РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Радикова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 29.03.2023 гражданское дело по иску Радикова В.В. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании протокола, акта, взыскании компенсации морального вреда, убытков,
установил:
Радиков В.В. обратился в суд с иском к Бюро № 12 ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании действий (бездействия) ответчика не соответствующим нормативно – правовым актам, решения от 18.02.2022 незаконным, несправедливым, нарушающим права истца, восстановлении нарушенных прав истца путем повторного переосвидетельствования истца в Бюро МСЭ, после дообследования истца и предоставления всех результатов обследования истца, взыскании компенсации в размере 300000 рублей, в обоснование требований указав, что обратился за освидетельствованием по представленным документам, было проведено дополнительное обследование, после чего истец был освидетельствован заочно, согласно акта от 18.02.2022 № 228.12.11/2022 медико – социальной экспертизы ответчика истцу группа инвалидности не установлена, в протоколе освидетельствования указано, что истец в хирургическом лечении не нуждается, требуется регуляция стула диетой, контроль за своевременным опорожнением кишечника. Это не согласуется с основной патологией истца, не соответствует заключению экспертов ГБУЗ «Бюро СМЭ» Оренбургской области, от 09.08.2022, истцу удалены "...", ответчик не запросил дополнительные документы, не имел полной информации о состоянии здоровья истца, отказ от хирургического лечения создает угрозу серьезных осложнений. Оспариваемое решение лишает истца права на социальную защиту, выплату пенсии, хирургическое лечение, обследование, что причиняет дополнительные физические и нравственные страдания. Указанный вред подлежит возмещению в размере 300000 рублей.
В последующем требования уточнил, просил признать незаконным протокол проведения медико – социальной экспертизы Бюро МСЭ № 12 от 18.02.2022, взыскать компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей за причинение физических и нравственных страданий, убытки в размере 150000 рублей в виде неполученной пенсии за год. Протокольным определением суда от 27.02.2023 уточненные исковые требования приняты к производству.
Определением суда от 07.02.2023 заменен первоначальный ответчик Бюро № 12 ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на надлежащего ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Определением суда от 27.02.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Истец, участвующий в судебном заседании с использованием системы видеоконференц – связи, исковые требования уменьшил, исключив требования восстановлении нарушенных прав истца путем повторного переосвидетельствования истца в Бюро МСЭ, после дообследования истца и предоставления всех результатов обследования истца, поскольку такое обследование в настоящее время проведено; на уменьшенных исковых требованиях настаивал, указав, что не согласен с п.82 оспариваемого протокола как обоснования принятого решения, нуждался в трости; полагал ответчика ненадлежащим.
Ответчик, третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, ответчик просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с учетом мнения истца и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
В письменном отзыве ответчик просил в удовлетворении иска отказать, поскольку экспертиза проведена заочно, при самостоятельном обращении гражданина разработана программа дополнительного обследования, по результатам которого у истца выявлены стойкие незначительные нарушения функций пищеварительной системы, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности. Решения ответчика были обжалованы и оставлены без изменения. Основополагающим является не диагноз, а степень ограничения жизнедеятельности.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (преамбула).
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2006 № 95 были утверждены Правила признания лица инвалидом (далее Правила), которые действовали до 01.07.2022 и применимы к спорным правоотношениям. Также постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697 был утвержден Временный порядок признания лица инвалидом (далее Порядок), п.1 которого предусматривал, что этот документ устанавливает особенности признания лица инвалидом, в том числе особенности реализации в период действия настоящего документа отдельных положений Правил. В том числе п.2 предусматривал проведение медико – социальной экспертизы в целях установления инвалидности только заочно.
На основании п.1 – п.3 Правил они определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п.5, п.6 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно п.15, п.16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В отличие от общего порядка, для осужденных предусмотрена возможность обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения) (п.5 Порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 октября 2015 года N 233).
