Дело № 12-1242/2022
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
21 декабря 2022 года г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Трынова Г.Г.,
С участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Абакумовой Э.Н.,
рассмотрев жалобу Абакумовой Э.Н., <данные изъяты>, на постановление № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021 г., которым Абакумова Э.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021, Абакумова Э.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
06 июля 2022 года, не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и не обоснованным, Абакумова Э.Н. обратилась с жалобой в суд, в которой просила отменить постановление № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии от 09 ноября 2021 года. Обосновывая свою основную жалобу, она указала, что пользовалась указанным лесным участком на основании договора аренды от 18 сентября 2010 года, самовольно не захватывала; по окончанию срока аренды не успела перезаключить договор аренды, так как проживала в г. Москва и из-за коронавирусних ситуаций выехать не могла. 19 октября 2022 года она подала в суд новую жалобу, где вынесенное постановление считала подлежащим отмене, в связи с тем, что было вынесено в ее отсутствие без надлежащего уведомления.Также, она указывала, что ее родители этим земельным участком пользуются долгие года для сельско-хозяйственных нужд - для пчеловодства; постройки отстроены ими еще до заключения договора аренды от 18 сентября 2010 года; она сама ничего на этом участке не строила и самовольным захватом земли не занималась; по окончанию срока договора аренды намерена была заключить новый договор аренды этого земельного участка. В связи с чем, просила суд переквалифицировать ее действия на ч.3 ст. 8.26 КоАП РФ. Кроме того, она просила восстановить пропущенный срок для обжалования вышеуказанного постановления, поскольку обжалуемое ею постановление она получила лишь 28 июня 2022 года.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,Абакумова Э.Н. в судебном заседании жалобу поддержала и просила её удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Дополнительно она суду пояснила, что о вынесенном постановлении она узнала из сайта госуслуг 16 июня 2022 года и 20 июня 2022 года назначенный постановлением штраф в размере <данные изъяты> заплатила. О принятых судом решениях также ничего не знала. Срок договора аренды истек 17 сентября 2020 года. В 2021 и 2022 годах ее семья продолжала пользоваться этим земельным участком, никакие строения не сносились; они продолжали заниматься пчеловодством. Сейчас они решают вопрос о заключении нового договора аренды этого земельного участка, договор пока не заключен.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, лесничий Ядринского лесничества КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чуваши ФИО10 и должностное лицо, вынесшее постановление, государственный лесной инспектор - начальник отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгин В.Н. на судебное заседание не явились. С учетом мнения сторон и требований законодательства, а также то обстоятельство, что их отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела, суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении Абакумовой Э.Н. было рассмотрено государственным лесным инспектором09 ноября 2021 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом о месте и времени судебного разбирательства Абакумова Э.Н. была уведомлена путем направления 26 октября 2021 года соответствующего извещения по адресу: <адрес> то есть по указанному ею в договоре аренде адресу.Копия постановления о назначении административного наказания была направлена 10 ноября 2021 года по месту жительства Абакумовой Э.Н., которая почтовое отправление не получила, в связи с чем по истечении срока хранения заказное письмо возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о получении Абакумовой Э.Н. обжалуемого ею постановления, судья считает необходимым удовлетворить её ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования и рассмотреть её жалобу по существу. Доводы Абакумовой Э.Н. о получении копии постановления только в конце июня 2022 года ни кем не опровергнуты.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, за совершение которого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в лице и.о. министра природных ресурсов и экологии ЧР ФИО5 (арендодатель) и Абакумовой Э.Н. (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка с кадастровым (условным) номером объекта №, общей площадью 0,15 га, расположенного в <адрес>. Указанный участок передавался арендатору в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства, на срок с 18 сентября 2010 года по 17 сентября 2020 года. Договор вступает в законную силу с момента его государственной регистрации.Договор аренды лесного участка от 18 сентября 2010 года прошел государственную регистрацию 18 мая 2011 года, номер регистрации №
Согласно п. 3.4 данного договора аренды арендатор обязан был использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данным договором. Осуществить за свой счет снос объектов лесной инфраструктуры на арендованном лесном участке после того, как отпадет надобность в их использовании, а занятую им землю подвергнуть рекультивации (восстановлению в первоначальное состояние) с последующей передачей арендодателю указанных земель по акту приема-передачи(п.п. 3.4.16 договора).
Из акта осмотра (обследования) лесного участка от 13 сентября 2021 года следует, что в выделе <адрес> гр. Абакумовой Э.Н. по состоянию на 15 час. 00 мин. 13 сентября 2021 г. допущено самовольное занятие лесного участка площадью 0,004847 га (48,47 кв.м.) для размещения: 1- пункта хранения противопожарного и пчеловодческого инвентаря размером 4,0Х4,6 м. (0,00184 га), 2 - омшаник размером 5,2Х4,1 м (0,002132 га), 3- навес размером 2,5 Х 3,5 м (0,000875 га) без специального разрешения на использование лесного участка.
Таким образом, несмотря на истечение срока действия договора аренды земельного участка 17 сентября 2020 года, данный земельный участок не был приведен в первоначальное состояние; новый договор аренды не был заключен; заявитель и ее семья в течение последующего года и, как установлено судом, до настоящего времени продолжали незаконно, без надлежащих прав пользоваться этим земельным участком для пчеловодства.
Заявитель Абакумова Э.Н., оспаривая постановление, указывает, что она не осуществляла самовольный занятие земельного участка, земельный участок был занят на основании договора аренды. С данным ее доводом согласиться нельзя. Земельный участок был занят на основании договора аренды в период с 18 сентября 2010 года по 17 сентября 2020 года. В последующем продолжение использования этим земельным участком, в том числе и для получения дохода, являлось самовольным, нарушающим требования федерального законодательства. На последующий период у заявителя не имеется специального разрешения для использования этих участков.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Поскольку законодательство Российской Федерации об охране и использовании лесов не предусматривает возможности размещения и использования в лесах любых построек без предоставления лесных участков в пользование, то установление факта самовольного занятия Абакумовой Э.Н. лесного участка для размещения объектов: пункта хранения противопожарного и пчеловодческого инвентаря, омшаника, навеса повлекло за собой обоснованное привлечение её к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ.
Доводы заявителя о ненадлежащем извещении ее на составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела об административном правонарушении; опровергнуты представленными суду материалами дела об административном правонарушении, представленного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Из материалов дела видно, что по поводу всех процессуальных действий направлялись соответствующие документы в адрес заявителя Абакумовой Э.Н. по последнему известному этому органу адресу: уведомления, извещения, копии протокола, приглашения, копии постановления и т.д. Все эти документы возвращены в этот орган с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение оботсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 г. № 343.
При заключении вышеуказанного договора аренды лесного участка Абакумова Э.Н. указала свой адрес: <адрес>. Однако, несмотря на изменение своего адреса, она, хотя согласно требований п. 3.4 договора аренды обязана была сообщать об изменении места своего жительства, она об изменениях место своего жительства в этот орган не сообщала. Все уведомления направлялись по последнему известному этому органу адресу.
В связи с чем, суд считает доказанным, что органом, рассмотревшим вопрос о привлечении Абакумовой Э.Н. к административной ответственности, последняя извещалась надлежащим образом о времени и месте совершаемых процессуальных действиях.
Судом проверялся довод Абакумовой Э.Н. о квалификации ее действий по ч.3 ст. 8.26 КоАП РФ, который предусматривает административную ответственность за размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено.
Таким образом, указанной нормой фактически предусмотрена ответственность за размещение ульев и пасек на землях, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема и т.д.
Объективная сторона правонарушения, совершенного Абакумовой Э.Н., такие признаки не содержит.
Наоборот, в действиях Абакумовой Э.Н. имеются все признакисамовольного занятия лесных участков и использования этих участков без специальных разрешений на использование указанных участков.
Из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации следует, что под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, при отсутствии на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования илиаренды на данный участок.Обязательным условием применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на использование лесных участках, которые должны быть получены до начала использования земель. При этом неоформление заявителем необходимых разрешительных документов перед началом использования лесов свидетельствует о самовольном занятии вышеназванных лесных участков.
В связи с изложенным, доводы об отсутствии вины Абакумовой Э.Н. не состоятельны и являются формой ее защиты.
При таких обстоятельствах в действиях Абакумовой Э.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и ее вина в совершении этого правонарушения доказана всеми представленными суду доказательствами. Следовательно, она обоснованно и законно привлечена к административной ответственности за совершение этого правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание Абакумовой Э.Н. назначено в пределах санкции ст. 7.9 КоАП РФ - в минимальных размерах, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения размера штрафа в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ судом не установлено.
Каких-либо оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, придя к выводу о том, что постановление вынесено законно и обоснованно, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, следовательно, жалоба Абакумовой Э.Н. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Абакумовой Э.Н. срок для обжалования постановления № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.9 КоАП РФ, о привлечении Абакумовой Э.Н. к административной ответственности.
Постановление № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021 года, которым Абакумова Э.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, - оставить без изменения, жалобу Абакумовой Э.Н. - без удовлетворения.
Данное решение в порядке ст. 30.9 КоАП РФ может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Трынова Г.Г.
№
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
21 декабря 2022 года г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Трынова Г.Г.,
С участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Абакумовой Э.Н.,
рассмотрев жалобу Абакумовой Э.Н., <данные изъяты>, на постановление № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021 г., которым Абакумова Э.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021, Абакумова Э.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
06 июля 2022 года, не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и не обоснованным, Абакумова Э.Н. обратилась с жалобой в суд, в которой просила отменить постановление № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии от 09 ноября 2021 года. Обосновывая свою основную жалобу, она указала, что пользовалась указанным лесным участком на основании договора аренды от 18 сентября 2010 года, самовольно не захватывала; по окончанию срока аренды не успела перезаключить договор аренды, так как проживала в г. Москва и из-за коронавирусних ситуаций выехать не могла. 19 октября 2022 года она подала в суд новую жалобу, где вынесенное постановление считала подлежащим отмене, в связи с тем, что было вынесено в ее отсутствие без надлежащего уведомления.Также, она указывала, что ее родители этим земельным участком пользуются долгие года для сельско-хозяйственных нужд - для пчеловодства; постройки отстроены ими еще до заключения договора аренды от 18 сентября 2010 года; она сама ничего на этом участке не строила и самовольным захватом земли не занималась; по окончанию срока договора аренды намерена была заключить новый договор аренды этого земельного участка. В связи с чем, просила суд переквалифицировать ее действия на ч.3 ст. 8.26 КоАП РФ. Кроме того, она просила восстановить пропущенный срок для обжалования вышеуказанного постановления, поскольку обжалуемое ею постановление она получила лишь 28 июня 2022 года.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,Абакумова Э.Н. в судебном заседании жалобу поддержала и просила её удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Дополнительно она суду пояснила, что о вынесенном постановлении она узнала из сайта госуслуг 16 июня 2022 года и 20 июня 2022 года назначенный постановлением штраф в размере <данные изъяты> заплатила. О принятых судом решениях также ничего не знала. Срок договора аренды истек 17 сентября 2020 года. В 2021 и 2022 годах ее семья продолжала пользоваться этим земельным участком, никакие строения не сносились; они продолжали заниматься пчеловодством. Сейчас они решают вопрос о заключении нового договора аренды этого земельного участка, договор пока не заключен.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, лесничий Ядринского лесничества КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чуваши ФИО10 и должностное лицо, вынесшее постановление, государственный лесной инспектор - начальник отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгин В.Н. на судебное заседание не явились. С учетом мнения сторон и требований законодательства, а также то обстоятельство, что их отсутствие не является препятствием для рассмотрения дела, суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении Абакумовой Э.Н. было рассмотрено государственным лесным инспектором09 ноября 2021 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом о месте и времени судебного разбирательства Абакумова Э.Н. была уведомлена путем направления 26 октября 2021 года соответствующего извещения по адресу: <адрес> то есть по указанному ею в договоре аренде адресу.Копия постановления о назначении административного наказания была направлена 10 ноября 2021 года по месту жительства Абакумовой Э.Н., которая почтовое отправление не получила, в связи с чем по истечении срока хранения заказное письмо возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о получении Абакумовой Э.Н. обжалуемого ею постановления, судья считает необходимым удовлетворить её ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования и рассмотреть её жалобу по существу. Доводы Абакумовой Э.Н. о получении копии постановления только в конце июня 2022 года ни кем не опровергнуты.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, за совершение которого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в лице и.о. министра природных ресурсов и экологии ЧР ФИО5 (арендодатель) и Абакумовой Э.Н. (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка с кадастровым (условным) номером объекта №, общей площадью 0,15 га, расположенного в <адрес>. Указанный участок передавался арендатору в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства, на срок с 18 сентября 2010 года по 17 сентября 2020 года. Договор вступает в законную силу с момента его государственной регистрации.Договор аренды лесного участка от 18 сентября 2010 года прошел государственную регистрацию 18 мая 2011 года, номер регистрации №
Согласно п. 3.4 данного договора аренды арендатор обязан был использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данным договором. Осуществить за свой счет снос объектов лесной инфраструктуры на арендованном лесном участке после того, как отпадет надобность в их использовании, а занятую им землю подвергнуть рекультивации (восстановлению в первоначальное состояние) с последующей передачей арендодателю указанных земель по акту приема-передачи(п.п. 3.4.16 договора).
Из акта осмотра (обследования) лесного участка от 13 сентября 2021 года следует, что в выделе <адрес> гр. Абакумовой Э.Н. по состоянию на 15 час. 00 мин. 13 сентября 2021 г. допущено самовольное занятие лесного участка площадью 0,004847 га (48,47 кв.м.) для размещения: 1- пункта хранения противопожарного и пчеловодческого инвентаря размером 4,0Х4,6 м. (0,00184 га), 2 - омшаник размером 5,2Х4,1 м (0,002132 га), 3- навес размером 2,5 Х 3,5 м (0,000875 га) без специального разрешения на использование лесного участка.
