Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года <адрес>
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Гареевой А.С.,
при секретаре ФИО5,
при участии представителей ответчика ФИО1 ФИО7, действующего по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО6, действующего по доверенности от 04.04.2023г., представителя администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО8 (по доверенности от 31.10.2023г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке и восстановлении границ и площади выделов <адрес> Республики Башкортостан,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, действуя в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером: № обратился в Арбитражный Суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании отсутствующим права на земельный участок с кадастровым номером №, исключении из ЕГРН сведений об указанном земельном участке, снятии его с кадастрового учета, восстановлении границ и площади выделов 1 и 14 квартала 1 Красноключевского участкового лесничества Нуримановского лесничества Республики Башкортостан в координатах и площади указанных в заключении ФГБУ «Рослесинфорг».
В обоснование своих требований истец указал, что земельный участок с кадастровым номером: № (Единое землепользование), поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, площадью № кв.м., земли лесного фонда, вид разрешенного использования: Для природоохранной деятельности; для иного использования, статус «актуальные, ранее учтенные». Собственность Российской Федерации свидетельство Серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер регистрационной записи права №.
Спорный земельный участок с кадастровым номером №, пересекается частью контуров границ спорного земельного участка с участком с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для природоохранной деятельности и для иного использования, общей площадью 927037157 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, МР <адрес>, Нуримановское лесничество, Атняшское, Павловское, Первомайское, Красноключевское участковые лесничества, в квартале 1 части выделов 1, 14 Красноключевского участкового лесничества, входящим в состав лесного фонда, что препятствует использованию в полном объёме своих полномочий органами исполнительной власти РФ, осуществляющими государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Заявленные требования направлены на устранение препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для природоохранной деятельности и для иного использования, общей площадью 927037157 га, расположенного по адресу: <адрес>, МР <адрес>, <адрес>, в квартале 1 части выделов 1, 14 <адрес> участкового лесничества. Согласно заключению от 05.02.2021г. Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером: № (Единое землепользование), относящегося к землям лесного фонда расположенного по адресу: <адрес>, Нуримановское лесничество, Красноключевское участковое лесничество, квартал 1 части выделов 1, 14. Площадь пересечения согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» составляет 1091 кв.м. В связи с чем, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в суд в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации на земли лесного фонда.
Определением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (полный текст определения от ДД.ММ.ГГГГ) дело по заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и ФИО1 о признании отсутствующим права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, признании недействительными материалы межевания земельного участка, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке и восстановлении границ и площади выделов Красноключевского участкового лесничества Нуримановского лесничества Республики Башкортостан направлено в Верховный Суд Республики Башкортостан для направления дела в суд общей юрисдикции к компетенции которого оно отнесено законом.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и ФИО1 направлено в Иглинский межрайонный суд РБ для рассмотрения по существу.
При рассмотрении дела по существу от истца поступили уточненные исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым истец отказывается от требований к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, как заявленные к ненадлежащему ответчику, включив Администрацию МР <адрес> РБ в состав третьих лиц, поскольку надлежащим ответчиком по делу является ФИО1, как собственник спорного земельного участка с кадастровым номером № и просит признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Нуримановский муниципальный район, c/c Красноключевский, <адрес>, и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН; Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке кадастровым номером №, тем самым восстановить границы и площадь выделов 1, 14 Красноключевского участкового лесничества Нуримановского лесничества Республики Башкортостан; указать в решении суда, что оно является основанием для органов регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в части изменения сведений в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и в границы Нуримановского лесничества Республики Башкортостан по границе земельного участка с кадастровым номером № в координатах поворотных точек:
Номера характерных точек |
Направление румбы (азимуты) линии, ° |
Длина линий, метры |
X |
У |
1-<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принять отказ Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу от исковых требований к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, производство по делу в части требований, предъявленных к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, прекращено.
На судебное заседание представитель истца Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, в суд поступили дополнительные пояснения и возражения на отзывы от ДД.ММ.ГГГГг., в которых просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, через представителя ответчика представлено ходатайство ФИО1 о рассмотрении искового заявления без его участия, обеспечил явку представителя.
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в иске полностью по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика ФИО1 – адвокат ФИО7, действующий на основании ордера, в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что с учетом отказа истца от требований к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан оставил вынесение решения суда на усмотрение суда.
Третьи лица Министерство лесного хозяйства РБ, Администрация сельского поселения Красноключевский сельсовет МР <адрес> РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Министерство земельных и имущественных отношений по <адрес>, Филиал ППК «Роскадастр» по РБ, ФГБУ «Рослесинфорг», ФИО4, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом путем направления заказной корреспонденции.
Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, истец Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, действуя в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером: № (Единое землепользование), поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., земли лесного фонда, вид разрешенного использования: Для природоохранной деятельности; для иного использования, статус «актуальные, ранее учтенные». Собственность Российской Федерации свидетельство Серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ номер регистрационной записи права №, обратился в суд с исковым заявлением, с учетом принятых судом уточнений просит: признать отсутствующим права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 02:41:110512:292, расположенный по адресу: <адрес>, Нуримановский муниципальный район, <адрес>, <адрес>, и внести соответствующие изменения в сведения ЕГРН; исключить из ЕГРН сведений о земельном участке кадастровым номером №, тем самым восстановить границы и площадь выделов 1, 14 Красноключевского участкового лесничества Нуримановского лесничества Республики Башкортостан; указать в решении суда, что оно является основанием для органов регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в части изменения сведений в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 02:41:110512:292 и в границы Нуримановского лесничества Республики Башкортостан по границе земельного участка с кадастровым номером № в координатах поворотных точек:
Номера характерных точек |
Направление румбы (азимуты) линии, ° |
Длина линий, метры |
X |
У |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
В обоснование заявленных требований истец указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, пересекается частью контуров границ спорного земельного участка с участком с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для природоохранной деятельности и для иного использования, общей площадью 927037157 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, МР <адрес>, <адрес>, в квартале 1 части выделов 1, 14 Красноключевского участкового лесничества, входящим в состав лесного фонда, что препятствует использованию в полном объёме своих полномочий органами исполнительной власти РФ, осуществляющими государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Заявленные требования направлены на устранение препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для природоохранной деятельности и для иного использования, общей площадью 927037157 га, расположенного по адресу: <адрес>, МР <адрес>, Нуримановское лесничество, Атняшское, Павловское, Первомайское, Красноключевское участковые лесничества, в квартале 1 части выделов 1, 14 Красноключевского участкового лесничества. Согласно заключению от 05.02.2021г. Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером: № (Единое землепользование), относящегося к землям лесного фонда расположенного по адресу: <адрес>, Нуримановское лесничество, Красноключевское участковое лесничество, квартал 1 части выделов 1, 14. Площадь пересечения согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» составляет 1091 кв.м. В связи с чем, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в суд в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации на земли лесного фонда.
Ответчик ФИО1 иск не признал, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указал, что он является добросовестным приобретателем спорного земельного участка. Право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРН на основании Договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Отделом по <адрес> Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления и ФИО1 на основании Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.04.2021г. № «О предоставлении земельного участка в собственность». На земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом с кадастровым номером №, назначение: жилое, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, общей площадью 114 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Нуримановский муниципальный район, с/с Красноключевский, <адрес>, принадлежащий ФИО1 на праве собственности. С момента постановки земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, границы земельного участка и категория земель: земли населенных пунктов в отношении земельного участка не менялись. Разрешенное использование земельного участка соответствует фактическому - для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок находится в границах населенного пункта сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, используется по целевому назначению и разрешенному использованию. На участке отсутствует какая-либо древесно-кустарниковая растительность, следовательно, оснований полагать, что земельный участок может относиться к землям лесного фонда, у него не имелось. До регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 02:41:110512:292, указанный земельный участок находился в аренде с 2013 года у ФИО2, с марта 2019 года в аренде у ФИО3, с 09.04.2019г. в аренде у ФИО1 на основании Договора переуступки права аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 09.04.2019г. Все договоры проходили государственную регистрацию в ЕГРН. Также ответчик ФИО1 заявил о пропуске истцом срока исковой давности и о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с чем, просил отказать в иске полностью по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Оценив все представленные доказательства в отдельности, их относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования к ФИО1 не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. Судом установлено, право собственности Российской Федерации на объект недвижимости: лесной участок с кадастровым номером 02:41:000000:245 (Единое землепользование); дата присвоения кадастрового номера: 23.03.2004г.; местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, площадь: 927 037 157 кв.м.; категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: для природоохранной деятельности, зарегистрировано в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН лесной участок кадастровым номером № не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства координат границ.
Границы Нуримановского лесничества Республики Башкортостан установлены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ Нуримановского лесничества в <адрес>» в редакции приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ Нуримановского лесничества в <адрес>» и внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ с присвоением реестрового номера 02:41-6. 289.
Земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; площадь - 1112+/-23 кв.м.; адрес: Российская Федерация, <адрес>, Нуримановский муниципальный район, <адрес> <адрес>; поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности ФИО1 основании Договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Отделом по <адрес> Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления и ФИО1 на основании Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.04.2021г. № «О предоставлении земельного участка в собственность», о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ истцом не оспаривается.
На земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом с кадастровым номером №, назначение: жилое, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, общей площадью 114 кв.м., расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Нуримановский муниципальный район, с/с Красноключевский, <адрес>, принадлежащий ФИО1 на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; площадь - 1112+/-23 кв.м.; адрес: Российская Федерация, <адрес>, Нуримановский муниципальный район, <адрес>, <адрес>; поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет точные границы с определением точек координат.
Границы спорного земельного участка с кадастровым номером № входят в границы населенного пункта – сельское поселение Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. Вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
Границы земельного участка с кадастровым номером № располагаются в границах населенного пункта сельское поселение Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, установление которых произведено Решением Совета сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана сельского поселения Краноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан».
Генеральный план и границы населенного пункта сельское поселение Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан истцом также не оспариваются.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Учитывая, что координаты границы населённого пункта установлены и внесены в ЕГРН, а границы лесного участка с кадастровым номером № в ЕГРН отсутствуют, следовательно, приоритет имеет граница населенного пункта.
В соответствии с п. 5. ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции изменений, внесенными Федеральным законом от 29.09.2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости», ст. 60.2 п.4. установлено, что границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Согласно части 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 12, 13 ст. 14 указанного закона установлено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации.
Тем самым, федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков, которые приобретены на законных основаниях добросовестными приобретателями.
Письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №-ВА/<адрес> «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в пунктах 1, 5, 15 так же разъяснено, что принятие Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (с началом действия с ДД.ММ.ГГГГ), правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости.
Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда. Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ
Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (статья 14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Перенос сведений о лесных участках из ГЛР в ЕГРН не осуществляется со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 1 письма Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №-ГЕ/17 «Об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (вместе с «Письмом» Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №-ВА/<адрес> «О рассмотрении обращения»), относительно порядка исключения земельных участков из состава земель лесного фонда: - согласно Федеральному закону № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» сведения о земельных участках, которые в соответствии с лесным законодательством являются лесными участками (далее - лесные участки), содержащиеся в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), приводятся в соответствие со сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Если сведения о лесных участках, лесничествах, лесопарках содержатся только в ГЛР и противоречат сведениям об иных земельных участках, имеющимся в ЕГРН, то в этом случае границы лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенных в ЕГРН, в силу прямого указания закона.
На момент вступления в силу Федерального закона № 280-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», земельный участок с кадастровым номером 02:41:110512:292 с момента образования 14.11.2012г. находился в границах населенного пункта сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, стоял на кадастровом учете с определением координат границ внесенных в ЕГРН.
Материалами дела подтверждается, что до регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 02:41:110512:292, указанный земельный участок в 2013 году был предоставлен в аренду ФИО2 на основании Договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №ф от 11.03.2013г., запись о регистрации в ЕГРН от 27.04.2013г. №.
В последующем спорный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО3 на основании Договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №ф от 14.03.2019г., а затем ФИО1 по Договору переуступки права аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 09.04.2019г., которые также проходили государственную регистрацию.
С момента постановки земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, границы земельного участка и категория земель: земли населенных пунктов в отношении земельного участка не менялись. Разрешенное использование земельного участка соответствует фактическому - для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке построен жилой дом с кадастровым номером №. То есть, земельный участок используется по целевому назначению и разрешенному использованию.
Представленными истцом в материалы дела письмами Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 17.02.2023г. №М06-04-2018, от 20.02.2023г. №М06-04-1046 подтверждается, что при проведении натурного обследования земельного участка с кадастровым номером № установлено, что на обследуемом участке древесно-кустарниковая растительность отсутствует.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик не мог знать о том, что границы принадлежащего ему земельного участка могут пересекаться с лесным участком. ФИО1 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, доказательств обратного суду не представлено.
Земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; площадь - 1112+/-23 кв.м.; адрес: Российская Федерация, <адрес>, Нуримановский муниципальный район, с/с Красноключевский, <адрес>; поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет точные границы с определением точек координат.
Границы земельного участка с кадастровым номером № располагаются в границах населенного пункта сельское поселение Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, установление которых произведено Решением Совета сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана сельского поселения Краноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан».
Доказательства обжалования указанного решения Совета № от 06.11.2013г. истцом в материалы дела не представлены. Генеральный план сельского поселения Красноключевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не оспорен, недействительным не признан.
Доказательств, подтверждающих допущенное нарушение как при установлении границ населенного пункта Красный Ключ, так и при формировании земельного участка с кадастровым номером 02:41:110512:292, истцом в материалы дела не представлено.
Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Межевание земельных участков осуществляется кадастровыми инженерами в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в соответствии со ст. 39, 40 которого, производится согласование границ образуемого земельного участка со смежными землепользователями. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Наличием основания для признании недействительными результатов межевания, может явиться отсутствие согласования границ вновь образуемого земельного участка со смежными землепользователями. Вместе с тем, доказательств того, что истец является смежным землепользователем земельного участка не представлено, поскольку границы лесного участка с кадастровым номером 02:41:000000:245 (Единое землепользование) не установлены и в ЕГРН отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в границах населенного пункта Красный Ключ, общих границ ни с границами сельского поселения, ни с границами лесного фонда не имеет. На кадастровый учет земельный участок был поставлен на основании межевого плана, который подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, утвержденной Постановлением администрации МР <адрес> РБ от 26.10.2012г. №, что соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Учетные действия в отношении спорного земельного участка, в частности постановка его на государственный кадастровый учет, осуществлялись в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства Российской Федерации. Указанный межевой план истцом также не оспаривается.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заключением кадастрового инженера ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что спорный земельный участок во время межевания в 2012 году не находился в границах Нуримановского лесничества Республики Башкортостан. Данное расположение земельного участка с кадастровым номером № подтверждаются картографическими материалами Google-карты.
В связи с изложенным, правовые основания для исключения сведений из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют.
При таких обстоятельствах, и учитывая отсутствие необходимости согласования границ земельного участка с кадастровым номером № с уполномоченным органом в сфере лесного хозяйства, оснований для признания недействительными результатов межевания указанного земельного участка у суда не имеется.
Заключения Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 05.02.2021г., от 10.08.2023г. не могут быть признаны допустимыми доказательствами наложения земельных участков, и в отсутствие иных доказательств указанного обстоятельства, требования истца являются необоснованными. Истцом не доказан факт нарушения ответчиком его прав как собственника земельного участка.
Кроме того, ответчик ФИО1 заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Из пункта 2 статьи 199 ГК РФ следует, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом положений части 8 статьи 14 ФЗ № 172-ФЗ, Истец в течение 3 месяцев со дня выявления пресечения границ земельного участка с землями лесного фонда обязан направить в орган регистрации прав уведомление об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Частью 8 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ, определено, что, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в ч. 3 данной статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, в отношении земельных участков, указанных в ч. 6 и 7 указанной статьи, применяются положения ч. 3 данной статьи.
Таким образом, указанное в пункте 2 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ изъятие не применяется, если в течение трех месяцев со дня выявления расхождений в сведениях о земельном участке в ЕГРН и ГЛР, лесном плане субъекта РФ в органы Росреестра не поступит уведомление уполномоченного федерального органа исполнительной власти об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок.
Ответчик ФИО1 считает, что истец свое право на обращение в регистрационные органы в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в ч. 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ, (с ДД.ММ.ГГГГ), с заявлением уведомительного характера об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок не использовал, в регистрационные органы с уведомлением не обратился.
Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РБ в своем отзыве на исковое заявление пояснили, что учетные действия в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером № осуществлялись в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № осуществлен на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО4, MУП «Землемер», путем образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Представленный межевой план подготовлен на основании схемы расположения указанного земельного участка утверждена Постановлением Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, что соответствует п. 2 ст. 3. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - О введении в действие ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 «О введении в действие ЗК РФ».
Основания для отказа, предусмотренные действующим на тот момент законодательством РФ, в осуществлении учетных действий в отношении спорного земельного участка у Филиала учреждения, как у органа кадастрового учета отсутствовали.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости с декларированной площадью, т.е. подлежащей уточнению в результате межевания.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Филиала учреждения письмом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) ДД.ММ.ГГГГ №№ поступили документы на установление границ Нуримановского лесничества.
В результате рассмотрения материалов в адрес Рослесхоза, вместе с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, направлено уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН по основаниям, установленным п. 3 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации (в ред. до 30.04.2021г.).
Далее ДД.ММ.ГГГГ письмом Рослесхоза от 07.12.2018г. №№ материалы по установлению границ Нуримановского лесничества поступили повторно. Сопроводительным письмом от 28.12.2018г. № направлено уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН также по основаниям, установленным п. 3 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации,
В последующем, 11.02.2019г. письмом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №№ поступили еще раз материалы по установлению границ Нуримановского лесничества. Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направлено уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН по тем же основаниям, установленными п. 3 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №AB-03-31/3900 поступили вновь материалы по установлению границ Нуримановского лесничества. Сопроводительным письмом от 01.04.2019г. № направлено уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН уже по основаниям, установленным п. 4 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а именно в связи с выявлением пересечений с границами населенных пунктов и территориальных зон.
Затем, письмом Рослесхоза от 24.05.2019г. №№ в Филиал учреждения ДД.ММ.ГГГГ поступили документы на установление Нуримановского лесничества и сведения были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ с присвоением реестрового номера №
Таким образом, границы Нуримановского лесничества установленные приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.10.2018г. № внесены в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, ДД.ММ.ГГГГ.
При внесении в ЕГРН сведений об указанном лесничестве органом регистрации прав выявлено наличие пересечений его границы с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, в том числе с земельным участком с кадастровым номером №.
Частью 16 статьи 34 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей на тот момент) предусмотрено, что орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в ч. 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № был исключен из границ лесничества, о чём было уведомлено Федеральное агентство лесного хозяйства (исходящее письмо Филиала учреждения от 20.06.2019г. №).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец как Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, был уведомлен о невозможности внесения таких сведений в ЕГРН в связи с выявлением пересечений с границами населённых пунктов и территориальных зон.
Таким образом, истец на момент обращения с исковыми требованиями в суд более чем на протяжении трех месяцев обладал информацией об имеющихся противоречиях в государственных реестрах и наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером № с землями лесного фонда, расположенными в границах Нуримановского лесничества Республики Башкортостан и в установленном порядке с заявлением уведомительного характера в регистрационные органы об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок с кадастровым номером № не обращался. Обратного судом не установлено, истцом не доказано.
Изложенное позволяет сделать вывод о пропуске Истцом срока исковой давности, что в соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа истца в иске. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Таким образом, в силу прямого указания закона принадлежность спорного земельного участка с кадастровым номером № к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ).
Суд также учитывает, что границы Нуримановского лесничества Республики Башкортостан установлены приказом Рослесхоза от 12.10.2018г.№ «Об установлении границ Нуримановского лесничества в <адрес>» в редакции приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ.№ «Об установлении границ Нуримановского лесничества в <адрес>» и внесены в ЕГРН только ДД.ММ.ГГГГ с присвоением реестрового номера №, принимая во внимание приоритет сведений ЕГРН по отношению к сведениям ГЛР, установленный положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Письма Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ 01-14004-ГЕ/17 «Об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель», достаточных для принятия решения по существу спора, суд приходит к выводу о необоснованности и неправомерности всего объема исковых требований, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Иные доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении настоящего спора, не имеют достаточного правового значения для принятия судом иного решения.
Кроме того, на основании частей 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно пункту 6 статьи 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление №), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Иск о признании права отсутствующим имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными способами. Таким образом, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Как следует из правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, требование о признании зарегистрированного права (обременения) отсутствующим в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой предъявляется, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (пункт 52 Постановления №). Данный способ защиты обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения», такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании права отсутствующим.
Материалами дела подтверждается, что спорный участок с кадастровым номером № находится во владении ответчика ФИО1. Следовательно, истец, обращаясь с иском о признании права отсутствующим, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств приведенных Истцом доводов, наличие вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Истцом исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке и восстановлении границ и площади выделов Красноключевского участкового лесничества Нуримановского лесничества Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись А.С. Гареева
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.