Решение по делу № 2а-2687/2022 от 10.12.2021

УИД 11RS0001-01-2021-021131-90 2а-2687/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года                        

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Клыковой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Уколова Владислава Валерьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г.Сыктывкару об оспаривании условий содержания при осуществлении перевозки, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

у с т а н о в и л :

Уколов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, указывая о том, что в период времени с 28.09.2020 по 02.12.2021 неоднократно доставлялся из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Сыктывкарский городской суд, а также к месту проведения следственных действий и обратно. Условия его содержания при перевозке автомобильным транспортом (в купе спецавтомобиля) являлись ненадлежащими. При этом, сослался на недостаточный уровень комфорта использованных транспортных средств, невыдачу СИЗ, ощущение холода при перевозке, отсутствие ремней безопасности.

Судом к участию в деле были привлечены УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г.Сыктывкару.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по заявленным в административном иске основаниям.

Представители надлежаще извещенных административных ответчиков непосредственного участия в судебном заседании не приняли, ранее в ходе рассмотрения дела требования не признали, представив письменные возражения.

Заслушав явившееся лицо, оценив доводы сторон, изложенные в административном исковом заявлении и письменных отзывах, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Функции перевозки следственно-арестованных на следственные действия, а также в суды возложены на отдельную роту охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ( ОРОиКПиО ) УМВД России по г.Сыктывкару.

Как следует из материалов дела, в период времени с 28.09.2020 по 02.12.2021 административный истец 29 раз ( в 2020 году: 28.09., 25.11, 01,04,09,18,22,24.12, в 2021 году: 28.01, 12,15,20,25.02., 01,02,17,22,25,30.03, 23.04, 13,24.05, 07,08.07, 10.08, 07,19.10, 30.11, 02.12) доставлялся личным составом ОРОиКПиО УМВД России по г.Сыктывкару из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Сыктывкарский городской суд и обратно, а также 04.12.2020 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми к месту проведения следственных действий и обратным маршрутом. Перевозка осуществлялась специальными автомобилями ..., ..., ....

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" администрация мест содержания под стражей по указанию процессуальных лиц обязана обеспечить передачу обвиняемого конвою для отправки к месту осуществления процессуальных действий.

При этом, перевозка осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется на специальных автомобилях, изготовленных в соответствии с Правилами стандартизации "Автомобили оперативно-служебные для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", имеющих специальный кузов, оборудованный камерами для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с определенной вместимостью.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011г. N248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее - Инструкция).

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях.

Во все периоды этапирования административного истца превышение лимитов наполняемости автотранспортных средств допущено не было, количество перевозимых лиц не превышало установленных технической документацией ТС предельных значений : ... не более 7 человек, ...- 19 человек, ...- 4 человека.

По данным УМВД России по г.Сыктывкару в заявленные периоды Уколов В.В. преимущественно перевозился один, в остальных случаях общее количество этапируемых в одной камере спецавтомобиля, включая заявителя, не превышало 3 человек.

Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10). Исходя из этого, у суда нет оснований не доверять доказательствам, представленным стороной административного ответчика.

Используемые административным ответчиком спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, поступают на баланс с баз хранения ресурсов МВД России по распределению.

Согласно паспортам транспортных средств автомобили, на которых осуществлялось конвоирование административного истца, изготовлены в соответствии с Правилами стандартизации ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", на базе полноприводных автомобилей повышенной проходимости, кузов автомобилей - цельнометаллический с двойной обшивкой и теплоизоляцией, разделен на общие камеры и помещении конвоя. Кузов оборудован трапом для посадки, аварийно-вентиляционным и аварийными люками, системой принудительной вентиляции, основной и резервной отопительными системами, штатным освещением.

Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

При осуществлении перевозки в них административного истца все используемые автомобили были технически исправны, все их системы жизнеобеспечения, в том числе, отопление, также были в исправном состоянии.

Скорость движения спецавтомобиля в пути следования не превышала 60 км/ч, снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава, исключая возможность получения травм при перевозке.

По данным выписки из амбулаторной карты Уколова В.В. ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, за получением медицинской помощи, связанной в получением травм при перевозке ( ушибы, сотрясения и т.п.) он не обращался, такого рода состояний и заболеваний у него зафиксировано не было.

Обязанности по обеспечению подозреваемых и обвиняемых средствами индивидуальной защиты при перевозке действующим законодательством на органы, осуществляющие их конвоирование, не возложено. Дезинфекция камер специальных автомобилей производится после каждой перевозки (транспортирования) подследственных.

Доводы административного истца о нарушении его прав действиями стороны административного ответчика лишены какой- либо конкретики, сведений об обращении заявителя в надзорные органы с жалобами на условия перевозки не имеется, на наличие таких обстоятельств сам административный истец также не ссылался.

Непродолжительность ( не более часа, как указано самим заявителем в иске) перевозок также указывают на то, что условия, в которых перевозился истец для участия в судебных заседаниях и следственных действиях, не достигают такого уровня жестокости, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, который свидетельствует о нарушении статьи 3 Европейской Конвенции.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в заявленные периоды условия конвоирования административного истца соответствовали требованиям ФЗ РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп.

Нарушение действиями должностных лиц органов внутренних дел конкретных требований правовых норм и прав заявителя в период его перевозки не нашло какого- либо подтверждения в ходе разбирательства по делу. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с содержанием под стражей.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что условия перевозки Уколова В.В. из следственного изолятора на следственные действия, в здание Сыктывкарского городского суда для участия в судебных заседаниях, в период времени с 28.09.2020 по 02.12.2021 являлись ненадлежащими, административный истец перевозился в заявленный период в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека, наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку условия содержания при перевозке Уколова В.В. соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, конвоирование истца в указанные периоды было выполнено с соблюдением всех обязательных условий, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований в полном объеме.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Уколова Владислава Валерьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление конвоирования УФСИН России по Республике Коми, МВД России, МВД по Республике Коми, УМВД России по г.Сыктывкару об оспаривании условий содержания при осуществлении перевозки в период времени с 28.09.2020 по 02.12.2021, взыскании компенсации за нарушение условий содержания при осуществлении перевозки - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение принято судом 03 августа 2022 года.

2а-2687/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уколов Владислав Валериевич
Ответчики
ФСИН России
МВД по республике КОМИ
УМВД России по г.Сыктывкару
МВД России
ФКУ УК УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее