Строка статотчета 075, г/п 150 =00
Судья: Сафонов Р.С. Дело № 33-6525/2019 6 ноября 2019 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.
судей Гулевой Г.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1330/2019 по исковому заявлению Тюрина Александра Анатольевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, предпринимательской деятельности и вынести новое решение, по апелляционной жалобе представителя Тюрина Александра Анатольевича по доверенности Головиной Т.А. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Тюрин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (далее – Управление) о признании незаконным решения от 25 октября 2017 года № 1335 в части отказа в назначении пенсии, возложить на пенсионный орган обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 21 октября 1989 года по 13 ноября 1989 года, с 6 мая 1991 года по 13 мая 1991 года, с 27 марта 1995 года по 31 марта 1995 года, включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период <данные изъяты> с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, включить в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период <данные изъяты> с 1 января 2017 года по 15 мая 2017 года, вынести новое решение о назначении пенсии с учётом суммирования периодов работы, сославшись на то, что 16 мая 2017 года он обращался к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, оспариваемым решением ему отказано в назначении пенсии ввиду недостаточности стажа работы в особых условиях труда и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; при этом пенсионный орган не включил в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период <данные изъяты>. В качестве <данные изъяты> он был зарегистрирован 17 февраля 2009 года на территории города Архангельска, оказывает транспортные услуги и продолжает вести <данные изъяты>. Он производил уплату налогов и страховых взносов в установленные сроки, в установленном размере.
В судебном заседании представитель Тюрина А.А. по доверенности Головина Т.А. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель Управления Долгобородова А.А. иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие Тюрина А.А.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 июня 2019 года Тюрину А.А. отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, предпринимательской деятельности и вынесения нового решения.
С данным решением суда не согласилась представитель Тюрина А.А. по доверенности Головина Т.А., в поданной апелляционной жалобе она просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда обстоятельствам дела; неправильного применения норм материального права и принять по делу новое судебное решение с учетом включения спорных периодов, мотивируя это тем, что нельзя согласиться с выводами суда о том, что решение Управления об отказе в назначении пенсии не относится к тем решениям, которые возможно обжаловать в суде. Так, вопреки доводам суда первой инстанции из ст.ст. 3, 11 и 12 ГК РФ, п.п. 20, 21 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 7 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П следует, что решение УПФ РФ может быть обжалованы в суде в соответствии Федеральными законами № 400-ФЗ и № 173-Ф3. Решение Управления об отказе в назначении пенсии нарушает имущественные права истца, в частности, неправильный расчет стажа ответчиком уменьшает размер выплачиваемой пенсии по старости. Кроме того, нельзя согласиться с выводами суда о том, что <данные изъяты> в период обучения в Архангельской мореходной школе Северного морского пароходства, периоды работы в <данные изъяты>, <данные изъяты> в ОАО «Северное морское пароходство» не включаются в стаж работы с особыми условиями труда по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это полностью соответствует п. «в» ст. 1 Закона Союза Советских Социалистических Республик от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», действовавшего в спорный период. Следовательно, период <данные изъяты> в период обучения истца в Архангельской мореходной школе Северного морского пароходства может быть засчитан в стаж работы с особыми условиями труда, поскольку в этот период он проходил обучение по работе, которая относиться к льготным работам. Периоды работы истца в <данные изъяты> с 6 мая 1991 года по 13 мая 1991 года, пребывание на курсах повышения квалификации в период работы <данные изъяты> в Северном морском пароходстве, также подлежат включению в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, календарно. Такая деятельность проходила в городе Архангельске и такие периоды были связаны с работой истца по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс, а также проходил обучение по специальности, которая относиться к плавсоставу, и перевода на другую работу не было, в связи с этим данные периоды подлежат включению в специальный стаж. Также суд первой инстанции, отказывая во включении в страховой стаж и стаж периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периодов его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не учел фактические обстоятельства дела. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация <данные изъяты> осуществляется по месту его жительства. Постановка на учет индивидуального предпринимателя налоговыми органами также производится по месту его жительства (пункт 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации). Местом жительством истца является муниципальное образование «Город Архангельск», в связи с этим постановка на учет Тюрина А.А. была осуществлена Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Архангельску. Из представленного суду договора аренды транспортного средства с экипажем от 1 января 2015 года № 36 следует, что истец предоставил арендатору транспортное средство и услуги по управлению указанным транспортным средством на территории города Северодвинска. Муниципальное образование «Северодвинск» относится к районам Крайнего Севера. В этой связи в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года (1 год 1 день) и с 1 января 2017 года по 15 мая 2017 года (4 месяца 15 дней) истец осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в районе Крайнего Севера. Кроме того, в материалы дела представлены оригиналы квитанций об уплате страховых взносов с 2009 года по 2018 год, которые являются доказательством того, что в указанные периоды истец осуществлял предпринимательскую деятельность по оказанию транспортных услуг, производил уплату налогов и необходимых взносов в установленные сроки и в размерах, определенных законом. Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа во включении в стаж периодов работы истца в качестве индивидуального предпринимателя. В доводах апелляционной жалобы также указывает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ досрочная пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. При суммировании стажа согласно Правилам истец приобрел право на досрочную пенсию по достижении им возраста <данные изъяты>, поскольку на период подачи заявления в УПФ РФ специальный стаж был выработан, и действовала предыдущая редакция Федерального закона № 400-ФЗ. Однако в решении Управления от 25 октября 2017 года № 1335 указано, что истец может обратиться за назначением пенсии только по достижении им возраста <данные изъяты>, хотя назначение истцу досрочной страховой пенсию по старости должно было быть установлено к возрасту <данные изъяты>, которых он достигнет <данные изъяты>.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Свиридова И.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Как установлено судом, Тюрин А. А., родившийся <данные изъяты>, работал в Северном морском пароходстве (в настоящее время – открытое акционерное общество «Северное морское пароходство») в период с 20 октября 1989 года по 27 октября 1997 года.
17 февраля 2009 года Тюрин А. А. зарегистрировался в качестве <данные изъяты>.
16 мая 2017 года он обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако указанная пенсия ему не была назначена.
В качестве основания для отказа в решении ответчика от 25 октября 2017 года № 1335 указано на недостаточность стажа работы с особыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пунктам 1, 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающего право на снижение на 5 лет возраста, при достижении которого назначается страховая пенсия по старости.
Исходя из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25 октября 2017 года № 1335 (с изменениями), страховой стаж истца был определён продолжительностью 28 лет 10 месяцев 29 дней (с учётом полуторного исчисления периодов работ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 01 января 2002 года согласно ранее действующему законодательству), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, <данные изъяты> 12 лет 1 месяц 27 дней. Суммированный стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пунктам 1, 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», был установлен продолжительностью 9 лет 11 месяцев 25 дней (с учётом полуторного исчисления периодов работ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 01 января 2002 года согласно ранее действующему законодательству).
Из подсчёта стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исключены оспариваемые истцом периоды работы в открытом акционерном обществе «Северное морское пароходство» с 6 мая 1991 года по 13 мая 1991 года, с 27 марта 1995 года по 31 марта 1995 года. Период <данные изъяты> с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года не включён в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Оспариваемые истцом периоды с 21 октября 1989 года по 13 ноября 1989 года, с 1 января 2017 года по 15 мая 2017 года не включены ни в один из видов стажа.
Отказывая Тюрину А.А. в удовлетворении иска, суд пришел к правильному выводу об отсутствии для этого правовых и фактических оснований.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
В статье 3 этого же Федерального закона определено, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
На основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Статьёй 14 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).
Согласно пункту 2 Правил № 516 при досрочном назначении гражданам пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) с периодами подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, периодами работ с тяжёлыми условиями труда.
В силу пунктов 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объёмов производства, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.
Действительно, из буквального толкования нормы пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что плавсостав судов морского и речного флота, флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочное назначение пенсии независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, приём готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Но следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (далее – Указание № 1-28-У) в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, определено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Согласно сведениям из трудовой книжки Тюрина А.А., архивной справки от 5 мая 2013 года № 40-407, выданной открытым акционерным обществом «Северное морское пароходство», 20 октября 1989 года Тюрин А. А. был принят <данные изъяты> в Северное морское пароходство. С 21 октября 1989 года по 13 ноября 1989 года ему предоставлялся отпуск с оплатой за Архангельскую мореходную школу. По окончании отпуска 14 ноября 1989 года он был направлен на работу <данные изъяты> на суда «Плесецк», «Влас Ничков». В период с 6 мая 1991 года по 13 мая 1991 года он работал на берегу в <данные изъяты>, а с 27 марта 1995 года по 31 марта 1995 года находился на <данные изъяты> с выплатой среднемесячной заработной платы.
По делу видно, что до начала обучения на <данные изъяты> и после их окончания истец находился в отпусках без сохранения заработной платы.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов суд обоснованно установил, что до начала отпуска за Архангельскую мореходную школу истец не был занят на работах в должности <данные изъяты> на морском судне (отпуску предшествует неоформленный день 20 октября 1989 года). Периоду обучения на <данные изъяты> работа Тюрина А.А. с особыми условиями труда также не предшествует, за периодом <данные изъяты> работа Тюрина А.А. с особыми условиями труда не следует. Следовательно, поскольку отпуск за Архангельскую мореходную школу непосредственно не следует за работой в <данные изъяты> судов морского флота, период <данные изъяты> не примыкает к периодам льготной работы, в силу Указания № 1-28-У периоды с 21 октября 1989 года по 13 ноября 1989 года и с 27 марта 1995 года по 31 марта 1995 года суд правомерно отказал в удовлетворении требования о включении указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (на основании Указания № 1-28-У к стажу на соответствующих видах работ возможно приравнять период отпуска, предоставленный после окончания рейса, а не перед началом плавания).
Вполне обоснованно суд отказал и в удовлетворении требования о включении в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периода с 6 мая 1991 года по 13 мая 1991 года, когда истец был переведён на береговые работы в <данные изъяты>. Работа на берегу, когда член экипажа судна не используется по своей специальности, не может быть отнесена к работе, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
<данные изъяты>, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учётом периодов <данные изъяты> деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления <данные изъяты> деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как указано в части 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем из материалов отказного пенсионного дела Тюрина А.А. № № следует, что истцу разъяснялась обязанность представить документы, подтверждающие фактическое осуществление деятельности в качестве <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается уведомлением от 16 мая 2017 года, которое получено истцом лично. В уведомлении указан срок, до которого истцу необходимо представить документы об осуществлении <данные изъяты> деятельности, – до 16 августа 2017 года.
Но поскольку истцом, несмотря на предоставленный ему трёхмесячный срок для сбора документов, подтверждающих осуществление <данные изъяты> деятельности, таких документов представлено не было, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управлением обоснованно при подсчёте стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, не учтены спорные периоды <данные изъяты> деятельности в 2016 году и 2017 году.
При таких обстоятельствах представленный истцом в материалы договор аренды транспортного средства от 1 января 2015 года суд правомерно не принял во внимание.
Кроме того, суд правильно установил, что факт осуществления истцом <данные изъяты> деятельности в условиях районов Крайнего Севера не подтверждается данными налогового органа.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 5 июня 2019 года № 2.15-18/03340дсп Тюрин А. А. является плательщиком единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности и состоит на учёте в качестве налогоплательщика в территориальном налоговом органе по г. Архангельску, который к районам Крайнего Севера не относится.
При таком положении суд правомерно отказал в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности включить заявленный истцом период осуществления им <данные изъяты> деятельности с 1 января 2016 года по 15 мая 2017 года в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Поскольку истец не подтвердил наличие у него достаточной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ (требуется не менее 12 лет 6 месяцев), стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (требуется не менее 10 лет), и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (требуется не менее 20 лет), суд приходит к выводу о том, что истец не имеет права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ, то исковые требования Тюрина А. А. о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении на ответчика обязанности вынести новое решение о досрочном назначении пенсии удовлетворению судом не подлежали.
Оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, не имелось, так как Тюрин А.А. не достиг возраста, предусмотренного данной нормой закона.
Отсутствовали у суда первой инстанции правовые и фактические основания и для удовлетворения требования о включении заявленного истцом периода <данные изъяты> деятельности с 1 января 2017 года по 15 мая 2017 года, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж истца. Ответчиком не оспаривается, что у истца достаточно продолжительности страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости (требуется не менее 25 лет, у истца с учётом правил о льготном исчислении имеется более 28 лет такого стажа).
Суд первой инстанции обоснованно установил, что, обращаясь в суд с исковым требованием о включении периода <данные изъяты> деятельности в страховой стаж, истец не привёл допустимых доказательств нарушения его прав и законных интересов либо доказательств создания реальных препятствий к осуществлению им прав на пенсионное обеспечение. Само по себе решение пенсионного органа об исключении периода из страхового стажа, при условии, что такого вида стажа для установления истцу пенсии уже достаточно, не является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Причем суд верно учел, что период с 1 апреля 2017 года по 15 мая 2017 года относится ко второму кварталу 2017 года.
Из указанного выше письма Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 5 июня 2019 года №, а также представленных самим истцом платёжных документов следует, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере за 2017 года он уплатил четырьмя платежами, то есть уплату производил поквартально. Платёж за второй квартал выполнен 13 июня 2017 года, то есть уже после обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
По существу доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они не могут влечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального прав.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тюрина Александра Анатольевича по доверенности Головиной Т.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И.Хмара
Судьи: Г.В.Гулева
Д.А.Маслов