Дело № 2а-3257/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Алехиной О.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СНТ «Ветеран» к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
СНТ «Ветеран» обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск Московской области, Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование», возложении на администрацию г.о. Солнечногорск обязанности принять новое решение о предоставлении истцу земельного участка размером 49 098 кв.м, с КН №, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – «для дачного хозяйства», категория земельного участка – «земли сельскохозяйственного назначения», государственная собственность на который не разграничена, в безвозмездное пользование и заключить договор безвозмездной аренды сроком на 5 лет.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Администрации г.о. Солнечногорск от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование», в отношении вышеуказанного земельного участка, при этом в качестве оснований для отказа указано следующее: 1. Испрашиваемый земельный участок имеет пересечение с землями государственного лесного фонда 49 098,26 кв.м, то есть полностью находится в указанных землях; 2. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильной дороги «<адрес>». Истец полагает данный отказ незаконным, указывая, что никаких доказательств в подтверждение приведенных в качестве оснований для отказа обстоятельств не представлено.
В соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании был поставлен на обсуждение вопрос о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства в соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 ГПК РФ.
Учитывая характер заявленных истцом требований, мнения представителей ответчиков, суд приходит к выводу о том, что данное дело не может быть рассмотрено по нормам ГПК РФ, а подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем определил перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представители административных ответчиков против удовлетворения требований возражали, считали их незаконными и необоснованными.
Представитель заинтересованного лица – Комитета лесного хозяйства московской области поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в удовлетворении заявленных требований полагала необходимым отказать.
Представитель заинтересованного лица – Федерального агентства лесного хозяйства – в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель заинтересованного лица – Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры в судебное заседание не явился, представлен отзыв.
Выслушав мнение сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Материалами дела установлено, что СНТ «Ветеран» обратилось в администрацию городского округа Солнечногорск с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование" в отношении земельного участка площадью размером 49 098 кв.м, с КН №, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – «для дачного хозяйства», категория земельного участка – «земли сельскохозяйственного назначения».
Администрацией городского округа Солнечногорск ДД.ММ.ГГГГ принято решение N № об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку разработка схемы расположения земельного участка изготовлена с нарушением статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, поскольку установлено наложение границ земельного участка на земли, земельные участки государственного лесного фонда, также земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
Также в графе «Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги» имеется указание, на то, что земельный участок с КН № имеет пересечение с землями государственного лесного фонда (пересечение с границами лесничеств по актам КЛХ (ЕГРН) 49098,26 кв.м. Информация о наличии акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра отсутствует.
Кроме того, указано, что согласно Постановлению Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с КН № расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения – автомобильная дорога <адрес> (34622,21 кв.м).
В материалах дела также содержится заключение Комитета по архитектуре и градостроительства Московской области по вопросу предоставления в безвозмездное пользование земельного участка с КН №, на основании которого ответчиком изложенные в решении об отказе сведения были внесены в графу «Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги» оспариваемого Решения.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 10 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 23 октября 2017 года N 175/2017-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно подпункта 3 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 года N 12 ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решения о предоставлении земельных участков на определенном праве.
После вступления в действие Законов Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-03и N 107/2014-03 предоставление органами местного самоуправления земельных участков с 01 января 2015 года осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, но после предварительного согласования с Министерством имущественных отношений Московской области.
В материалы дела представлена выписка из протокола № 73-О заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по п. 68, где указан предмет рассмотрения – «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги», КН №, общая площадь - 49098, заинтересованное лицо – СНТ «Ветеран», решение: Согласовать отказ в предоставлении услуги.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе было принято с учетом заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19 января 2017 года N 13ВР-44 утвержден "Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий Московской области в области земельных отношений».
Настоящий Порядок применяется в отношении проектов решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (если подготовка схемы обеспечивается гражданами или юридическими лицами), об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, по проведению аукциона по продаже или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, новых договоров аренды земельных участков, заключаемых с арендаторами земельных участков, при истечении срока действия ранее заключенных договоров аренды земельных участков или внесении изменений в действующие договоры аренды, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом плане территории для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, проектов договоров купли-продажи, аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключаемых без проведения торгов, а также иных решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" (п. 2 Распоряжения).
С учетом положений Временного порядка и установленных по делу обстоятельств, администрация городского округа Солнечногорск Московской области была лишена возможности распорядиться испрашиваемым земельным участком в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Министерства имущественных отношений Московской области.
Учитывая, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным лицом, принято с учетом заключения Министерства имущественных отношений Московской области, а орган местного самоуправления лишен возможности распорядиться земельными участками в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Министерства имущественных отношений Московской области, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является правомерным.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность оснований судом установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска СНТ «Ветеран» – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 05 сентября 2022 года.
Судья О.Г. Алехина