Судья Кузнецова С.А. дело №33-1877/2020
24RS0050-01-2019-000591-71
2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2020 г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Тихоновой Т.В., Тарараевой Т.С.
при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску Ивановой Людмилы Петровны к ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» о признании незаконным требований о выносе прибора учёта электроэнергии на фасад жилого дома, возложении обязанности произвести опломбирование прибора учета электроэнергии, произвести расчет потреблённой электроэнергии по показаниям прибора учета, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя истицы Иванова А.В.
на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 26 августа 2019, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ивановой Людмилы Петровны к Публичному акционерному обществу «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» о признании незаконным требований о выносе прибора учёта электроэнергии на фасад жилого дома, возложении обязанности произвести опломбирование прибора учета электроэнергии, произвести расчет потреблённой электроэнергии по показаниям прибора учета, компенсации морального вреда отказать.
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Л.П. обратилась в суд с иском к ПАО «МРСК Сибири» о признании незаконным требований о выносе прибора учёта электроэнергии на фасад жилого дома, возложении обязанности произвести опломбирование прибора учета электроэнергии, произвести расчет потреблённой электроэнергии по показаниям прибора учета, компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что является собственником квартиры и земельного участка <адрес>. 14.11.2018 года ею получено уведомление от ПАО «Красноярскэнергосбыт» о замене прибора учета электрической энергии, находившегося в принадлежащем истице жилом доме, у которого истёк срок эксплуатации. Супруг истицы Иванов А.В. заменил прибор учета на новый, установив его на месте старого и обратился к ответчику с просьбой о об опломбировании нового прибора учета, в чем было отказано, поскольку прибор не был установлен на фасаде дома.
10.12.2018 года супруг истицы вновь обратился к ответчику с письменным заявлением об опломбировании прибора учета, на что получил отказ со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 года №442, согласно п. 144 которого, вновь монтируемые приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, смежных субъектов розничного рынка- потребителей.
Считает, требование о выносе прибора учета на фасад дома незаконным. Данное требование может носить рекомендательный характер и зависит от желания потребителя, который несет ответственность за сохранность и содержание прибора учета, что не может обеспечиваться при выносе прибора учета из жилого помещения на фасад дома. В паспорте приобретенного прибора учета указано, что он может быть установлен в месте, где температура воздуха должна быть не ниже 30 градусов Цельсия.
Просила признать незаконными требования ответчика о выносе прибора учета электроэнергии на фасад жилого дома; возложить на ответчика обязанность об опломбировании прибора учета, установленного в доме; перерасчету потребленной электроэнергии за период с ноября 2018 года по июнь 2019 года по показаниям прибора учета, установленного в доме; взыскать с ответчика компенсации морального вреда 5000 руб., расходы по оплате государственной пошлины 300 руб., расходы по оплате юридических услуг 3500 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы Иванов А.В. просит отменить решение ссылаясь на доводы заявленные в обоснование иска. Считает, что суд оставил без внимания рекомендательный характер п.1.5.6. и 1.5.27 Правил устройства электроустановок от 08.07.2002, изложенных в Постановлении Правительства РФ № 442 при определении понятий «установка прибора учета» и «замена прибора учета». Требование об установке прибора учета на фасаде дома по существу является изменением в одностороннем порядке условий договора технологического присоединения, что недопустимо. Произведенный ответчиком расчет платы за электроэнергии по нормативу потребления ущемляет права истицы, привел к тому, что она оплачивает коммунальную услугу сверх фактически потребленной.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца по доверенности Иванова А.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о слушании дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 543 ГК РФ, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.2 ст.13 названного ФЗ).
Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении гражданина, осуществляющего ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории садоводства или огородничества, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В соответствии с п. 154 данных Положений, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит место установки прибора учета и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета, заводской номер и состояние прибора учета, допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); дата следующей поверки.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В соответствии с п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Согласно п. 16.1 данных Правил, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в п.13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Как правильно установлено судом, ответчица Иванова Л.П. является собственником жилого дома <адрес>
14.11.2018 ПАО «Краснояркэнергосбыт» направлено уведомление об истечении межповерочного интервала прибора учета, установленного в вышеуказанном доме, проведении 05.12.2018 после 12 часов проверки прибора учета с указанием адреса куда можно обратиться с целью замены прибора учета.
Стороной истца приобретен новый прибор учета электрической энергии, установленный рядом со старым прибором учета внутри жилого помещения.
Согласно акта № 58/с-6-3358 от 01.12.2018 составленного представителем филиала ПАО «МРСК Сибири» Селивановым в присутствии Иванова А.В. и подписанного последним, замененный прибор учета не допущен в эксплуатацию, абоненту указано на необходимость установления расчетного прибора учета на границе балансовой принадлежности сторон или максимальной приближенности к ней (опора или фасад строения). Вводной кабель должен быть визуально видимым по всей его длине прокладки до расчетного прибора учета.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска, отказав в их удовлетворении требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Порядок установки прибора учета электрической энергии регулируется Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. В силу действующего законодательства установление прибора учета электрической энергии должно производиться на ближайшей границе балансового разграничения: в данном случае на границе жилого дома потребителя (внешней стене жилого дома). В принадлежащем истцу жилом доме прибор смонтирован с нарушением требований действующего законодательства к месту его установки, не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, при том, что обстоятельств подтверждающих отсутствие технической возможности для установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, соответствующими п. 144 вышеназванных Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в силу которых прибор учета электроэнергии подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, что позволит обеспечивать свободный доступ к нему работников сетевой и энергоснабжающей организации, контроль по прибору учета за соблюдением установленных режимов передачи электроэнергии, проведение контрольных проверок расчетного счетчика на месте установки, а также к электроустановкам потребителя в целях полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии.
Оснований для признания незаконным отказа ответчика в опломбировании прибора учета электрической энергии в жилом доме Ивановой Л.П., не имелось, как не имелось оснований и для удовлетворения производных от основных требований о возложении обязанности на ответчика опломбировать прибор учета, произвести расчет потребленной энергии по показаниям прибора учета, компенсировать моральный вред.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по сути повторяют доводы заявленные в обоснование иска, являвшиеся предметом оценки суда первой инстанции, правомерно признанными судом несостоятельными с приведением подробной мотивировки в решении.
Доводы стороны истца о том, что в данном случае имела место не установка, а замена старого прибора учета на новый, который был установлен на месте старого, не свидетельствует о неправомерности требований ответчика. Все действия по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, должны отвечать требованиям, установленным законодательством РФ. Требований о том, что при замене прибора учета он должен быть смонтирован на месте прежнего прибора учета или непосредственно в том же месте, действующее законодательство не содержит.
Фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, основанием к отмене решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиям закона, служить не может.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 26 августа 2019,, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истицы Иванова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: