Председательствующий по делусудья Рыбаков В.А. Дело № 33-2295/2024 1 инстанция № 2-3128/2023УИД 75RS0001-02-2023-003252-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи     Трифонова В.А.,

судей                     Алёкминской Е.А., Комковой С.В.,

при секретаре                 Максимовой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 09 июля 2024 г. гражданское дело по иску Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству к ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края, ООО «Строй-Престиж» об обязании принять меры по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов,

по апелляционным жалобам представителя ответчика ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края Дремина А.О., представителя ответчика ООО «Строй-Престиж» Федорченко Е.А.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 21 июля 2023 г., которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика», Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Престиж» в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу компенсировать причиненный водным биологическим ресурсам вред при осуществлении деятельности по объекту: «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1-я очередь)» путем выпуска молоди пеляди навеской не менее 1,0 гр. в количестве 322560 экземпляров в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. <Дата> по результатам рассмотрения заявки ООО «Строй-Престиж», проектной документации Ангаро-Байкальским территориальным управлением выдано положительное заключение о согласовании осуществления деятельности по объекту «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1-я очередь)» при условии обязательного выполнения природоохранных мероприятий, а именно компенсационных мероприятий по восстановлению водных биологических ресурсов в виде искусственного воспроизводства и выпуска подращенной до навески 1,0 гр. молоди пеляди в количестве 322 560 экземпляров в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края. В соответствии с указанным заключением при реализации проектируемой деятельности водным биологическим ресурсам и среде их обитания будет причинен ущерб, который в натуральном выражении составит 0,6084 тонн рыбы. Вред водным биологическим ресурсам будет нанесен по следующим позициям: гибель и нарушение жизненно-важных функций кормовых организмов зообентоса и зоопланктона на участке работ в русле реки и в зоне повышенной мутности ниже участков проектируемых работ; нарушение условий нереста и нагула молоди фитофильных видов рыб в пойме водотока; снижение рыбопродуктивности водотока в результате потери части стока с деформированной водосборной площади. Ответчиками в нарушение положений действующего законодательства меры к исполнению обязательств по компенсации причиненного вреда среде обитания водных биологических ресурсов не предприняты, соответствующий выпуск определенного вида рыб не произведен. Указывая на то, что в результате непринятия мер по искусственному воспроизводству водных биоресурсов нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении охраны, воспроизводства, рационального использования водных биоресурсов, в целях поддержания их биологического разнообразия, а также охраны среды их обитания, истец просил суд обязать ответчиков в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу компенсировать причиненный водным биологическим ресурсам вред при осуществлении деятельности по объекту: «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 очередь)» путем выпуска молоди пеляди навеской не менее 1,0 гр. в количестве 322 560 экземпляров в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края (т.1 л.д. 5-11).

Судом постановлено приведенное выше решение (т.1 л.д.155-158).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края Дремин А.О. просил решение суда отменить с принятием по делу нового решения. В обоснование доводов жалобы ссылался на государственный контракт, заключенный <Дата> с ООО «Строй-Престиж» по объекту: «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 очередь)» со сроком выполнения <Дата>, согласно пункту 5 которого генеральный подрядчик обязан самостоятельно осуществить мероприятия для компенсации ущерба рыбному хозяйству. Ангаро-Байкальское территориальное управление взаимодействовало непосредственно с ООО «Строй-Престиж», которому выдавались все разрешающие документы. ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края каких-либо обязательств на себя не принимало, документов с территориальным управлением не подписывало. Возложенная на территориальное управление обязанность по контролю за работами, выполняемыми ООО «Строй-Престиж», должным образом исполнена не была. Обратил внимание, что на основании решения арбитражного суда учреждение выплатило ООО «Строй-Престиж» денежные средства по заключенному контракту. Территориальное управление знало об исполнении контракта и обязательств, которые ООО «Строй-Престиж» должно было выполнить в период с <Дата> г., следовательно, в данном деле применим срок исковой давности, об истечении которого было заявлено в ходе рассмотрения дела. Вместе с тем данное обстоятельство своего отражения в обжалуемом решении не нашло (т.1 л.д. 166-167).

В апелляционной жалобе ООО «Строй-Престиж представитель по доверенности Федорченко Е.А. просил об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утвержденного Президиумом 04.03.2015, указал, что поскольку иск был заявлен из правоотношений, возникших в связи с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности, спор в данном случае подведомственен арбитражному суду, что соответствует позиции, отраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации № 306-ЭС15-10433. Указал, что государственный контракт был заключен ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края (заказчик) с ООО «Строй-Престиж» (генеральный подрядчик) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и на основании постановления Губернатора Забайкальского края в интересах публичного образования Забайкальского края. Бюджетные ассигнования на капитальное строительство объекта «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 очередь)» в 2014, 2015, 2016 гг. предусмотрены не были. Решением Арбитражного суда Забайкальского края требования общества о взыскании с Забайкальского края задолженности по государственному контракту удовлетворены. С учетом изложенного, по мнению представителя, ГКУ «Служба единого заказчика» является ненадлежащим ответчиком в рамках данного дела. При этом надлежащий ответчик судом не установлен, к участию в деле не привлечен. Обратил внимание, что в материалы дела не представлены доказательства принятия ГКУ «Служба единого заказчика» работ от ООО «Строй-Престиж» по компенсации ущерба рыбному хозяйству, а также доказательства оплаты указанной компенсации. Обязанность по возмещению вреда за счет собственных средств Общества из договорных правоотношений не следует, отсутствие финансирования в 2014-2016 гг. из бюджета Забайкальского края подтверждено материалами арбитражного дела. Поскольку исполнение государственного контракта осуществлялось на условиях софинансирования, а бюджетные обязательства федерального бюджета исполнены в полном объеме, финансирование компенсации ущерба рыбному хозяйству должно осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края, что также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края (т.2 л.д. 6-9).

В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края представитель истца Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Гармаев Р.В. просил решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность приведенных в жалобе доводов (т. 1 л.д. 205).

Представитель ответчика ГКУ «Служба единого заказчика Забайкальского края», надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не заявил.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав явившиеся стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений, влекущих отмену либо изменение постановленного судебного акта, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации).

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовстство) в лице территориальных органов в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384.

На территории Забайкальского края данное согласование осуществляет Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (АБТУ Росрыболовстства).

Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах водоохраной зоны водного объекта, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, обязаны согласовать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства.

Согласно части 3 статьи 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт «б»); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «ж»); проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «з»).

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (пункт 4 Положения №380).

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» настоящего Положения (пункт 5 Положения №380).

В силу пункта 6 Положения №380 при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.

Согласно пункту 7 Положения №380 мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В соответствии с частями 1, 6 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов может осуществляться на основании государственных контрактов либо на основании договоров по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с планами искусственного воспроизводства, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства.

Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «б» пункта 2 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2014 № 99, искусственное воспроизводство водных биоресурсов включает, в том числе, выращивание молоди (личинок) водных биоресурсов, полученной из половых продуктов (икры, молок (спермы) особей, достигших половой зрелости, содержащихся в реестре ремонтно-маточных стад либо добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), с их последующим выпуском в водные объекты рыбохозяйственного значения.

Искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 3 Правил № 99).

Порядком подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2014 года №395, предусмотрено, что подготовку и утверждение планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов осуществляет Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы.

Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству утверждает планы для юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство без предоставления водных биоресурсов в пользование в целях осуществления искусственного воспроизводства за счет собственных средств и компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в случае согласования указанной деятельности соответствующими территориальными органами Федерального агентства по рыболовству (пункт 5 названного порядка).

В планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (пункт 6 названного порядка).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в целях ликвидации последствий, возникших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, на основании постановления Губернатора Забайкальского края № 49 от 04.09.2014 «О введении на территории Приаргунского района режима чрезвычайной ситуации», <Дата> между ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края (заказчик) и ООО «Строй-Престиж» (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт -ЧС, предметом которого являлось выполнение работ по строительству объекта «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь)». Срок окончания работ в соответствии с пунктом 4.1 контракта установлен <Дата> (т.1 л.д. 67-78).

Согласно пункту 5.1.11 контракта генеральный подрядчик в числе прочего принял на себя обязательства по осуществлению мероприятий для компенсации ущерба рыбному хозяйству. В свою очередь, заказчик обязался принять и оплатить работы, выполненные генеральным подрядчиком в порядке, предусмотренном контрактом, а также других видов работ в соответствии со сводным сметным расчетом (подпункт 5.2.3 контракта).

В соответствии с расчетом стоимости контракта (приложение № 2 к контракту) в расчет включена, в том числе компенсация ущерба рыбному хозяйству общей сметной стоимостью <данные изъяты> тыс. руб. (т.1 л.д.79-81).

Из материалов дела также следует, что проект по объекту строительства «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь)» <Дата> направлен ООО «Строй-Престиж» на согласование в Забайкальский территориальный отдел контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (т.1 л.д. 56).

По результатам рассмотрения указанной заявки, проектной документации, <Дата> Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства выдано заключение, согласно которому строительство предполагается осуществить в два этапа. Первый этап – крепление берега, строительство перемычек по руслам, второй этап – строительство противоэрозионных сооружений. Участок работ расположен у села <адрес>, по которой проходит государственная граница с КНР. На основании ГОСТ 17.12.04-77 «Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов» и приказа Росрыболовства № 818 от 17.09.2009 рекомендуется отнести водоток Аргунь к рыбохозяйственным водоемам высшей категории.

Оценка воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания обоснована и произведена с учетом рыбохозяйственной характеристики водоема и технологических работ в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166. В результате воздействия данных факторов будет нанесен ущерб водным биологическим ресурсам водотоков по следующим позициям:

- гибель и нарушение жизненно-важных функций кормовых организмов зообентоса и зоопланктона на участке работ в русле реки и в зоне повышенной мутности ниже участков проектируемых работ;

- нарушений условий нереста и нагула молоди фитофильных видов рыб в пойме водотока;

- снижение рыбопродуктивности водотока в результате потери части стока с деформированной водосборной площади.

При выполнении природоохранных мероприятий, перечисленных в материалах проекта, технологии и сроков проведения работ, предусмотренных в документации, в натуральном выражении величина разового вреда, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, составит 0,6084 тонн рыбы. Расчет средств, необходимых для проведения восстановительных мероприятий выполнен на примере искусственного воспроизводства и выпуска молоди пеляди, подращенной до навески 1,0 гр. в количестве 322560 экземпляров. Ориентировочные затраты на проведение данного восстановительного мероприятия составят 1100,0 тыс. рублей в ценах 2015 г. без НДС.

В качестве восстановительных мероприятий в соответствии с перспективным планом воспроизводства водных биоресурсов Байкальского региона и их приоритетностью, в заключении рекомендован выпуск молоди пеляди, подращенной до навески 1,0 гр. в Ивано-Арахлейские озера. Ущерб может быть компенсирован только специальными рыбоводномелиоративными мероприятиями, восполняющими потери естественной рыбопродуктивности водоемов за счет зарыбления их полодью промысловых, в том числе ценных видов рыб, выращенных на рыбоводных предприятиях, или за счет мелиоративных работ, повышающих продуктивность нерестово-выростных или нагульных угодий.

С учетом приведенного Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства согласовано осуществление деятельности по объекту «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь строительства)» продолжительностью 12 месяцев при обязательном выполнении природоохранных мероприятий и предусмотренных в заключении условий (т.1 л.д. 50-55).

Из материалов дела также следует, что <Дата> Забайкальским территориальным отделом контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства в адрес ООО «Строй-Престиж» направлена претензия, согласно которой ущерб, нанесенный водным биологическим ресурсам при реализации проекта «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь строительства)» не компенсирован. Предложено предоставить информацию о сроках осуществления мероприятий по компенсации причиненного ущерба, в течение 30 дней с момента получения претензии направить заявление об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в пользование, подтверждающее намерение компенсировать ущерб (т.1 л.д. 63-64).

