Дело № 2-3348/2024
24RS0032-01-2024-002994-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2024 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Абрамчик М.А.,
при секретаре Аршиновой А.М.,
с участием Истца Дехант И.В., ее представителя – Скрипальщиковой Ю.Л..,
представителя ответчика ЧУ «Мир Детства» - Прошиной И.А., представителя ОСФР по Красноярскому краю – Свистуновой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дехант И.В. к ЧУ «Мир Детства» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Дехант И.В. обратилась с исковым заявлением к ЧУ «Мир Детства» о возложении обязанностей по внесению сведений в индивидуальный лицевой счет сведений об осуществлении педагогической деятельности.
Требования мотивированы тем, что Дехант И.В. согласно трудовой книжке работала в НОУ «Мир Детства» в должности музыкального работника с 02.04.2007 года по 29.03.2009 год и с 24.07.2010 по 28.01.2011 год, при этом за указанный период на ее индивидуальном лицевом счете в системе персонифицированного учета отсутствует информация о педагогической деятельности, что ограничивает ее право на досрочное назначение страховой пенсии, при этом по ее мнению она фактически осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем обратилась с указанным иском.
Истец Дехант И.В., и ее представитель – Скрипальщикова Ю.Л. в судебном заседании требования искового заявления поддержали в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель Ответчика ЧУ «Мир Детства» - Прошина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что сведения о работе Дехант И.В. отражены на индивидуальном лицевом счете без указания о педагогическом характере деятельности поскольку у ЧУ «Мир Детства» не имелось образовательной лицензии, образовательные услуги учреждение не оказывало, а осуществляло услуги по присмотру за детьми и организации их досуга, характер работы Дехант И.В. педагогическим не являлся.
Представитель третьего лица, ОСФР по Красноярскому краю – Свистунова О.Ю. в судебном заседании исковые требования не поддержала, указав, что исходя из характера деятельности ЧУ «Мир Детства» оснований для признания деятельности педагогической не имеется.
Выслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом не любая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях и в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками. Согласно приведенному списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей все указанные в списке учреждения являются образовательными, таким образом законодатель определяя возможность отнесения той или иной должности для учета пенсионного стажа указал на необходимость осуществления трудовой функции в образовательном учреждении.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
Исходя из положений подпункта 10.2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 02.04.2007 между НОУ «Мир Детства» и Дехант И.В. заключен трудовой договор № 31, на должность музыкального руководителя, согласно записям в трудовой книжке Дехант И.В. 02.04.2007 принята на работу в НОУ «Мир Детства» музыкальным работником, 26.07.2010 переведена на должность музыкального руководителя, 28.01.2011 уволена из ЧУ «Мир Детства» (новое наименование НОУ «Мир Детства» на момент увольнения).
Согласно п. 1.2 Устава ЧУ «Мир Детства» является некоммерческой организацией, согласно целям совей деятельности учреждение удовлетворяет потребности населения в услугах по присмотру за детьми и организации их досуга, культурном развитии населения, удовлетворении потребностей населения в физическом воспитании и в занятиях физической культурой (п. 2.1 Устава), для чего осуществляет ряд видов деятельности, в том числе по организации детского досуга и осуществлению присмотра за детьми на основании договоров на условиях почасового пребывания (п. 2.2. Устава).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ЧУ «Мир Детства» в качестве основного вида деятельности с 11.01.2007 осуществляет предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам.
Как следует из должностной инструкции музыкального руководителя НОУ «Мир Детства» утвержденного 02.04.2007 целью деятельности является музыкальное воспитание и эстетическое развитие детей, в рамках чего в том числе готовит и проводит детские праздники, утренники, вечера досуга с детьми, проводит музыкальные занятия совместно с воспитателями, ведет музыкальное сопровождение при проведении утренней гимнастики.
Решением об отказе в установлении пенсии от 20.12.2023 Дехант И.В. отказано установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа осуществления педагогической деятельности, при этом периоды работы Дехант И.В. в ЧУ «Мир Детства» не учтены с 02.04.2007 по 29.03.2009 и за период с 24.07.2010 по 28.01.2011 по причине, в том числе, отсутствия сведений о педагогической деятельности в указанные периоды.
Как следует из выписки по индивидуальному лицевому счету застрахованного лица за период работы ЧУ «Мир Детства» предоставляла сведения в отношении Дехант И.В. и данный период работы учтен в ее общем страховом стаже.
Учитывая приведенные выше положения нормативно-правовых актов, не любая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях и в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, в рассматриваемом случае утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Суд принимая во внимание, что отнесение учреждения к частному или муниципальному (государственному) не влияет на возможность учета стажа работы дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, вместе с тем при принятии решения учитывает, что Дехант И.В. осуществляла деятельность в должности музыкального руководителя в ЧУ «Мир Детства» не относящегося к учреждениям образования, лицензии на образовательную деятельность не имеющего, ввиду чего в учреждении отсутствовал образовательный процесс, а образовательная деятельность не велась, уставные цели ЧУ «Мир Детства» также не были связаны с осуществлением образовательной деятельности, более того характер осуществляемой Дехант И.В. работы, с учетом содержания ее должностной инструкции безусловно не подтверждает, что такая работа являлась педагогической в образовательном учреждении, таким образом, ответчик правомерно предоставлял сведения для отражения на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица о характера трудовой деятельности Дехант И.В. без указания на педагогический характер.
Учитывая изложенное, исковые требования Дехант И.В. к ЧУ «Мир Детства» о возложении обязанности провести корректировку формы СЗИ-ИЛС сведений на имя работника Дехант И.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дехант И.В. к ЧУ «Мир Детства» о возложении обязанности провести корректировку формы СЗИ-ИЛС сведений на имя работника Дехант И.В. за период ее работы в должности музыкального руководителя с 02.04.2007 года по 29.03.2009 года (1 год 11 месяцев 28 дней); с 24.07.2010 года по 28.01.2011 года (6 месяцев 4 дня), по коду педагогическая деятельность (781) отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Абрамчик
В мотивированном виде решение изготовлено 26.08.2024.