Следует из содержания дела освидетельствования истца, что направление на медико – социальную экспертизу медицинской организацией уголовно – исполнительной системы истцу не выдавалось, истец самостоятельно обратился в Бюро № 12 – филиал ответчика 23.03.2021, и актом проведения медико – социальной экспертизы от 29.03.2021 № 390.12.11/2021 установлена необходимость в дополнительном обследовании. Проведение этого дополнительного обследования истцом не оспаривается, подтверждается выписным эпикризом из медицинской карты стационарного больного № 1002, записью о консультации врача – гастроэнтеролога от 09.02.2022.
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утвержден приказом Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от 10 июня 2021 года, и не содержит для предполагаемых заболеваний истца таких исследований, как рентгенография, ирригоскопия; на необходимость проведения истцу иных конкретных обследований, предусмотренных указанным Перечнем при болезнях органов пищеварения, истец не сослался.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п.25 Правил). При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (п.26 Правил). По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п.29 Правил).
18.02.2022 Бюро № 12 – филиалом ответчика проведено освидетельствование истца, составлен протокол проведения медико – социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико – социальной экспертизы № 228.12.11/2022 от 18.02.2022, а также принято решение в виде акта медико – социальной экспертизы № 228.12.11/2022 от 18.02.2022, которым инвалидность истцу не установлена.
На основании п.9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Такие обстоятельства при освидетельствовании истца не выявлены.
Само по себе наличие или отсутствие конкретного диагноза, нуждаемость в очистительных клизмах, хирургическом лечении, желание получать пенсию, вопреки доводам истца, не является основанием для признания гражданина инвалидом; имеет значение наличие у него как минимум двух из трех указанных выше условий.
На наличие конкретных Критериев, дающих основания для признания истца инвалидом, истец не сослался, доводов и доказательств этому не привел, о назначении медико – социальной экспертизы не ходатайствовал. На невозможность или затруднительность передвижения без трости истец при проведении экспертизы не ссылался, из медицинских документов это обстоятельство не усматривается.
Не свидетельствует о необходимости признания истца инвалидом и признание его инвалидом ранее, в период действия иных Классификаций и критериев (в 2006 – 2010 гг).
Заключение эксперта № 22516000060 от 09.08.2022 ГБУЗ «Бюро СМЭ» Оренбургской области, вопреки доводам истца, не содержит выводов о наличии у истца заболевания «...»; кроме того, экспертами сделан вывод о возможности полного выздоровления истца при хирургическом лечении.
Это заключение при проведении освидетельствания представлено не было, и его выводы не могут служить основанием для признания действий и решений ответчика незаконными, несправедливым, нарушающим права истца. Установленная эксепертами нуждаемость истца в медицинской помощи также не является критерием для установления истцу инвалидности, поскольку дополнительных гарантий оказания медицинской помощи инвалидам, помимо программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, ст.13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Разделом IV Правил предусмотрена возможность обжалования решений Бюро, Главного бюро, Федерального бюро.
По обращениям истца ответчик провел освидетельствование истца 25.03.2022, а также такое освидетельствование проведено ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 25.04.2022, и инвалидность истцу установлена не была.
Таким образом, несогласие истца с содержанием оспариваемых протокола и акта, в отсутствие доказательств наличия условий признания гражданина инвалидом, основанием для признания действий и решений ответчика незаконными, несправедливым, нарушающим права истца не является.
На основании с т.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с ч.1 ст.150, ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Возможности возложения на ответчика обязанности возместить убытки в виде неполученной истцом пенсии, а также компенсации морального вреда в случае, когда действия, решения ответчика, нарушающие права истца, не установлены, не имеется.
В связи с изложенным в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Радикова В.В., СНИЛС .... к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ИНН 1101486290, об оспаривании протокола проведения медико – социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико – социальной экспертизы № 228.12.11/2022 от 18.02.2022, акта медико – социальной экспертизы № 228.12.11/2022 от 18.02.2022, взыскании компенсации морального вреда, убытков отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 05.04.2023.
Судья Е.Г.Берникова