Судья Смирнова А.Г. Дело № 33-3428АП/2012г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Ауловой Т.С., Орловой И.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Пулялина А.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июня 2012 года, по которому
В удовлетворении заявления Пулялина А.А. о признании незаконными действий ФКУ СИЗО 1 ГУФСИН России по ..., выразившихся в производстве 16 февраля 2012 года обыска камеры 49 и досмотра личных вещей отказано;
Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения Пулялина А.А., представителя ГУФСИН России по РК Ивановой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Пулялин А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ФКУ СИЗО 1 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившихся в производстве обыска камеры 49 и досмотра личных вещей 16 февраля 2012 года, указав, что обыск и досмотр были произведены в его отсутствие и в отсутствие дежурного по камере, без составления протокола.
В судебном заседании Пулялин А.А. участия не принимал.
Представители ФКУ СИЗО 1, ГУФСИН России по Республике Коми в судебном заседании с заявлением не согласились.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Пулялин А.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что осужденный к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима Пулялин А.А. в целях обеспечения участия в судебном разбирательстве по уголовному делу содержится в ФКУ СИЗО 1 с 21 декабря 2012 года изолированно от иных осужденных.
Из материалов дела следует, что на основании плана проведения общего обыска, утвержденного заместителем начальника ГУФСИН России по РК 13 февраля 2012 года, 16 февраля 2012 года в целях выявления фактов и признаков приготовления к совершению побегов и иных преступлений и правонарушений, был проведен обыск на объектах и территории ФКУ СИЗО 1, в том числе в камере 49, в которой содержится Пулялин А.А., о чем составлен соответствующий акт.
Из акта о проведении обыска следует, что в камере 49 запрещенных предметов обнаружено не было. Во время обыска Пулялин А.А. в помещении камеры не присутствовал по причине участия в судебном заседании в Верховном Суде РК.
Отказывая Пулялину А.А. в удовлетворении требований заявления, суд первой инстанции исходил из того, что производство обыска камер и досмотр вещей осужденного, содержащегося в следственном изоляторе осуществляется на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 77.1 УИК РФ при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В указанных случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (ч.3 ст.77.1 УИК РФ).
Глава 13 УИК РФ (условия отбывания наказания в исправительных учреждениях) содержит материальные нормы, определяющие объем специальных прав осужденных, например, порядок предоставления свиданий (с.89), размер средств, разрешаемых для расходования осужденными (ст.88), получение посылок, передач и бандеролей (ст.90) и т.д. Положения УИК РФ, содержание условия отбывания наказания в исправительных учреждениях не регламентируют порядок проведения обысков камер и досмотр личных вещей осужденных.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переведенные в него из тюрьмы, исправительной либо воспитательной колонии, содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре6ступлений», что направлено на обеспечение достижения целей, предусмотренных уголовно- процессуальным законодательством.
Из части первой статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение статьи 16 названного Закона, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 за № 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы, которыми определено, что личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производится с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ, продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию, которые представляют опасность для жизни, здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления.
Пунктами 29,30 Правил установлено, что досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в их присутствии, в исключительных случаях по указанию начальника СИЗО или его заместителя в отсутствии их владельцев при дежурном по камере; при производстве досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого оформляется протокол, который подписывается подозреваемым или обвиняемым и сотрудником СИЗО и к которому прилагается акт об изъятии запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.
На основании плана проведения общего обыска, утвержденного заместителем начальника ГУФСИН России по РК 13 февраля 2012 года, 16 февраля 2012 года в целях выявления фактов и признаков приготовления к совершению побегов и иных преступлений и правонарушений, был проведен обыск на объектах и территории ФКУ СИЗО 1, в том числе в камере 49, в которой содержится Пулялин А.А., о чем составлен соответствующий акт.
Таким образом, представленные материалы свидетельствуют о плановом характере обыска помещений ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по РК 16 февраля 2012года. Доказательств, свидетельствующих об исключительной необходимости досмотра вещей Пулялина А.А. в его отсутствии 16 февраля 2012года заинтересованными лицами представлено не было.
При указанных обстоятельствах не могут бать признаны отвечающими пунктам 29,30 Правил действия ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Республике Коми выразившиеся в досмотре вещей Пулялина А.А. при проведении общего обыска 16 февраля 2012 года в его отсутствии без составления соответствующего протокола.
Вместе с тем, абз. 2 статьи 34 Федерального закона от 15 июля 1995года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» указывает, что подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки досмотру.
При этом, положения Федерального закона от 15 июля 1995года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы не предусматривают обязательного присутствия подозреваемого или обвиняемого при проведении обыска в помещении.
Следовательно, доводы Пулялина А.А. о том, что обыск камеры, в которой он содержится должен проводиться в его присутствии, не основаны на нормах действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах решение Сыктывкарского городского суда от 06.06.2012года подлежит отмене в части отказа Пулялину А.А. в удовлетворении требований заявления о признании незаконными действий ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по РК о проведении досмотра вещей в его отсутствии с вынесением в данной части по делу нового решения об удовлетворении требований Пулялина А.А.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июня 2012 года отменить в части отказа Пулялину А.А. в удовлетворении требований заявления о признании незаконными действий ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившихся в досмотре вещей Пулялина А.А. 16 февраля 2012 года в его отсутствии без составления соответствующего протокола.
По делу в данной части вынести новое решение, которым признать незаконными действия ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в досмотре вещей Пулялина А.А. при проведении общего обыска 16 февраля 2012 года в его отсутствии без составления соответствующего протокола.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда от 06 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулялина А.А.- без удовлетворения.
Мотивированное определение судебной коллегии изготовлено 21.08.2012года.
Председательствующий-
Судьи-