дело № 2а-1743/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 августа 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания - Бутакова А.А.,
с участием представителя административного истца – Пивненко Натальи Викторовны, на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гринцевича Анатолия Николаевича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Гринцевич А.Н. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, оформленного письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ, и о понуждении повторно рассмотреть заявление Гринцевича А.Н. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ (МФЦ <адрес>, запись № от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м., согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на основании решения Севастопольского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы выбора места расположения земельного участка и дано согласие Гринцевичу А.Н. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,10 га по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м. с приложением схемы расположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлен кадастровый учет земельного участка площадью 600 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу на основании межевого плана б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № № административный ответчик отказал заявителю в предоставлении государственной услуги в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
С указанной причиной отказа истец не согласен по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок площадью 400 кв.м. находится в границах земельного участка площадью 1 000 кв.м., материалы выбора расположения которого утверждены решением Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка площадью 1 000 кв.м., схема расположения которого утверждена распоряжением Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ. При утверждении материалов выбора места расположения земельного участка и при утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 000 кв.м. зоны с особыми условиями территории отсутствуют, замечания к границам не выявлены. Кроме того, вид разрешенного земельного участка устанавливается ответчиком, а пункт 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» предусматривает в качестве основания для отказа несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану 2005 года, но не вида разрешенного использования земельного участка.
Представитель истца в судебном заседании административный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Ответчик и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на административный иск.
С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Севастопольского городского Совета № утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, испрашиваемого Гринцевичем А.Н. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>; дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка.
ФИО7 является собственником земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Севастопольского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, площадью 1 000 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец через МФЦ обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м., приложив следующие документы: схему расположения земельного участка; решение сессии; свидетельство о государственной регистрации права; распоряжение ДИЗО; выписку из ЕГРН.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № № истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м., в связи с тем, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с Генеральным планом испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне жилой индивидуальной жилой застройки; в проектируемой зоне предприятий и учреждений обслуживания, согласно условным обозначениям; в соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок относится к зоне Р-4-3 уч. МЗ-14; в санитарной защитной зоне кладбища.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и кадастровой карте соответствующей территории (пункты 4.41, 4.58 Положения).
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 2, 13 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 указанной статьи Земельного кодекса РФ установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В свою очередь статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;
- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
- не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Пунктом 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, а также совпадение, наложение, несводка с границами ранее предоставленного земельного участка;
- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
- расположение на земельном участке объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, принадлежащих третьим лицам, в случае обращения иных лиц с заявлением об утверждении Схемы.
Согласно пункту 2.2 указанного Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра по г. Севастополю (далее - Севреестр), Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
В порядке взаимодействия государственных органов Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заявление истца было направлено в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с целью получения заключения по вопросу согласования (отказа в согласовании) схемы.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя схему расположения земельного участка не согласовал в связи с частичным несоответствием испрашиваемого земельного участка действующей градостроительной документации, а именно расположении в проектируемой зоне предприятий и учреждений обслуживания.
При этом в силу пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, по результатам взаимодействия при предоставлении государственной услуги административный ответчик правомерно указал, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации.
Следует так же отметить, что в соответствии с пунктом 2.9 Административного регламента отказ в предоставлении государственной услуги не препятствует повторному обращению после устранения причины, послужившей основанием для отказа.
Кроме того, требование истца о понуждении ответчика согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 400 кв.м., не подлежит удовлетворению, поскольку в данном деле судебный контроль осуществляется в отношении решения органа публичной власти на предмет его правомерности по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, указанным в обжалуемом решении. При этом вопрос наличия либо отсутствия иных оснований, препятствующих предоставлению данной государственной услуги, не исследовался. Полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории относятся к исключительной компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении административного иска полностью.
Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья
<данные изъяты>