<Дата> Забайкальским территориальным отделом направлен запрос в адрес ГКУ «Служба единого заказчика» о предоставлении информации об исполнителе работ по проекту «Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь строительства)» с приложением государственного контракта и других документов, подтверждающих выполнение работ (т.1 л.д. 65).

Согласно ответу ГКУ «Служба единого заказчика» от <Дата> завершение строительства объекта оформлено актом приемки формы КС-11 от <Дата>, получено разрешение на ввод в эксплуатацию от <Дата>, сумма контракта составила <данные изъяты> руб., по актам приемки КС-2, КС-3 принято к оплате <данные изъяты> руб. (т.1 л.д. 66).

<Дата> Забайкальским территориальным отделом в адрес ГКУ «Служба единого заказчика» направлена претензия, в которой предложено в течение 30 дней с момента ее получения направить заявление об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в пользование, подтверждающее намерение компенсировать ущерб (т.1 л.д. 57-58).

Согласно ответу ГКУ «Служба единого заказчика» от <Дата>, генеральным подрядчиком по заключенному государственному контракту выступало ООО «Строй-Престиж». Пунктом 4 сводного сметного расчета стоимости контракта, расходы на компенсацию ущерба рыбному хозяйству при реализации проекта в сумме <данные изъяты> тыс.руб. были предусмотрены и их своевременная оплата являлась обязанностью генерального подрядчика (т.1 л.д. 59).

Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязательств по компенсации причиненного среде обитания водных биологических ресурсов вреда, Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в суд с указанным иском.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиками предусмотренные заключением о согласовании осуществления деятельности от <Дата> компенсационные мероприятия не проведены. При этом, ООО «Строй-Престиж» произведены все согласованные государственным контрактом работы от <Дата> -ЧС работы, а ГКУ «Служба единого заказчика» произведена оплата по государственному контракту.

Оценивая указанные выводы суда с учетом доводов, приведенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

Согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (часть 1).

Вред окружающей среде причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (часть 2 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

В пункте 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац 1 статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края Дремин А.О. просил решение суда отменить с принятием по делу нового решения. В обоснование доводов жалобы ссылается на государственный контракт, заключенный <Дата> с ООО «Строй-Престиж» по объекту: «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 очередь)» со сроком выполнения <Дата>, согласно пункту 5 которого генеральный подрядчик обязан самостоятельно осуществить мероприятия для компенсации ущерба рыбному хозяйству. Ангаро-Байкальское территориальное управление взаимодействовало непосредственно с ООО «Строй-Престиж», которому выдавались все разрешающие документы. ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края каких-либо обязательств на себя не принимало, документов с Территориальным управлением не подписывало.

Судебная коллегия соглашается с выводом истца о том, что возложенная на ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края обязанность по контролю за работами, выполняемыми ООО «Строй-Престиж», должным образом исполнена не была. В силу муниципального контракта, заказчик обязан произвести приемку и оплату работ, выполненных генподрядчиком в порядке, предусмотренном контрактом, а также других видов работ в соответствии со сводным сметным расчетом. Осуществить контроль за строительством объекта, объемом, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ.

Согласно главы 5 контракта (обязательства генподрядчика), последний принял на себя, в том числе, следующие обязательства: разработать и согласовать в течение 10 дней в установленном порядке проекты производства работ. Осуществить мероприятия для компенсации ущерба рыбному хозяйству.

За указанными работами, выполняемыми ООО «Строй-Престиж», ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края в силу контракта, обязана была осуществлять контроль, чего сделано не было, в связи с чем мероприятия для компенсации ущерба рыбному хозяйству, на которые согласно контракту были выделены денежные средства в размере 107, 56 тыс. руб. осуществлены не были.

С учетом изложенного, в силу ст.1080 ГК РФ, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49, лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший.

Доказательств того, то подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания, не предоставлено.

Довод жалобы о том, что на основании решения арбитражного суда учреждение выплатило ООО «Строй-Престиж» денежные средства по заключенному контракту, отклоняется, так как помимо оплаты работ, исполненных по заключенному контракту, ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края в силу контракта, обязана была осуществлять контроль за исполнением работ по контракту подрядчиком.

Довод о том, что Территориальное управление знало об исполнении контракта и обязательств, которые ООО «Строй-Престиж» должно было выполнить в период с <Дата> гг., следовательно, в данном деле применим срок исковой давности, об истечении которого было заявлено в ходе рассмотрения дела, данное обстоятельство своего отражения в обжалуемом решении не нашло, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет (пункт 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, пункт 42 пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").

Следовательно, по настоящему спору двадцатилетний срок исковой давности по требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания, не истек.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 даны разъяснения, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 ФЗ "Об охране окружающей среды").

Охрана окружающей среды при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, базируется на принципах сформулированных в статье 3 ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды.

Согласно заключения по объекту «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 очередь) оценка воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания обоснована и произведена с учетом рыбохозяйственной характеристики водоема и технологии работ в соответствии с «Методикой исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» (приказ Росрыболовства от 25.11.2022 №1166). В результате воздействия данных факторов указано о том, что будет нанесен ущерб водным биологическим ресурсам водотоков по следующим позициям:-гибель и нарушение жизненно важных функций кормовых организмов зообентоса и зоопланктона на участке работ в русле реки и в зоне повышенной мутности ниже участков проектируемых работ:-нарушение условий нереста и нагула молоди фитофильных видов рыб в пойме водотока;-снижение рыбопродуктивности водотока в результате потери части стока с деформированной водосборной площади. При выполнении природоохранных мероприятий, перечисленных в материалах проекта, технологии и сроков проведения работ, предусмотренных в документации, в натуральном выражении величина разового вреда, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания составит 0,6084 т. рыбы (т.1, л.д.53).

При этом с учетом принципов природоохранного законодательства, презюмируется неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на среду обитания, в том числе диких животных, водным объектам, фауне и флоре, критерии определения которого установлены законодательно.

Довод апелляционной жалобы ООО «Строй-Престиж» о том, что иск был заявлен из правоотношений, возникших в связи с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности, спор в данном случае подведомственен арбитражному суду, государственный контракт был заключен ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края (заказчик) с ООО «Строй-Престиж» (генеральный подрядчик) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и на основании постановления Губернатора Забайкальского края в интересах публичного образования – Забайкальского края, отклоняется. К исключительной подсудности арбитражных судов иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, не относятся, спорные правоотношения по своей правовой природе не носят корпоративный характер, не связаны с предпринимательской деятельностью, а возникли именно в связи с причиненным вредом окружающей природной среде. Вопреки доводам жалобы, иной подход к решению вопроса о подсудности дела, противоречил бы общему принципу разграничения юрисдикционных полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, согласно которому в основе данного разграничения должны быть заложены критерии характера спора и его субъектного состава, применяемые в совокупности. Кроме того, доводы жалобы о нарушении подсудности при рассмотрении настоящего спора несостоятельны, ссылка на судебную практику является несостоятельной, поскольку в суде первой инстанции соответствующее ходатайство не заявлялось.

Довод жалобы о том, что бюджетные ассигнования на капитальное строительство объекта «Стабилизация русловых процессов р.Аргунь (1 очередь)» в <Дата> гг. предусмотрены не были, отклоняется, как не являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу. Муниципальный контракт был заключен. Решением Арбитражного суда Забайкальского края требования Общества о взыскании с Забайкальского края задолженности по государственному контракту удовлетворены.

Довод жалобы о том, что ГКУ «Служба единого заказчика» является ненадлежащим ответчиком в рамках данного дела, надлежащий ответчик судом не установлен, к участию в деле не привлечен, отклоняется. ГКУ «Служба единого заказчика» является стороной муниципального контракта, неисполнение которого и заключения по объекту о░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░.░.149). ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>. ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ «░░░░░-░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,0 ░░. ░ ░░░░░░░░░░ 322 560 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 19 ░░░░ 2024 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                        ░.░.░░░░░░░░

░░░░░:                                     ░.░.░░░░░░░░░░░

                                        ░.░.░░░░░░░

33-2295/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ангаро Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчики
ГКУ Служба единого заказчика Забайкальского края
ООО Строй Престиж
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Комкова Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
14.06.2024Передача дела судье
09.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Передано в экспедицию
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее