Решение по делу № 2а-194/2021 от 29.06.2021

Дело № 2а – 194/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

п. Сернур                                                                                         03 августа 2021 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Николаевой Е.А., представителя заинтересованного лица Собрания депутатов муниципального образования «Дубниковское сельское поселение» Токтаровой А.Е., представителя административного ответчика Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Лебедевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сернурского района Республики Марий Эл к Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о признании действий при издании распоряжения незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл обратился в Сернурский районный суд Республики Марий Эл в интересах Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл с административным исковым заявлением Респук Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о признании действий при издании распоряжения незаконными, возложении обязанности, указывая, что в ходе проверки правовых актов, изданных Дубниковской сельской администрацией, и материалов доследственной проверки по сообщению о незаконной рубке деревьев в д. Дубники Сернурского района Республики Марий Эл установлены нарушения федерального законодательства, влекущие необходимость признания действий сельской администрации незаконными. В Дубниковском сельском поселении действуют Правила благоустройства территории МО «Дубниковское сельское поселение», утвержденные решением Собрания депутатов Дубниковского сельского поселения от 26 апреля 2013 года № 144, обеспечивающие сохранность зеленых насаждений на территории сельского поселения. Администрацией Дубниковского сельского поселения принято Положение об использовании и охране зеленых насаждений на территории МО «Дубниковское сельское поселение», утвержденного постановлением администрации МО «Дубниковское сельское поселение» от 31 мая 2016 года № 46. Согласно распоряжению Дубниковской сельской администрации от 07 октября 2020 года «О разрешении на вырубку деревьев» по заявлению Байкова В.М. дано разрешение на вырубку деревьев, расположенных в овраге между домами 29 и 30 в д. Дубники, представляющих угрозу для жизни детей, которые в зимнее время катаются с горы, а также в противопожарных целях. Указанные в распоряжении причины, по которым дано разрешение на рубку деревьев, являются незаконными, поскольку такие случаи не предусмотрены в ст. 4 вышеуказанного Положения. Также в нарушение ст. 4 Положения снос деревьев произведен без раскорчевки пней, не произведена полная рекультивация нарушенного участка производителем работ. Вопреки ст.ст. 4, 9, 10 Положения разрешение на рубку администрацией выдано без возмещения стоимости повреждаемых и уничтоженных зеленых насаждений в денежной сумме в размере компенсационной стоимости в бюджет МО «Дубниковское сельское поселение», так как случаев, при которых компенсационная стоимость не подлежит возмещению, предусмотренных ст. 12 Положения, не имеется. Согласно представленным материалам вырубленные деревья использованы для собственных хозяйственных нужд заявителя и других жителей. Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений без возмещения компенсационной стоимости не отвечает целям и задачам по реализации положений Бюджетного кодекса РФ, ст. 10 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории МО «Дубниковское сельское поселение», а также свидетельствует о недополучении доходов в бюджет Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района, что свидетельствует о нарушении законных интересов Дубниковского сельского поселения. Согласно ст. 32 Устава Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района, утвержденного Собранием депутатов Дубниковского сельского поселения от 12 августа 2019 года, к полномочиям администрации поселения относится управление и распоряжение муниципальной собственностью. Правообладателем земельного участка между домами <адрес> является Дубниковское сельское поселение Сернурского муниципального района, земельный участок относится к землям населенного пункта, назначение участка: прочие территории. Просит признать действия Дубниковской сельской администрации при издании распоряжения от 07 октября 2020 года «О разрешении на вырубку деревьев» незаконными, возложить на Дубниковскую сельскую администрацию обязанность определить компенсационную стоимость вырубленных деревьев на основании вышеуказанного распоряжения в соответствии со ст. 15 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории МО «Дубниковское сельское поселение», утвержденного постановлением администрации МО «Дубниковское сельское поселение» от 31 мая 2016 года № 46.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл указывает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется. 18 сентября 2020 года в Дубниковскую сельскую администрацию поступило коллективное письмо от жителей д. Дубники, которое было написано жителем д. Дубники Байковым В.М. о разрешении на вырубку старых деревьев, представляющих угрозу для жизни детей и в противопожарных целях, расположенных в овраге между домами . У подножия данного оврага находится родник — излюбленное и часто посещаемое место жителями д. Дубники и близлежащих деревень. От жителей д. Дубники, посещающих данный родник, не раз поступали устные жалобы о том, что овраг, по которому некогда пролегала дорога, соединяющая деревни Лепешкино, Токтарово и Пирогово, зарос и представляет угрозу для безопасности жизнедеятельности населения, в том числе ввиду пожароопасности. Кроме того, в нижней части оврага у родника начинался процесс заболачивания, что затрудняло подход к роднику, особенно в весенне-осенний период. Также в логе между зарослями беспорядочно растущих деревьев, выросших самосевом, неизвестными лицами была организована несанкционированная свалка бытовых отходов, на которой жители деревни часто видели лис, что тоже вызывало угрозу для жизни и здоровья населения. Главой Дубниковской сельской администрации в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций 07 октября 2020 года подписано распоряжение о разрешении на вырубку, подготовленное по типу всех ранее выдаваемых распоряжений. В результате чего в овраге между домами жителями д. Дубники была произведена санитарная рубка и очистка территории от мусора. Согласно ст. 12 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории муниципального образования «Дубниковское сельское поселение», принятого 31 мая 2016 года, санитарная рубка возмещению не подлежит. Указанное подтверждается решением высшего органа местного самоуправления на территории Дубниковского сельского поселения – Собрания депутатов Дубниковского сельского поселения от 14 мая 2021 года «Об итогах рассмотрения протокола Собрания граждан по выполненному жителями д. Дубники (в порядке местной инициативы) мероприятию по благоустройству территории населенного пункта (путем расчистки оврага в середине ул. Дубники от мусора и разросшейся за последние годы кустарниковой и древесной растительности)». Согласно п. 1 решения расчистка оврага между домами , в результате которой были врублены зеленые насаждения, признана санитарной рубкой. Также согласно п. 2 решения Собрание депутатов признало, что вред экологии и окружающей среде, а также правам и интересам жителей не причинен, уничтожение зеленых насаждений возмещению не подлежит. Следовательно, положения Бюджетного кодекса РФ по недополучению доходов в бюджет Дубниковского сельского поселения не нарушены. Согласно п. 11 ст. 4 Положения расчет компенсационной стоимости должен производиться путем привлечения независимого оценщика, услуги которого должны быть оплачены из бюджета Дубниковкого сельского поселения. Анализ интернет-ресурсов показал, что в среднем один приезд независимого оценщика и оплата его услуг в Республике Марий Эл колеблется от 15000 до 25000 рублей. Следовательно, привлечение независимого оценщика потребовало бы в данном случае передвижение лимитов внутри бюджетных расходов на 2021 год в ущерб реализации бюджетных обязательств по другим статьям. В Дубниковском сельском поселении нет нормативно-правового акта, регулирующего методику расчета платежей за вырубку зеленых насаждений на территории поселения и исчисления размера ущерба и убытков, вызванных их повреждением, на основании которого независимый оценщик смог бы произвести расчет ущерба. Согласно п. 19.2 Правил благоустройства территории Дубниковского сельского поселения разрешает привлекать граждан на добровольной основе к выполнению работ по благоустройству на безвозмездной основе. Все работы по санитарной расчистке оврага между домами от растительности и мусора жители д. Дубники произвели добровольно и за свой счет (безвозмездно), без привлечения финансовых средств из бюджета Дубниковского сельского поселения. В рамках благоустройства территории оврага жителями д. Дубники организуются субботники. Силами населения 26 июня 2021 года произведены ремонтные работы на роднике, 02 июля 2021 года восстановлен переезд к пожарному водоему. Часть вырубленных зеленых насаждений была использована для укрепления берегов местного водоема, который используется в противопожарных целях. Непригодный для указанных целей баланс увезен жителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в качестве топлива для обогрева жилых домов в зимнее время. Остатки древесной растительности, сучья уничтожены. Корыстных целей никто из жителей, ни администрация поселения не преследовали. Просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании прокурор Николаева Е.А. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что на территории д. Дубники были вырублены сырорастущие деревья, ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов в логе между беспорядочно-растущими деревьями является обязанностью Дубниковской сельской администрации и не связана с необходимостью проведения санитарной рубки зеленых насаждений. Указанные в возражении на административное исковое заявление причины вырубки зеленых насаждений не относятся к категории чрезвычайных ситуаций, соответственно, не являются основанием для вырубки зеленых насаждений в овраге. При принятии распоряжения о вырубке зеленых насаждений от 07 октября 2020 года санитарное состояние спиливаемых деревьев и их количество не определялись. Передвижение лимитов внутри бюджетных расходов в целях расчета компенсационной стоимости не является препятствием и не принесет ущерб реализации бюджетных обязательств по другим статьям, поскольку в результате вырубки зеленых насаждений в бюджет муниципального образования предполагается поступление компенсационной стоимости от вырубки зеленых насаждений. Разработка и принятие нормативного правового акта, регулирующего методику расчета платежей за вырубку зеленых насаждений на территории поселения и исчисления размера ущерба и убытков, вызванных их повреждением, относится к компетенции органов местного самоуправления Дубниковского сельского поселения. Проведение санитарной рубки зеленых насаждений не предполагает привлечение граждан на добровольной основе к выполнению соответствующих работ. Санитарная рубка зеленых насаждений осуществляется только специализированными организациями, определяемыми главой администрации МО «Дубниковское сельское поселение».

Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца Собрания депутатов МО «Дубниковское сельское поселение» Токтарова А.Е. в судебном заседании административные исковые требования не поддержала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что вырубкой деревьев ущерб сельскому поселению не причинен, права и законные интересы поселения не нарушены, санитарная очистка оврага – вырубка зарослей была произведена в интересах жителей поселения.

Представитель административного ответчика Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Лебедева Е.А. в судебном заседании административный иск не признала по изложенным в возражении на административное исковое заявление доводам, просила в его удовлетворении отказать, пояснила, что перед принятием оспариваемого распоряжения с Положением об использовании и охране зеленых насаждений на территории МО «Дубниковское сельское поселение» не ознакомилась. Подлежащие вырубке деревья видела, часть из них были старые, побитые молниями, овраг был заросшим древесно-кустарниковой растительностью. Мероприятия по благоустройству оврага начали сразу же после вырубки деревьев и продолжили весной 2021 года.

Заинтересованное лицо Байков В.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Из пояснений Байкова В.М. в судебном заседании 28 июля 2021 года следует, что, решив расчистить заросший овраг, вместе с односельчанами обратились к главе администрации, он написал заявление, показал деревья, которые необходимо вырубить, Лебедева Е.А. с ним согласилась. После вырубки деревьев все пни не убрали, недавно убрали пни с основания оврага, пни на склонах остались. Вырубили порядка 15 больших деревьев, остальные были кустарники, мелкие деревья, которые не считали. Вырубленные деревья отвезли пенсионерам на дрова. С главой администрации Лебедевой Е.А. обсуждали вопрос о посадке других деревьев, однако весной не успел приобрести саженцы.

Суд на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы заинтересованных лиц.

Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 27 сентября 2018 года № 2486-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства РФ», в качестве одной из задач административного судопроизводства указанный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и реальное нарушение при этом прав, свобод и законных интересов административного истца.

Необходимость в восстановлении нарушенных прав является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие данных обстоятельств является основанием для прекращения производства по делу.

Совокупность вышеуказанных условий (незаконности действий органа и реального нарушения при этом прав Дубниковского сельского поселения) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

В соответствии со ст. 225 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в ч. 5, 6 ст. 39, ч. 6, 7 ст. 40, ч. 1, 2 ст. 194 настоящего Кодекса. Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Перечень оснований для прекращения производства по административному делу также установлен в ч. 1, 2 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу ч. 2 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Из материалов дела следует, что 18 сентября 2020 года Байков В.М., в том числе от имени других жителей д. Дубники Сернурского района Республики Марий Эл, обратился к главе Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на вырубку старых деревьев, расположенных в овраге между домами и , представляющих угрозу для жизни детей, катающихся в зимнее время с горы, и в противопожарных целях.

Распоряжением главы Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл от 07 октября 2020 года Байкову В.М. разрешена вырубка старых деревьев, расположенных в овраге между домами и , представляющих угрозу для жизни детей, которые в зимнее время катаются с горы, а также в противопожарных целях; Байкову В.М. рекомендовано вместо вырубленных деревьев провести санитарную очистку территории.

Указанное распоряжение является актом организационно-распорядительного характера (ст. 33 Устава Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 24 июня 2021 года осмотрен участок местности, расположенный между домами и по ул. Дубники д. Дубники Сернурского района.

Из сведений, предоставленных Сернурским лесничеством – филиалом ГКУ Республики Марий Эл «Восточное межрайонное управление лесами», следует, что объем срубленной древесины на территории д. Дубники составляет: <данные изъяты>

На основании ст. 2 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории МО «Дубниковское сельское поселение», утвержденного постановлением администрации МО «Дубниковское сельское поселение» от 31 мая 2016 года № 46 (далее – Положение), зеленые насаждения, расположенные на территории МО «Дубниковское сельское поселение», являются собственностью МО «Дубниковское сельское поселение».

В силу ст. 4 Положения вырубка деревьев, кустарников и уничтожение (повреждение) естественной и искусственной травянистой растительности при выполнении требований настоящего Положения, могут быть разрешены в случаях: реализации проектов строительства объектов капитального строительства и размещения временных построек; проведения реконструкции зеленых насаждений; восстановления по заключению органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл нормативно светового режима в жилых помещениях и помещениях общественных зданий; ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций; произрастания древесных растений в охранных зонах, существующих инженерных сетей и коммуникаций. Во всех случаях уничтожения и повреждения зеленых насаждений разрешается производить по согласованию с органами местного самоуправления, после возмещения компенсационной стоимости в соответствии со ст. 9, 10 и ст. 11 настоящего Положения. Проведение озеленительных и любых других мероприятий, связанных с посадкой, реконструкцией, обрезкой, стрижкой, сносом зеленых насаждений, допускается по технологическим картам, утвержденным специально уполномоченным органом по охране зеленых насаждений, при обязательном составлении ведомости подеревного учета сносимых зеленых насаждений с определением исполнителя работ. Снос дерева производится с обязательной раскорчевкой пня и проведением полной рекультивации нарушенного участка производителем работ. Оплата за уничтожаемые и повреждаемые зеленые насаждения производится лицом, получающим специальное разрешение, до его выдачи в размере компенсационной стоимости. Орган местного самоуправления путем привлечения независимого оценщика производит расчет компенсационной стоимости.

Компенсационное озеленение является натуральной формой возмещения стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений путем создания новых зеленых насаждений. Места для компенсационного озеленения определяются администрацией МО «Дубниковское сельское поселение». Компенсационное озеленение производится за счет средств юридических или физических лиц, которыми произведено повреждение или уничтожение зеленых насаждений (ст. 5 Положения).

Согласно ст. 9 Положения стоимость повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений подлежит возмещению, за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 настоящего Положения. Размер возмещения определяется исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений. Определение размера возмещения, причиненного повреждением или уничтожением зеленых насаждений, проводится, кроме прочего при повреждении или уничтожении зеленых насаждений, в том числе самовольном. Возмещение производится в денежной и/или натуральной форме по заявлению юридического или физического лица на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 11 и ст. 13 настоящего Положения.

На основании ст. 10 Положения при возмещении стоимости поврежденных или уничтоженных зеленых насаждений граждане или юридические лица перечисляют в бюджет МО «Дубниковское сельское поселение» денежную сумму в размере компенсационной стоимости.

Согласно ст. 13 Положения возмещение стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений в денежной или натуральной форме осуществляется на основании договора о возмещении стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, заключаемого с администрацией МО «Дубниковское сельское поселение».

В силу ст. 15 Положения размер компенсационной стоимости зеленых насаждений определяется на основании рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком, привлеченным администрацией МО «Дубниковское сельское поселение» в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из административного иска и дополнения к нему следует, что нарушение законных интересов Дубниковского сельского поселения прокурор усматривает в недополучении доходов в бюджет Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района. Вместе с тем, проверка процедуры совершения оспариваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ действий Дубниковской сельской администрации при издании распоряжения от 07 октября 2020 года «О разрешении на вырубку деревьев» может быть осуществлена судом лишь при условии, что данными действиями нарушаются или иным образом затрагиваются права и законные интересы Дубниковского сельского поселения.

Так, в судебном заседании представитель заинтересованного лица на стороне административного истца Собрания депутатов МО «Дубниковское сельское поселение» - глава Дубниковского сельского поселения Токтарова А.Е., являющаяся высшим должностным лицом поселения, в интересах которого прокурор обратился в суд с настоящим административным иском, пояснила, что права и законные интересы Дубниковского сельского поселения оспариваемыми прокурором действиями Дубниковской сельской администрации при издании распоряжения от 07 октября 2020 года «О разрешении на вырубку деревьев» не нарушены.

Как следует из представленной в материалы дела копии решения Собрания депутатов Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл от 14 мая 2021 года № 106 «Об итогах рассмотрения протокола Собрания граждан по выполненному жителями д. Дубники (в порядке местной инициативы) мероприятию по благоустройству территории населенного пункта (путем расчистки части оврага в середине ул. Дубники от мусора и разросшейся за последние годы кустарниковой и древесной растительности)», расчистка оврага между домами и д. Дубники, произведенная жителями д. Дубники в октябре 2020 года, в результате которой были вырублены зеленые насаждения, в том числе деревья, признана санитарной рубкой зеленых насаждений при санитарной очистке населенного пункта. При проведении санитарной рубки зеленых насаждений в рамках санитарной очистки населенного пункта экологии и окружающей среде, а также правам и интересам жителей д. Дубники вред не причинен, уничтожение зеленых насаждений не подлежит возмещению. В порядке местной инициативы по благоустройству территории населенного пункта, а именно расчистки части оврага в середине ул. Дубники д. Дубники от мусора и разросшихся за последние годы кустарников и древесной растительности в целях санитарной очистки населенного пункта, удовлетворены следующие социально-бытовые потребности жителей деревни: 1) в границах деревни на территории общего пользования – в овраге убран разбросанный мусор, чем обеспечено соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и благоустройстве территорий; на выполнение указанных мероприятий не потрачены финансовые средства бюджета сельского поселения, расходы на горюче-смазочные материалы в связи с вывозом мусора собраны жителями д. Дубники в порядке местной инициативы; 2) без привлечения финансовых средств сельского поселения значительно снижен риск пожарной опасности для д. Дубники (в том числе лесных пожаров и пожаров от пала сухой травы); в результате расчистки части оврага от мусора и разросшейся растительности образована противопожарная полоса, которая исключает переход возникшего пожара с поля на строения жителей деревни; 3) расчищен проход к местному роднику, который с давнейших времен используется жителями деревни в качестве источника воды для хозяйственно-бытовых нужд; 4) приостановлен уже начавшийся процесс заболачивания земель в нижней части оврага на территории общего пользования деревни; 5) восстановлен проезд по прямой грунтовой дороге д. Дубники и деревень Токтарово, Пирогово, Лепешкино, а также к естественным пожарным водоемам через очищенный овраг (по грунтовым дорогам в летнее время); 6) восстановлен прогон для скота по дну оврага, который ранее был невозможен ввиду покрытия его непроходимой растительностью; 7) в зимнее время данный овраг используется жителями и детьми для занятий спортом и катания с горки на лыжах и санках; 8) увеличена защищенность домашних животных и птицы жителей деревни от нападения диких животных (волков, лис, рысей, хорьков и др.), поскольку по результатам вышеуказанных работ создан естественный барьер для их проникновения в деревню; 9) часть полученной в результате расчистки древесной растительности (нетоварный баланс) использована для укрепления берегов плотины поселения, непригодный для указанных целей баланс увезен нуждающимся жителям деревни в качестве топлива для обогрева жилых домов в зимнее время.

Данное решение было принято до обращения прокурора в суд с настоящим административным иском. Сведений об отмене указанного решения либо признания его незаконным в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 9, ст. 12 вышеуказанного Положения не подлежит возмещению стоимость повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений, в том числе при повреждении или уничтожении зеленых насаждений в случаях санитарных рубок и реконструкции зеленых насаждений, тогда как в административном иске прокурор указывает о нарушении законных интересов Дубниковского сельского поселения, ссылаясь лишь на недополучение доходов в бюджет Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района.

Кроме того, положениями ст.ст. 5, 9, 11 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории МО «Дубниковское сельское поселение» предусмотрено также возмещение стоимости повреждаемых или уничтожаемых зеленых насаждений в натуральной форме путем проведения компенсационного озеленения, при котором денежные средства в размере компенсационной стоимости в бюджет муниципального образования не перечисляются.

Из представленной прокурором справки, выданной старшим оперуполномоченным ГЭБиПК МО МВД России «Сернурский», также следует, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по материалу проверки о злоупотреблении главы Дубниковской сельской администрации Лебедевой Е.А. должностными полномочиями в части выдачи разрешений на вырубку зеленых насаждений точная сумма ущерба, кому причинен ущерб действиями главы администрации, наличие в действиях Лебедевой Е.А. корыстной или иной личной заинтересованности, а также существенность (сумма ущерба) нарушенных прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства не установлены, в связи с отсутствием в действиях главы администрации Лебедевой Е.А. признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства правовая заинтересованность Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в защите своих прав, свобод и законных интересов не установлена, напротив, представитель заинтересованного лица Токтарова А.Е. отрицает факт нарушения оспариваемыми действиями их прав и законных интересов.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, поскольку на момент рассмотрения дела оспариваемыми прокурором действиями Дубниковской сельской администрации при издании распоряжения от 07 октября 2020 года «О разрешении на вырубку деревьев» права, свободы и законные интересы Дубниковского сельского поселения Сернурского муниципального района Республики Марий Эл не нарушены и иным образом не затронуты, неблагоприятные последствия для указанного лица фактически не наступили, заявленные требования на восстановление каких-либо прав Дубниковского сельского поселения не направлены, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по административному делу в соответствии со ст. 225 Кодекса административного судопроизводства РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 225 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сернурского района Республики Марий Эл к Дубниковской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о признании действий при издании распоряжения незаконными, возложении обязанности прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                           Д.Г. Попова

2а-194/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сернурского района
Ответчики
Дубниковская сельская администрация Сернурского муниципального района РМЭ
Другие
Байков Валерий Макарович
Собрание депутатов муниципального образования "Дубниковское сельское поселение"
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на сайте суда
sernursky.mari.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация административного искового заявления
29.06.2021Передача материалов судье
30.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
06.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее