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации- Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации к Кредитно-потребительскому кооперативу «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ООО «Северная Корона» о ликвидации кредитного потребительского кооператива,
у с т а н о в и л :
Центральный банк Российской Федерации- Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Кредитно-потребительскому кооперативу «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ООО «Северная Корона» о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», в котором просит ликвидировать и исключить сведения о КПК из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование иска административный истец ссылается на то, что согласно статье 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К не кредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» также установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. На основании пункта 2 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае, осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» установлено обязательное членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида. Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ к финансовым организациям относятся, в том числе юридические лица - кредитные потребительские кооперативы, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом о кредитной кооперации. В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона №- ФЗ Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива, в случае нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.15г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Согласно части 1 статьи 35 Закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.07.15г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного для саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы). В связи с выше изложенным, отсутствие у кредитного потребительского кооператива членства в саморегулируемой организации по истечении выше указанного срока является основанием для его ликвидации.
Кредитный потребительский кооператив «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (ОГРН 1111901004104, ИНН 1901103853), и в настоящее время является действующим юридическим лицом. Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru). По результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети Интернет на предмет вступления КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» в саморегулируемую организацию Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации было установлено, что 20.02.2018г. КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» был исключен из членов саморегулируемой организации Ассоциация «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» и по состоянию на 20.08.2018г, то есть более девяноста дней с момента прекращения своего членства в саморегулируемой организации, не вступил в саморегулируемую организацию, включенную в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Данное нарушение зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-6-16-2-2/36964 о невступлении кредитного потребительского кооператива «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. Таким образом, КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность кооператива нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации. Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к кооперативу, погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица. Согласно пункту 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ). На основании статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур. По сведениям, полученным от ИФНС России по <адрес>, решение об учреждении КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» было принято 14.09.2011г. следующими физическими и юридическими лицами - ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, обществом с ограниченной ответственностью «Северная Корона» (ИНН 1901072034, ОГРН 1061901028749). В соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК РФ решением суда могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации кооператива на иных лиц (ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, общество с ограниченной ответственностью «Северная Корона» (ИНН 1901072034, ОГРН 1061901028749).
Представитель административного истца ФИО действующая на основании доверенности с предоставлением диплома в судебном заседании заявленный иск поддержала в полном объеме, дав аналогичные доводам иска пояснения.
Представитель административного ответчика КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, путем направления судебной повесткой по адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ. Судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением срока хранения, что суд расценивает как отказ ответчика от получения судебного извещения и считает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчики ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ООО «Северная Корона» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину не явки в суд не сообщили, возражений по существу административного иска не представлено.
Представитель заинтересованного лица МИФНС № по НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просив о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав пояснение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, не являющихся юридическими лицами, (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных объединений.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).
Согласно статье 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К не кредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» также установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.
На основании пункта 2 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае, осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» установлено обязательное членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ к финансовым организациям относятся, в том числе юридические лица - кредитные потребительские кооперативы, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом о кредитной кооперации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона №- ФЗ Банк России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива, в случае нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.15г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Согласно части 1 статьи 35 Закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15.07.15г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
В соответствии со ст.61 ч.2 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителями КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» являются ответчики по настоящему иску, КПК является действующим юридическим лицом.
Ответчиками не опровергнуты доводы стороны истца о том, что по результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети Интернет на предмет вступления КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» в саморегулируемую организацию Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации было установлено, что 20.02.2018г. КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» был исключен из членов саморегулируемой организации Ассоциация «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» и по состоянию на 20.08.2018г, то есть более девяноста дней с момента прекращения своего членства в саморегулируемой организации, не вступил в саморегулируемую организацию, включенную в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Данное нарушение зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-6-16-2-2/36964 о невступлении кредитного потребительского кооператива «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.
В связи с выше изложенным, отсутствием у кредитного потребительского кооператива членства в саморегулируемой организации по истечении вышеуказанного срока является основанием для его ликвидации, следовательно, заявленный административный иск подлежит удовлетворению.
Допущенные административным ответчиком КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» нарушения требований закона в силу статьи 61 Гражданского кодекса РФ являются основанием для ликвидации юридического лица и влекут исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда о ликвидации КПК является основанием для обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что кредитный потребительский кооператив «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» находится в стадии ликвидации на основании решения суда.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика КПК «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ», ООО «Северная Корона» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 6 000 руб. с каждого из ответчиков. С ответчиков ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере по 300 рублей с каждого ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Центрального банка Российской Федерации- Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации к Кредитно-потребительскому кооперативу «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ООО «Северная Корона» о ликвидации кредитного потребительского кооператива- удовлетворить.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» (ОГРН 1111901004104, ИНН 1901103853) за нарушение требований части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Обязать кредитный потребительский кооператив «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что кредитный потребительский кооператив «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» находится в стадии ликвидации на основании решения суда.
Взыскать с кредитного потребительского кооператива «ПЕРВАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА СИБИРИ» государственную пошлину в размере 6 000 руб. в доход местного бюджета.
Взыскать с ООО «Северная Корона» государственную пошлину в размере 6 000 руб. в доход местного бюджета.
Взыскать с ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей с каждого из ответчиков.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Судья Е.В. Надежкин
Решение в окончательной форме изготовлено 5 марта 2019 года.
Судья (подпись) Е.В. Надежкин
«копия верна»
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-570/2019 Калининского районного суда г. Новосибирска
Решение не вступило в законную силу «_____» _________________ 201 г.
Судья Е.В. Надежкин
Секретарь О.Н. Комайко