Решение по делу № 2-1044/2024 от 26.07.2024

УИД 11RS0010-01-2024-001891-54

Дело № 2-1044/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре Осиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 октября 2024 года гражданское дело по иску Гилевой Людмилы Владимировны к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение,

установил:

Гилева Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим условиям, взамен аварийного жилья, подлежащего сносу, в пределах административной границы Эжвинского района г. Сыктывкара, в пределах пешей доступности основного места работы истца, с жилой площадью не менее 23 кв.м. в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований истец указала, что является нанимателем жилого помещения (комнат №...), расположенного в жилом доме по адресу ..., который распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 25.10.2017 №... признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для расселения граждан – до 30.11.2018. По указанному адресу имеет регистрацию сын истца Гилев Александр Сергеевич. По состоянию на июль 2024 года администрацией не приняты меры к отселению граждан и предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, утверждая, что проживание в таком доме опасно для жизни с учетом технического состояния здания, что подтверждено заключением комиссии по оценке жилых помещений, при этом иные жилые помещения у истца отсутствуют, последняя обратилась в суд с настоящим иском о возложении на ответчика обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 23 кв.м в черте Эжвинского района г.Сыктывкара, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям взамен жилого помещения, непригодного для проживания, по адресу ....

Гилев А.С., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил суду письменные пояснения по делу, в которых с иском Гилевой Л.В. согласился, полагал, что общая площадь помещения для предоставления истцу должна быть исчислена как площадь жилых комнат, занимаемых истцом, с учетом площади мест общего пользования. Посредством телефонограммы Гилев А.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала, просила определить площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из площади занимаемых ею по договору социального найма жилых комнат, а так же площади мест общего пользования.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Шаньгин В.А., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями в их окончательной формулировке не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Считал отсутствующими основания для предоставления истцу жилого помещения площадью, большей, чем площадь жилого помещения, которое она занимает в настоящее время.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по договору социального найма от 17.03.2004, заключенному между администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и Гилевой Л.В., последней предоставлено для проживания находящееся в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» жилое помещение – две комнаты общей площадью 23 кв.м (по 11,5 кв.м каждая) по адресу .... В качестве члена семьи нанимателя в жилом помещении зарегистрирован по месту жительства сын Гилев А.С.

20.09.2017 Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», созданной в соответствии с Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО городского округа «Сыктывкар» от 02.05.2017 N 140 "О межведомственной комиссии Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по обследованию и оценке помещений в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», проведено обследование многоквартирного жилого здания, расположенного по адресу ..., на предмет пригодности для проживания, по результатам которого составлен Акт № 22 от 20.09.2017, согласно которого здание введено в эксплуатацию в 1964 году, дом двухэтажный, деревянный, коридорного типа на 12 жилых однокомнатных помещений; наружные стены выполнены из бруса на мелко заглубленном фундаменте; по данным БТИ физический износ здания составляет на 2007 год – 68 %. Проведение капитального ремонта нецелесообразно. Проведенное обследование подтвердило, что исходя из установленных характеристиках здания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований жилого дома и невозможности проведения капитального ремонта здания, необходимо организовать снос здания в связи с аварийным его состоянием и опасностью для жизни. Межведомственной комиссией жилой дом признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием и подлежащим сносу.

Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 25.10.2017 №... многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2.2 распоряжения предписано сектору по жилищным вопросам и приватизации жилья администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в срок до 30.11.2018 принять меры к отселению граждан, занимающих в данном многоквартирном доме муниципальные жилые помещения по договорам социального найма и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, путем предоставления данным гражданам по договорам социального найма других благоустроенных, применительно к условиям муниципального образования городского округа «Сыктывкар», жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающих установленным требованиям и находящихся в границах Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от 31.12.2019 срок отселения граждан указанного многоквартирного дома изменён и установлен до 31.12.2025.

В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом, расположенный по по адресу ....

Из объяснений истца, данных в ходе разбирательства дела, следует, что она фактически проживает в спорном жилом помещении, другого жилья не имеет. За предоставлением жилого помещения маневренного фонда истец не обращалась по причине того, что данная мера является временной.

Из объяснений представителя ответчика следует, что по заданию администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ООО «Нижегородская инженерно-исследовательская лаборатория» подготовило заключение №... от 25.09.2023, в соответствии с которым выявлена аварийная категория технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ....

Согласно указанному заключению специалиста многоквартирный жилой дом по указанному адресу возведен в 1964 году, техническое состояние строительных конструкций жилого дома имеет аварийную категорию технического состояния; выявлено основание для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку аварийное техническое состояние несущих конструкций дома в целом характеризуется их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и наличии опасности обрушения многоквартирного дома и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ). Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Как отметил в своём определении от 05.03.2009 №376-О-П Конституционный Суда Российской Федерации для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 указал, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке (ответ на вопрос 3).

Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 следует, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).

В определении от 11.09.2018 № 57-КГ18-16 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.

По смыслу приведённого правового регулирования если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания осуществляется гражданам независимо от признания их малоимущими и нуждающимися в жилье и не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

При этом, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.

По делу установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено занимаемое истцом по договору социального найма жилое помещение, не включён ни в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (Постановление Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года №... «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21 мая 2019 года №... «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» на период 2019-2025 годы»).

У истца иных жилых помещений для проживания не имеется. В администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» за предоставлением жилых помещений маневренного фонда, а также за постановкой на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец и Гилев А.С. не обращались.

При принятии решения о признании многоквартирного дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», принято во внимание техническое состояние несущих конструкций здания. По результатам обследования специалистами сделан вывод об аварийном техническом состоянии дома, характеризующемся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, а так же о наличии опасности обрушения.

Сведений о проведении капитального ремонта указанного многоквартирного дома за период его эксплуатации, а так же того, что на момент рассмотрения дела состояние жилого дома приведено в состояние, пригодное для проживания в нем, либо проводятся работы в целях устранения угрозы обрушения, предотвращения причинения вреда на период установленного для отселения граждан срока, стороной ответчика в материалы дела не представлено.

Суд учитывает, что хотя распоряжение руководителя администрации №... от 25.10.2017 об установлении срока для принятия мер к расселению жильцов дома (в редакции на момент рассмотрения дела – до 31.12.2025) принято ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, однако в данном конкретном случае, в ходе разбирательства дела установлено, что техническое состояние занимаемого истцом жилого помещения и многоквартирного дома в целом не позволяет в настоящее время проживать в нем и представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у Гилевой Л.В. права на предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к ведению городского округа относятся, в том числе, вопросы обеспечения проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 53 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Эжвинский район муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Эжвинский район) - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в муниципальном образовании к населению.

Администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с настоящим Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района, в том числе, в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ст. 54, 57 Устава).

Предоставляемое истцу в связи с рассматриваемыми обстоятельствами другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.

Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район", в связи с чем в данном случае суд принимает во внимание, что жилое помещение, предоставленное ранее истцу, находится на территории Эжвинского района МОГО «Сыктывкар».

По смыслу статьи 89 ЖК РФ предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В рамках настоящего дела истец и третье лицо ставят вопрос о признании права на вспомогательные помещения, которые находились в секции общежития, где расположено жилое помещение истца.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации комната относится к жилым помещениям.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Частью 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Пунктом 12 Примерного положения об общежитиях, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 (вступил в силу с 11 августа 1988 года, утратил силу с 1 февраля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.01.2020 N 7) проживающие в граждане имеют право пользоваться предоставленной жилой площадью, помещениями культурно-бытового и иного назначения.

Изложенные нормы закрепляют право нанимателей комнат в общежитии на пользование вспомогательными помещениями (кухни, санузлы, коридоры и иные).

Вопрос о размере доли и соответствующей ей площадь таких помещений влияет на размер помещения, которое должно быть предоставлено по правилам ст. 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при признании жилого помещения непригодным для проживания.

Как усматривается из представленного в материалы дела технического паспорта, здание по адресу ..., представляет собой здание коридорного типа, в нем расположено 12 жилых однокомнатных помещений. По своей планировке указанное здание является зданием общежития, а комнаты в общежитиях к числу квартир не относятся, поскольку они предназначены для использования в качестве места непосредственного проживания граждан (ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ) и в их состав не входят и не могут входить помещения вспомогательного использования.

Общая площадь комнат №..., расположенных по адресу ..., предоставленных истцу по договору социального найма, составляет 23 кв.м (по 11,5 кв.м каждая). Из технического паспорта на здание следует, что указанные комнаты расположены в секции, состоящей из шести комнат, в секции имеются вспомогательные помещения.

Из объяснений истца следует, что комнаты, занимаемые ею, находятся в секции, в которой имеются шесть жилых комнат, общие - кухня, туалет, душевая. Комнаты предоставлены истцу как единое жилое помещение.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

При таких обстоятельствах, наиболее целесообразным, по убеждению суда, является такой способ определения площади предоставляемого истцу жилого помещения, при котором учитывается соотношение площади комнат истца к суммарной площади всех комнат в секции, а затем данное соотношение – применяется к суммарной площади всех вспомогательных помещений в секции.

Из технического паспорта на здание по адресу ..., следует, что в секции, в которой расположены комнаты истца общей площадью 23 кв.м, находится 6 жилых комнат. Их площадь составляет 78,4 кв.м. из расчета: 15,9 + 15,9 + 11,5 + 11,5 + 11,5 + 12,1. Доля истца в суммарной площади определяется как 23/78,4 = 29,3 %. Общая площадь вспомогательных помещений секции, где расположены комнаты истца, составляет 23,3 кв.м. Доля истца в данной площади определяется как 23,3 кв.м х 29,3 % = 6,8 кв.м.

Таким образом, с учетом права истца и члена ее семьи на пользование вспомогательными помещениями в секции общая площадь жилого помещения, предоставляемого истцу, составляет 29,8 кв. м, исходя из расчета: 23 + 6,8.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Гилевой Л.В. подлежат удовлетворению, и на администрацию Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» следует возложить обязанность предоставитьистцу с составом семьи 2 человека, включая Гилева А.С., на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 29,8 квадратных метра взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу ....

Вопреки доводу искового заявления, оснований для возложения на ответчика настоящим решением суда обязанности предоставления истцу жилого помещения с учетом критерия доступности относительно места ее работы суд не усматривает, поскольку учет такого критерия при рассмотрении дел данной категории, как видно из положений приведенных выше правовых норм, действующим законодательством не установлен.

На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость соблюдения административной процедуры предоставления жилого помещения, обеспечения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Гилевой Людмилы Владимировны удовлетворить.

Возложить на администрацию Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН1121010333) обязанность предоставитьГилевой Людмиле Владимировне (паспорт ...) с составом семьи 2 человека, включая Гилева Александра Сергеевича, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 29,8 квадратных метра взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу ..., в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовлении мотивированного решения.

Судья Е.В.Баудер

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2024.

УИД 11RS0010-01-2024-001891-54

Дело № 2-1044/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре Осиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 октября 2024 года гражданское дело по иску Гилевой Людмилы Владимировны к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение,

установил:

Гилева Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим условиям, взамен аварийного жилья, подлежащего сносу, в пределах административной границы Эжвинского района г. Сыктывкара, в пределах пешей доступности основного места работы истца, с жилой площадью не менее 23 кв.м. в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований истец указала, что является нанимателем жилого помещения (комнат №...), расположенного в жилом доме по адресу ..., который распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 25.10.2017 №... признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для расселения граждан – до 30.11.2018. По указанному адресу имеет регистрацию сын истца Гилев Александр Сергеевич. По состоянию на июль 2024 года администрацией не приняты меры к отселению граждан и предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, утверждая, что проживание в таком доме опасно для жизни с учетом технического состояния здания, что подтверждено заключением комиссии по оценке жилых помещений, при этом иные жилые помещения у истца отсутствуют, последняя обратилась в суд с настоящим иском о возложении на ответчика обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 23 кв.м в черте Эжвинского района г.Сыктывкара, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям взамен жилого помещения, непригодного для проживания, по адресу ....

Гилев А.С., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил суду письменные пояснения по делу, в которых с иском Гилевой Л.В. согласился, полагал, что общая площадь помещения для предоставления истцу должна быть исчислена как площадь жилых комнат, занимаемых истцом, с учетом площади мест общего пользования. Посредством телефонограммы Гилев А.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала, просила определить площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из площади занимаемых ею по договору социального найма жилых комнат, а так же площади мест общего пользования.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Шаньгин В.А., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями в их окончательной формулировке не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Считал отсутствующими основания для предоставления истцу жилого помещения площадью, большей, чем площадь жилого помещения, которое она занимает в настоящее время.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по договору социального найма от 17.03.2004, заключенному между администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и Гилевой Л.В., последней предоставлено для проживания находящееся в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» жилое помещение – две комнаты общей площадью 23 кв.м (по 11,5 кв.м каждая) по адресу .... В качестве члена семьи нанимателя в жилом помещении зарегистрирован по месту жительства сын Гилев А.С.

20.09.2017 Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», созданной в соответствии с Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО городского округа «Сыктывкар» от 02.05.2017 N 140 "О межведомственной комиссии Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по обследованию и оценке помещений в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», проведено обследование многоквартирного жилого здания, расположенного по адресу ..., на предмет пригодности для проживания, по результатам которого составлен Акт № 22 от 20.09.2017, согласно которого здание введено в эксплуатацию в 1964 году, дом двухэтажный, деревянный, коридорного типа на 12 жилых однокомнатных помещений; наружные стены выполнены из бруса на мелко заглубленном фундаменте; по данным БТИ физический износ здания составляет на 2007 год – 68 %. Проведение капитального ремонта нецелесообразно. Проведенное обследование подтвердило, что исходя из установленных характеристиках здания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований жилого дома и невозможности проведения капитального ремонта здания, необходимо организовать снос здания в связи с аварийным его состоянием и опасностью для жизни. Межведомственной комиссией жилой дом признан непригодным для проживания в связи с аварийным состоянием и подлежащим сносу.

Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 25.10.2017 №... многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2.2 распоряжения предписано сектору по жилищным вопросам и приватизации жилья администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в срок до 30.11.2018 принять меры к отселению граждан, занимающих в данном многоквартирном доме муниципальные жилые помещения по договорам социального найма и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, путем предоставления данным гражданам по договорам социального найма других благоустроенных, применительно к условиям муниципального образования городского округа «Сыктывкар», жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающих установленным требованиям и находящихся в границах Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Распоряжением администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от 31.12.2019 срок отселения граждан указанного многоквартирного дома изменён и установлен до 31.12.2025.

В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом, расположенный по по адресу ....

Из объяснений истца, данных в ходе разбирательства дела, следует, что она фактически проживает в спорном жилом помещении, другого жилья не имеет. За предоставлением жилого помещения маневренного фонда истец не обращалась по причине того, что данная мера является временной.

Из объяснений представителя ответчика следует, что по заданию администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» ООО «Нижегородская инженерно-исследовательская лаборатория» подготовило заключение №... от 25.09.2023, в соответствии с которым выявлена аварийная категория технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ....

Согласно указанному заключению специалиста многоквартирный жилой дом по указанному адресу возведен в 1964 году, техническое состояние строительных конструкций жилого дома имеет аварийную категорию технического состояния; выявлено основание для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку аварийное техническое состояние несущих конструкций дома в целом характеризуется их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствует об исчерпании несущей способности и наличии опасности обрушения многоквартирного дома и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ). Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Как отметил в своём определении от 05.03.2009 №376-О-П Конституционный Суда Российской Федерации для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2009 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 указал, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке (ответ на вопрос 3).

Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 следует, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).

В определении от 11.09.2018 № 57-КГ18-16 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.

По смыслу приведённого правового регулирования если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания осуществляется гражданам независимо от признания их малоимущими и нуждающимися в жилье и не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

При этом, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.

По делу установлено, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено занимаемое истцом по договору социального найма жилое помещение, не включён ни в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (Постановление Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года №... «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21 мая 2019 года №... «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» на период 2019-2025 годы»).

У истца иных жилых помещений для проживания не имеется. В администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» за предоставлением жилых помещений маневренного фонда, а также за постановкой на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец и Гилев А.С. не обращались.

При принятии решения о признании многоквартирного дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», принято во внимание техническое состояние несущих конструкций здания. По результатам обследования специалистами сделан вывод об аварийном техническом состоянии дома, характеризующемся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности, а так же о наличии опасности обрушения.

Сведений о проведении капитального ремонта указанного многоквартирного дома за период его эксплуатации, а так же того, что на момент рассмотрения дела состояние жилого дома приведено в состояние, пригодное для проживания в нем, либо проводятся работы в целях устранения угрозы обрушения, предотвращения причинения вреда на период установленного для отселения граждан срока, стороной ответчика в материалы дела не представлено.

Суд учитывает, что хотя распоряжение руководителя администрации №... от 25.10.2017 об установлении срока для принятия мер к расселению жильцов дома (в редакции на момент рассмотрения дела – до 31.12.2025) принято ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, однако в данном конкретном случае, в ходе разбирательства дела установлено, что техническое состояние занимаемого истцом жилого помещения и многоквартирного дома в целом не позволяет в настоящее время проживать в нем и представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у Гилевой Л.В. права на предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к ведению городского округа относятся, в том числе, вопросы обеспечения проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 53 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Эжвинский район муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - Эжвинский район) - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в муниципальном образовании к населению.

Администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с настоящим Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района, в том числе, в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ст. 54, 57 Устава).

Предоставляемое истцу в связи с рассматриваемыми обстоятельствами другое жилое помещение должно по общему правилу находиться в границах того же населенного пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.

Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего городского населенного пункта, рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта. Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в состав территории городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, понятие "населенный пункт" применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям "муниципальное образование", "городской округ" или "муниципальный район", в связи с чем в данном случае суд принимает во внимание, что жилое помещение, предоставленное ранее истцу, находится на территории Эжвинского района МОГО «Сыктывкар».

По смыслу статьи 89 ЖК РФ предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В рамках настоящего дела истец и третье лицо ставят вопрос о признании права на вспомогательные помещения, которые находились в секции общежития, где расположено жилое помещение истца.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации комната относится к жилым помещениям.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Частью 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Пунктом 12 Примерного положения об общежитиях, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 N 328 (вступил в силу с 11 августа 1988 года, утратил силу с 1 февраля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.01.2020 N 7) проживающие в граждане имеют право пользоваться предоставленной жилой площадью, помещениями культурно-бытового и иного назначения.

Изложенные нормы закрепляют право нанимателей комнат в общежитии на пользование вспомогательными помещениями (кухни, санузлы, коридоры и иные).

Вопрос о размере доли и соответствующей ей площадь таких помещений влияет на размер помещения, которое должно быть предоставлено по правилам ст. 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при признании жилого помещения непригодным для проживания.

Как усматривается из представленного в материалы дела технического паспорта, здание по адресу ..., представляет собой здание коридорного типа, в нем расположено 12 жилых однокомнатных помещений. По своей планировке указанное здание является зданием общежития, а комнаты в общежитиях к числу квартир не относятся, поскольку они предназначены для использования в качестве места непосредственного проживания граждан (ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ) и в их состав не входят и не могут входить помещения вспомогательного использования.

Общая площадь комнат №..., расположенных по адресу ..., предоставленных истцу по договору социального найма, составляет 23 кв.м (по 11,5 кв.м каждая). Из технического паспорта на здание следует, что указанные комнаты расположены в секции, состоящей из шести комнат, в секции имеются вспомогательные помещения.

Из объяснений истца следует, что комнаты, занимаемые ею, находятся в секции, в которой имеются шесть жилых комнат, общие - кухня, туалет, душевая. Комнаты предоставлены истцу как единое жилое помещение.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

При таких обстоятельствах, наиболее целесообразным, по убеждению суда, является такой способ определения площади предоставляемого истцу жилого помещения, при котором учитывается соотношение площади комнат истца к суммарной площади всех комнат в секции, а затем данное соотношение – применяется к суммарной площади всех вспомогательных помещений в секции.

Из технического паспорта на здание по адресу ..., следует, что в секции, в которой расположены комнаты истца общей площадью 23 кв.м, находится 6 жилых комнат. Их площадь составляет 78,4 кв.м. из расчета: 15,9 + 15,9 + 11,5 + 11,5 + 11,5 + 12,1. Доля истца в суммарной площади определяется как 23/78,4 = 29,3 %. Общая площадь вспомогательных помещений секции, где расположены комнаты истца, составляет 23,3 кв.м. Доля истца в данной площади определяется как 23,3 кв.м х 29,3 % = 6,8 кв.м.

Таким образом, с учетом права истца и члена ее семьи на пользование вспомогательными помещениями в секции общая площадь жилого помещения, предоставляемого истцу, составляет 29,8 кв. м, исходя из расчета: 23 + 6,8.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Гилевой Л.В. подлежат удовлетворению, и на администрацию Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» следует возложить обязанность предоставитьистцу с составом семьи 2 человека, включая Гилева А.С., на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 29,8 квадратных метра взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу ....

Вопреки доводу искового заявления, оснований для возложения на ответчика настоящим решением суда обязанности предоставления истцу жилого помещения с учетом критерия доступности относительно места ее работы суд не усматривает, поскольку учет такого критерия при рассмотрении дел данной категории, как видно из положений приведенных выше правовых норм, действующим законодательством не установлен.

На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость соблюдения административной процедуры предоставления жилого помещения, обеспечения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Гилевой Людмилы Владимировны удовлетворить.

Возложить на администрацию Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН1121010333) обязанность предоставитьГилевой Людмиле Владимировне (паспорт ...) с составом семьи 2 человека, включая Гилева Александра Сергеевича, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 29,8 квадратных метра взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу ..., в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовлении мотивированного решения.

Судья Е.В.Баудер

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2024.

2-1044/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гилёва Людмила Владимировна
Ответчики
администрация Эжвинского района МО ГО Сыктывкар
Другие
Гилев Александр Сергеевич
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Судья
Баудер Елена Вильгельмовна
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
26.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2024Передача материалов судье
30.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2024Предварительное судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024Дело оформлено
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее