№
№ г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ. Подольский ФИО4 суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Митрофановой Т.Н.
при секретаре ФИО5
с участием прокурора ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к ФИО3 о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
ФИО10, уточнив свои требования, обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании денежных средств, полученных в качестве выплат компенсации депутатской деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>
Свои требования мотивирует тем, что решением ФИО2 <адрес> Подольск от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» установлена компенсация депутатской деятельности ФИО2 ФИО2 <адрес> <адрес>, в том числе осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком в качестве выплат компенсации депутатской деятельности получены денежные средства в размере <данные изъяты>. Решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» признано недействующим со дня принятия. При таких обстоятельствах с ответчика подлежит взысканию неосновательное обогащение.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик – ФИО3 в судебное заседание явился, иск не признал.
Третье лицо - представитель ФИО11 в судебное заседание не явился, письменно просил дело рассмотреть в их отсутствие, представлены возражения.
Третье лицо - представитель ФИО12 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) гарантии осуществления полномочий ФИО2, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Основы гарантий осуществления полномочий ФИО2 ФИО2 муниципальных образований <адрес> закреплены в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях осуществления полномочий ФИО2 ФИО2 муниципальных образований <адрес>, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>».
Согласно части 1 статьи 4 названного <адрес> ФИО2, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, производится возмещение расходов, связанных с осуществлением их полномочий, в размере, установленном муниципальными правовыми актами.
В судебном заседании установлено:
Решением ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» установлена компенсация депутатской деятельности ФИО2 ФИО2 ФИО14, в том числе осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, в кратности к должностному окладу специалиста <данные изъяты>-ой категории в органах государственной власти <адрес> с коэффициентом <данные изъяты>.
Решением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение ФИО2 <адрес> Подольск от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» признано недействующим со дня принятия.
Решением ФИО15 области от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № оставлено без изменения.
Согласно сведениям Совета Депутатов ФИО16 за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. на выплату компенсации депутатской деятельности было профинансировано из бюджета ФИО4 <адрес> <данные изъяты>
Согласно решению Избирательной комиссии муниципального образования «ФИО4 <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО3 зарегистрирован ФИО2 ФИО2 <адрес> <адрес>
В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 в качестве выплат компенсации депутатской деятельности получил денежные средства на общую сумму <данные изъяты>.
При этом ответчик пояснил, что денежные средства выплачены ему для осуществления депутатской деятельности, а не как вознаграждение,
являются денежной компенсацией.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ ФИО2, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1).
Гарантии осуществления полномочий ФИО2, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Основы гарантий осуществления полномочий ФИО2 ФИО2 муниципальных образований <адрес>, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107/2009-03 «О гарантиях осуществления полномочий ФИО2 ФИО2 муниципальных образований <адрес>, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>».
Согласно части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107/2009-03 ФИО2, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, производится возмещение расходов, связанных с осуществлением их полномочий, в размере, установленном муниципальными правовыми актами.
В силу части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 107/2009-03 ФИО2, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, в случаях и порядке, предусмотренных уставом, иными нормативными правовыми актами муниципального образования, могут быть предоставлены:
- возможность повышения квалификации, переподготовки;
- бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси) в пределах муниципального образования либо компенсация за проезд;
- служебный автотранспорт для осуществления полномочий;
- служебный телефон (на срок осуществления полномочий);
- иные гарантии, предусмотренные уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами <адрес>.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно пункту 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда ФИО2, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» принято ФИО2 <адрес> <адрес> в рамках осуществления своих полномочий и было обусловлено тем, что при осуществлении ФИО2 ФИО2 <адрес> Подольск своих полномочий, включая осуществление прав и исполнение обязанностей, каждый из ФИО2 ежедневно несет расходы, включая транспортные расходы, канцелярские расходы, расходы на почтовую, мобильную и стационарную связь, расходы на помощников и иные расходы - для участия в заседаниях ФИО2, участия в работе комиссий ФИО2, в работе исполнительных органов местного самоуправления (администрации города), а также регулярного приема избирателей. Кроме того, многие из ФИО2 ФИО2 <адрес> добровольно, исходя из своих внутренних побуждений, выполняют дополнительные несвойственные представительному (законодательному) органу функции - контролируют выполнение органами исполнительной власти наказов избирателей, включая ремонт дорог и придомовых территорий, установку детских площадок, уличного освещения и иного благоустройства, за свой счет и своими силами помогают, в том числе материально, малообеспеченным и незащищенным слоям населения, инвалидам, многодетным и неблагополучным семьям, за свой счет принимают участие в поздравлениях ветеранов и иных лиц на своем избирательном округе.
Помимо этого, ответчиком представлено именное благодарственное письмо походного ФИО17 за оказанную поддержку боеспособности <данные изъяты> батальона территориальной обороны казачьей национальной гвардии ФИО18
Компенсация указанных расходов была направлена на сохранение гарантий представительных функций ФИО2, сохранение независимости и самостоятельности их действий в рамках исполнения своих обязанностей, как народных избранников, действующих исключительно в интересах муниципального образования и населения, предусмотренную статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Учитывая важность установления гарантий независимости статуса ФИО2 муниципального законодательного органа, выплата компенсации расходов ФИО2 в размере кратности к должностному окладу специалиста <данные изъяты>-ой категории в органах государственной власти <адрес> с коэффициентом <данные изъяты> была определена органом местного самоуправления, как допустимый и справедливый способ компенсации расходов каждого из ФИО2, не противоречащий Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Установление компенсации расходов ФИО2 в размере кратности к должностному окладу специалиста <данные изъяты>-ой категории в органах государственной власти <адрес> с коэффициентом <данные изъяты> не имеет признаков недобросовестности со стороны ФИО2, злоупотребления ФИО2 своими полномочиями, а также признаков нарушения баланса социально значимых интересов, целей и задач предоставления ФИО2 гарантий за счет бюджета.
Как следует из отзыва ФИО2 <адрес> Подольск, финансирование расходов из бюджета ФИО4 <адрес> Подольск на компенсацию депутатской деятельности ФИО2 ФИО2 <адрес> Подольск производилось по классификации согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» по элементу вида расходов 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты груда государственных (муниципальных) органов лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий», в котором отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами выплаты физическим динам, привлекаемым государственными (муниципальными) органами для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними служебных контрактов или договоров гражданско-правового характера, в том числе расходы на выплаты присяжным и арбитражным заседателям, свидетелям и иным лицам, привлекаемым уполномоченными органами для участия в судебном разбирательстве, гражданам при их призыве на военные сборы, а также на выплату возмещений и компенсаций ФИО2 представительных органов субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, для которых депутатская деятельность не является основной.
Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении порядка применения классификации операций сектора государственного управления» применялась подстатья 226 «Прочие работы, услуги», к которой относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, в том числе выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью ФИО2 законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной.
Таким образом, предусмотренные решением ФИО2 <адрес> Подольск от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» компенсационные выплаты ФИО2 имеют особую правовую природу, не являются ни заработной платой или иным денежным вознаграждением, ни компенсацией фактически понесенных расходов, возмещение которых осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» с предоставлением первичных документов.
Кроме того, заслуживает внимания довод ФИО19 о том, что на протяжении действия решения ФИО2 <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсации депутатской деятельности» осуществлялся контроль за расходованием бюджетных средств многочисленными органами, в том числе ФИО20 и ФИО21, которыми в части оспариваемых выплат каких-либо нарушений выявлено не было.
Из системного толкования статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для взыскания неосновательного обогащения необходимо установить наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения (приобретение либо сбережение ответчиком имущества без законных оснований) за счет истца, размер данного обогащения, определяемый с разумной степенью достоверности, а также отсутствие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения.
Доводы истца о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения в связи с тем, что решением <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение ФИО2 <адрес> Подольск от ДД.ММ.ГГГГ. № «О компенсации депутатской деятельности» признано недействующем со дня принятия, являются несостоятельными, поскольку отмена решения ФИО2 <адрес> Подольск от ДД.ММ.ГГГГ. № имело место только ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу решения Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ что свидетельствует об отсутствии оснований считать, что в юридически значимый период, предъявленный прокурором ко взысканию, оснований для выплаты компенсации ФИО2 не имелось и выплаты компенсаций осуществлялись ФИО2 при наличии незаконных оснований или отсутствии каких-либо законных оснований.
Напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что решение ФИО2 <адрес> Подольск от ДД.ММ.ГГГГ. № «О компенсации депутатской деятельности» с момента принятия и до его отмены решением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. являлось действующим нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░22 ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░. ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░