Решение по делу № 2-1337/2024 от 02.11.2024

УИД: 11RS0010-01-2024-002745-14 Дело № 2-1337/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Корчаговой А.И. с участием

представителя прокуратуры Коданевой И.И.,

представителя ответчика Напалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 ноября 2024 года гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района города Сыктывкара в интересах Голдобиной Валентины Прокопьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда

установил:

прокурор Эжвинского района города Сыктывкара в интересах Голдобиной В.П. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми с требованиями:

1. о возложении обязанности обеспечить Голдобину В.П. техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

2. о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми проведена проверка исполнения требований федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", смежных с ними законодательных и принятых в их развитие подзаконных актов, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. В ходе проверки установлено, что Голдобина В.П. является .... Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида предусмотрено обеспечение техническим средством реабилитации корсетом полужёсткой фиксации в количестве одной штуки. Однако ответчик не обеспечил истца данным средством.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

От материального истца поступило заявление, в котором он указывает, что извещён о месте и времени рассмотрения дела и просит рассмотреть спор без его участия.

В судебном заседании представитель прокуратуры Коданева И.И. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Напалкова Е.В. в судебном заседании против исковых требований возражала, указав, что обеспечение истца в натуре средствами реабилитации невозможно в силу объективных причин – отсутствия государственного контракта. Сам истец вправе воспользоваться иным способом реализации своих прав, в том числе получением сертификата на приобретение средства реабилитации либо получения компенсации в случае самостоятельного приобретения средства реабилитации. Полагает, что причинно-следственная связь между необеспечением средством реабилитации и физическими и нравственными страданиями истца отсутствует. В связи с чем не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда. В случае удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, просила о снижении её до разумных пределов.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от **.**.** № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗреабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ устанавливает, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

П. 2 названных Правил установлено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Согласно подп. «а» п. 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

П. 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил и п. 12 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан, утвержденного приказом ФСС РФ от **.**.** №..., уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее -направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Судом установлено, что Голдобина В.П. является ....

Индивидуальной программой реабилитации (ИПР) №... от **.**.** Голдобиной В.П. предусмотрено техническое средство реабилитации – корсет полужёсткой фиксации в количестве одной штуки.

На основании заявления об оказании услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации от **.**.** истец поставлен на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по обеспечению вышеуказанным техническим средством реабилитации, однако на момент проведения прокурорской проверки необходимыми для восстановления техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Организации, предоставляющие технические средства реабилитации и выполняющие работы по изготовлению протезно-ортопедических изделий определяются в соответствии с Федеральным законом от **.**.** № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон № 44-ФЗ) путем проведения конкурентных процедур с последующим заключением государственных контрактов.

Согласно отзыву размещены запросы цен на технические средства реабилитации, однако коммерческие запросы на них не поступали.

Необеспечение Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми истца необходимыми средствами реабилитации нарушают право на социальную защиту.

Доводы ответчика о невозможности обеспечения истца средствами реабилитации в силу объективных причин из-за отсутствия коммерческих предложений, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования и не ставится в зависимость от каких-либо условий.

При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации подлежит удовлетворению.

С учётом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, особенностей сложившихся между сторонами правоотношений, необходимого баланса прав истца и ответчика суд приходит к выводу, что решение суда в указанной выше части должно быть исполнено в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

При разрешении требования о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

П. 25, 26, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** №... устанавливает, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Материалами дела подтверждается, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении Голдобиной В.П. техническим средством реабилитации, нарушены ее права, не созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом условия существования. Нарушение данного права является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, нахождение с ощущением социальной незащищенности, возраст, нуждаемость в технических средствах реабилитации, а также степень вины ответчика, осуществляющего государственные функции, направленные на защиту социальных прав граждан. С учетом длительности нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права инвалида на получение необходимых технических средствах реабилитации, принципов разумности и справедливости, а также попыток ответчика обеспечить истца средствами реабилитации суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН №...) обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить Голдобину Валентину Прокопьевну (паспорт №...) техническим средством реабилитации – корсетом полужёсткой фиксации в количестве одной штуки.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН №...) в пользу Голдобиной Валентины Прокопьевны (паспорт №...) компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми.

Председательствующий Попов А.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено **.**.**.

УИД: 11RS0010-01-2024-002745-14 Дело № 2-1337/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Корчаговой А.И. с участием

представителя прокуратуры Коданевой И.И.,

представителя ответчика Напалковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 ноября 2024 года гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района города Сыктывкара в интересах Голдобиной Валентины Прокопьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда

установил:

прокурор Эжвинского района города Сыктывкара в интересах Голдобиной В.П. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми с требованиями:

1. о возложении обязанности обеспечить Голдобину В.П. техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

2. о взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми проведена проверка исполнения требований федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", смежных с ними законодательных и принятых в их развитие подзаконных актов, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации. В ходе проверки установлено, что Голдобина В.П. является .... Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида предусмотрено обеспечение техническим средством реабилитации корсетом полужёсткой фиксации в количестве одной штуки. Однако ответчик не обеспечил истца данным средством.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

От материального истца поступило заявление, в котором он указывает, что извещён о месте и времени рассмотрения дела и просит рассмотреть спор без его участия.

В судебном заседании представитель прокуратуры Коданева И.И. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Напалкова Е.В. в судебном заседании против исковых требований возражала, указав, что обеспечение истца в натуре средствами реабилитации невозможно в силу объективных причин – отсутствия государственного контракта. Сам истец вправе воспользоваться иным способом реализации своих прав, в том числе получением сертификата на приобретение средства реабилитации либо получения компенсации в случае самостоятельного приобретения средства реабилитации. Полагает, что причинно-следственная связь между необеспечением средством реабилитации и физическими и нравственными страданиями истца отсутствует. В связи с чем не имеется оснований для взыскания компенсации морального вреда. В случае удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, просила о снижении её до разумных пределов.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Ст. 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от **.**.** № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗреабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ устанавливает, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

П. 2 названных Правил установлено обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Согласно подп. «а» п. 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

П. 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил и п. 12 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан, утвержденного приказом ФСС РФ от **.**.** №..., уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее -направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Судом установлено, что Голдобина В.П. является ....

Индивидуальной программой реабилитации (ИПР) №... от **.**.** Голдобиной В.П. предусмотрено техническое средство реабилитации – корсет полужёсткой фиксации в количестве одной штуки.

На основании заявления об оказании услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации от **.**.** истец поставлен на учет в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по обеспечению вышеуказанным техническим средством реабилитации, однако на момент проведения прокурорской проверки необходимыми для восстановления техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Организации, предоставляющие технические средства реабилитации и выполняющие работы по изготовлению протезно-ортопедических изделий определяются в соответствии с Федеральным законом от **.**.** № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон № 44-ФЗ) путем проведения конкурентных процедур с последующим заключением государственных контрактов.

Согласно отзыву размещены запросы цен на технические средства реабилитации, однако коммерческие запросы на них не поступали.

Необеспечение Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми истца необходимыми средствами реабилитации нарушают право на социальную защиту.

Доводы ответчика о невозможности обеспечения истца средствами реабилитации в силу объективных причин из-за отсутствия коммерческих предложений, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования и не ставится в зависимость от каких-либо условий.

При таких обстоятельствах исковые требования о возложении обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации подлежит удовлетворению.

С учётом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, особенностей сложившихся между сторонами правоотношений, необходимого баланса прав истца и ответчика суд приходит к выводу, что решение суда в указанной выше части должно быть исполнено в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

При разрешении требования о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

П. 25, 26, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** №... устанавливает, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Материалами дела подтверждается, что в результате бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении Голдобиной В.П. техническим средством реабилитации, нарушены ее права, не созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом условия существования. Нарушение данного права является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

При определении размера подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, нахождение с ощущением социальной незащищенности, возраст, нуждаемость в технических средствах реабилитации, а также степень вины ответчика, осуществляющего государственные функции, направленные на защиту социальных прав граждан. С учетом длительности нарушения гарантированного Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права инвалида на получение необходимых технических средствах реабилитации, принципов разумности и справедливости, а также попыток ответчика обеспечить истца средствами реабилитации суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН №...) обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить Голдобину Валентину Прокопьевну (паспорт №...) техническим средством реабилитации – корсетом полужёсткой фиксации в количестве одной штуки.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН №...) в пользу Голдобиной Валентины Прокопьевны (паспорт №...) компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми.

Председательствующий Попов А.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено **.**.**.

2-1337/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара
Голдобина Валентина Прокопьевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Попов Андрей Валерьевич
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
02.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2024Передача материалов судье
05.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2024Судебное заседание
11.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее