Дело № 2-1438/2024
11RS0002-01-2024-000548-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Матюшкиной А.Э.,
рассмотрев 28 мая 2024 года в г.Воркуте Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1438/2024 по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению городского хозяйства и благоустройства Администрации МОГО «Воркута» о сохранении нежилого помещения в перепланированном виде,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ответчику о сохранении нежилого встроено- пристроенного помещения, расположенного на 1-ом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кадастровый ..., общей площадью 553,2 кв.м. в перепланированном состоянии в соответствии с проектной документацией ООО «ВестЛайн» и экспертным заключением .../р от <дата> ООО «Модулор».
В обоснование требований указано, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками вышеуказанного нежилого помещения. Истцами была произведена перепланировка и переоборудование помещения в соответствии с проектной документацией ООО «ВестЛайн». После произведенных работ по переустройству и перепланировке нежилого помещения истцы обратились в экспертную организацию ООО «Модулор» для подготовки заключения. Согласно экспертному заключению №1610-2018р от 05.04.2019 проведение работ по перепланировке и переустройству нежилого помещения не затрагивает несущих конструкций здания и не противоречит требованиям действующих строительных норм и правил (в том числе пожарных и санитарных). Эксплуатационные качества жилого дома в целом в результате произведенных в нежилом помещении работ сохранены (санитарные и противопожарные нормы не ухудшены) дальнейшая безопасная для жизни и здоровья людей эксплуатация объекта обеспечена. Никаких нарушений, отклонений не выявлено, замечания отсутствуют. Таким образом, произведенное истцами переустройство и перепланировка нежилого помещения не нарушает прав и законных интересов других граждан, не является угрозой для их проживания. Истцами подано заявление ответчику о согласовании переустройства и перепланировки с приложением экспертного заключения ООО «Модулор». В согласовании перепланировки и переустройства ответчиком отказано, предложено обратиться в суд.
Ответчик с требованиями не согласился, в письменных возражениях указал, что истцы самовольно, без соблюдения требований законодательства и без согласования с органом местного самоуправления произвели перепланировку помещения. Просят в иске отказать.
Истцы о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен, представителя в суд не направил. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке ЕГРП ФИО2 и ФИО1 являются собственниками нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 553,2 кв.м., кадастровый ....
По доводам иска ФИО1 и ФИО2 в принадлежащем им на праве собственности нежилом помещении произвели перепланировку. Перепланировка произведена по проекту ООО «ВестЛайн». После произведенных работ истцы обратились в ООО «Модулор» для оценки нежилого помещения на предмет соответствия строительным, пожарным, санитарным нормам.
Истцы, обращаясь в суд с настоящим иском, перечень произведенных работ не указывают, однако, ссылаются на то, что работы по перепланировке нежилого помещения произведены по проекту ООО «ВестЛайн», а затем ООО «Модулор» произвело экспертную оценку перепланировки В подтверждение доводов представлено экспертное заключение ООО «Модулор» №1610-2018/р и рабочая документация ООО «ВестЛайн» из четырех разделов: «Архитектурные решения», «Конструктивные и объемно-планировочные решения», «Система отопления», «Система водоснабжения и канализации».
Из экспертного заключения №1610-2018/р следует, что согласно проекту ООО «ВестЛайн» при перепланировке и переоборудовании магазина «Магнит» выполнено устройство дополнительных входных групп для эвакуации людей и загрузки товара.
Главный вход – используется существующее крыльцо из монолитных железобетонных ступеней и площадки. Остальные входы и загрузочный узел – новые площадки, ступени и козырьки из металлических конструкций.
Загрузочный узел – пристройка неотапливаемого закрытого тамбура с крыльцом и наружной разгрузочной площадкой.
Проектом предусмотрена и фактически выполнена установка перемычек в новых проемах и перегородках служебных помещений.
Проектом предусмотрено устройство новых дверных проемов в несущих наружных и внутренних стенах. Устройство двух дверных проемов со стороны дворового фасада предусмотрено с использованием существующих оконных проемов. Существующие окна демонтированы. Для устройства дверных проемов выполнен демонтаж кирпичной кладки под окном для увеличения размеров проемов по высоте и совмещении их с полом 1-го этажа. Дверной проем входа в агрегатную – новый, устроен в наружной стене со стороны дворового фасада.
Согласно статьи 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с подп. 6 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению на выдачу разрешений на строительство прилагается среди прочих документов согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.
Пункт 6.2 предусматривает необходимость принятия решения общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав").
Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществления реконструкции, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе его расширением или надстройкой), а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Экспертным заключением ООО «Модулор» №1610-2018/р подтверждается, что в ходе выполнения строительных работ истцами выполнен демонтаж кирпичной кладки под окном для увеличения размеров проемов по высоте и совмещении их с полом 1-го этажа, устроен новый дверной проем входа в агрегатную в наружной стене со стороны дворового фасада. Пристроен неотапливаемый закрытый тамбур с крыльцом и наружной разгрузочной площадкой, выполнена установка перемычек в новых проемах и перегородках служебных помещений.
Таким образом, истцами произведены работы по переустройству, перепланировке и реконструкции нежилого помещения.
Нежилое помещение расположено в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, следовательно при перепланировке, переустройстве и его реконструкции затрагиваются интересы собственников помещений (жилых и нежилых), расположенных в многоквартирном доме.
В соответствии с вышеизложенными нормами Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ для сохранения нежилого помещения в реконструированном виде в обязательном порядке требуется решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома о согласовании реконструкции и перепланировки, влекущих присоединение к реконструированному помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Решение общего собрания собственников многоквартирного дома в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (ч.1.1. ст.46 Жилищного кодекса РФ).
Данные требования о хранении подлинников решений и протоколов являются императивными и не могут быть изменены решением общего собрания.
В Государственной жилищной инспекции по г.Воркуте сведений о проведении общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>, по вопросу переустройства нежилых помещений первого этажа с кадастровым номером 11:16:1704003:2861 за период с 2017 года по 2019 год не имеется (письмо ГЖИ от 18.04.2024 №02-06-32-232).
В отсутствие доказательств согласия всех собственников помещений в данном МКД о проведении реконструкции нежилого помещения, требования о сохранении нежилого помещения в переустроенном виде удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 о сохранении нежилого встроено - пристроенного помещения, расположенного на 1-ом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, кадастровый ..., общей площадью 553,2 кв.м. в перепланированном состоянии в соответствии с проектной документацией ООО «ВестЛайн» и экспертным заключением №1610-2018/р от 05.04.2019 ООО «Модулор», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме –04.06.2024.
Судья Н.В.Полякова