Таким образом, несмотря на истечение срока действия договора аренды земельного участка 17 сентября 2020 года, данный земельный участок не был приведен в первоначальное состояние; новый договор аренды не был заключен; заявитель и ее семья в течение последующего года и, как установлено судом, до настоящего времени продолжали незаконно, без надлежащих прав пользоваться этим земельным участком для пчеловодства.
Заявитель Абакумова Э.Н., оспаривая постановление, указывает, что она не осуществляла самовольный занятие земельного участка, земельный участок был занят на основании договора аренды. С данным ее доводом согласиться нельзя. Земельный участок был занят на основании договора аренды в период с 18 сентября 2010 года по 17 сентября 2020 года. В последующем продолжение использования этим земельным участком, в том числе и для получения дохода, являлось самовольным, нарушающим требования федерального законодательства. На последующий период у заявителя не имеется специального разрешения для использования этих участков.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Поскольку законодательство Российской Федерации об охране и использовании лесов не предусматривает возможности размещения и использования в лесах любых построек без предоставления лесных участков в пользование, то установление факта самовольного занятия Абакумовой Э.Н. лесного участка для размещения объектов: пункта хранения противопожарного и пчеловодческого инвентаря, омшаника, навеса повлекло за собой обоснованное привлечение её к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ.
Доводы заявителя о ненадлежащем извещении ее на составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела об административном правонарушении; опровергнуты представленными суду материалами дела об административном правонарушении, представленного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Из материалов дела видно, что по поводу всех процессуальных действий направлялись соответствующие документы в адрес заявителя Абакумовой Э.Н. по последнему известному этому органу адресу: уведомления, извещения, копии протокола, приглашения, копии постановления и т.д. Все эти документы возвращены в этот орган с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение оботсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 г. № 343.
При заключении вышеуказанного договора аренды лесного участка Абакумова Э.Н. указала свой адрес: <адрес>. Однако, несмотря на изменение своего адреса, она, хотя согласно требований п. 3.4 договора аренды обязана была сообщать об изменении места своего жительства, она об изменениях место своего жительства в этот орган не сообщала. Все уведомления направлялись по последнему известному этому органу адресу.
В связи с чем, суд считает доказанным, что органом, рассмотревшим вопрос о привлечении Абакумовой Э.Н. к административной ответственности, последняя извещалась надлежащим образом о времени и месте совершаемых процессуальных действиях.
Судом проверялся довод Абакумовой Э.Н. о квалификации ее действий по ч.3 ст. 8.26 КоАП РФ, который предусматривает административную ответственность за размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено.
Таким образом, указанной нормой фактически предусмотрена ответственность за размещение ульев и пасек на землях, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема и т.д.
Объективная сторона правонарушения, совершенного Абакумовой Э.Н., такие признаки не содержит.
Наоборот, в действиях Абакумовой Э.Н. имеются все признакисамовольного занятия лесных участков и использования этих участков без специальных разрешений на использование указанных участков.
Из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации следует, что под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке, при отсутствии на то правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования илиаренды на данный участок.Обязательным условием применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на использование лесных участках, которые должны быть получены до начала использования земель. При этом неоформление заявителем необходимых разрешительных документов перед началом использования лесов свидетельствует о самовольном занятии вышеназванных лесных участков.
В связи с изложенным, доводы об отсутствии вины Абакумовой Э.Н. не состоятельны и являются формой ее защиты.
При таких обстоятельствах в действиях Абакумовой Э.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и ее вина в совершении этого правонарушения доказана всеми представленными суду доказательствами. Следовательно, она обоснованно и законно привлечена к административной ответственности за совершение этого правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание Абакумовой Э.Н. назначено в пределах санкции ст. 7.9 КоАП РФ - в минимальных размерах, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения размера штрафа в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ судом не установлено.
Каких-либо оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, придя к выводу о том, что постановление вынесено законно и обоснованно, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, следовательно, жалоба Абакумовой Э.Н. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить Абакумовой Э.Н. срок для обжалования постановления № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.9 КоАП РФ, о привлечении Абакумовой Э.Н. к административной ответственности.
Постановление № государственного лесного инспектора - начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Минприроды Чувашии Тарапыгина В.Н. от 09 ноября 2021 года, которым Абакумова Э.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>, - оставить без изменения, жалобу Абакумовой Э.Н. - без удовлетворения.
Данное решение в порядке ст. 30.9 КоАП РФ может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Трынова Г.Г.