УИД 05RS0038-01-2024-007590-53
Дело № 12-571/2024
РЕШЕНИЕ
25 октября 2024 года город Махачкала
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Валетдинова Р.Р., с участием заместителя начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Республики Дагестан Шороновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Силаева В.В. на определение первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. от 22 мая 2024 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении заместителя директора УФПС Республики Дагестан Гамзатова Г.М.,
установила:
определением первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. от 22 мая 2024 года в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя директора УФПС Республики Дагестан Гамзатова Г.М. отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным определением, заявитель Силаев В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность, а изложенные в нем выводы не соответствующими обстоятельствам дела. Так, заявитель направил в Прокуратуру Республики Дагестан обращение (№ВО-6583-24-20820001 от 24 апреля 2024 года), в котором указал на нарушение УФПС Республики Дагестан норм КоАП РФ при рассмотрении заявления о возбуждении дела об административном правонарушении и просил внести представление об устранении нарушений требований законодательства, что отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Заявитель Силаев В.В. содержится в ФКУ ИК -17 ГУ ФСИН России по Красноярскому краю. Участие Силаев В.В. в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании Силаев В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Заместитель директора УФПС Республики Дагестан Гамзатов Г.М. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заместитель начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры Республики Дагестан Шоронова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы заявителя, считая обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении законным, а его выводы обоснованными и соответствующими установленным обстоятельствам.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Силаева В.В., мнение прокурора, проверив материалы дела, суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого определения по следующим основаниям.
Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Субъектами правонарушения по статье 5.59 КоАП РФ являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которых возложено осуществление публично значимых функций.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ составляет нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Объектом правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Указанные отношения урегулированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 2 данного закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 статьи 8 Закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 названного закона.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно частям 3, 4 статьи 10 Закона N 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).
Дела по ст. 5.59 КоАП РФ возбуждаются прокурором.
Как следует из представленных материалов, Силаев В.В. обратился в Прокуратуру Республики Дагестан с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя директора УФПС Республики Дагестан Гамзатова Г.М. (№ВО-6583-24-20820001).
Проанализировав обращение заявителя Силаева В.В. и приложенные к нему материалы, первый заместитель прокурора Республики Дагестан Ляпин Р.К. установил, что обращение Силаева В.В., поступившее 13 марта 2024 года в УФПС Республики Дагестан, рассмотрено уполномоченным должностным лицом УФПС Республики Дагестан 25 марта 2024 года в установленный Федеральным Законом N 59-ФЗ срок по существу поставленных в обращении вопросов.
Не установив нарушений требований Федерального Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения, первый заместитель прокурора указал на отсутствие в действиях должностного лица УФПС Республики Дагестан состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, о чем вынес мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22 мая 2024 года.
Оснований не согласиться с выводами первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К., суд не усматривает.
Несогласие с указанными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемого определения не является и не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам заявителя.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены вынесенного по делу определения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
определение первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. от 22 мая 2024 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора УФПС Республики Дагестан Гамзатова Г.М. оставить без изменения, жалобу Силаева В.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Советского районного суда
г. Махачкалы Республики Дагестан Р.Р. Валетдинова