Решение по делу № 33а-1983/2022 от 19.07.2022

К О П И Я

Апелл. дело №33а-1983/2022

Первая инстанция № 2а-466/2022

УИД 89RS0006-01-2022-000564-34

Судья Аверьянов А.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 августа 2022 года                                                            город Салехард

Судебная коллегия по административным делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Н.В.,

судей коллегии Ощепкова Г.Н., Семейкиной С.А.,

при секретаре Лебединской А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя УМВД России по г. Муравленко Ягудиной И.Р. на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Мочаловой Н.В., пояснения представителя УМВД России по ЯНАО Сельдикова Е.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Юдин Р.В. обратился в суд с административным иском к ОМВД России по г. Муравленко о признании условий содержания под стражей нарушающими права, выразившихся в отсутствии в ИВС ОМВД России по г. Муравленко естественного освещения, оконных проемов, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, отсутствия системы водоснабжения и канализации внутри помещения камер. В связи с указанными нарушениями просил взыскать с ответчика компенсацию за нарушение условий содержания, исходя из 3000 рублей за каждый день пребывания.

Определением Муравленковского городского суда от 18 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УМВД России по ЯНАО, МВД России.

Административный истец Юдин Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административных ответчиков МВД России, УМВД России по ЯНАО, ОМВД России по г. Муравленко Ягудина И.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась полностью.

Обжалуемым решением суда от 17 мая 2022 года требования административного иска удовлетворены. Условия содержания Юдина Р.В. в ИВС ОМВД России по г. Муравленко в отсутствии в ИВС естественного освещения, оконных проемов, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, разводки системы водоснабжения и канализации внутри помещения признаны нарушающими его права. С Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Юдина Р.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания под стражей в сумме 10 000 рублей.

С решением не согласна представитель административных ответчиков Ягудина И.Р., просила его отменить. В обоснование жалобы указала, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права при исследовании доказательств, а также суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Юдин Р.В. указал на несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя УМВД России по ЯНАО Сельдикова Е.С., настаивавшего на доводах жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, рассмотрев дело в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. Лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 г. N 63-0, от 20.03.2008 г. N 162-0-0, от 23.03.2010 г. N 369-0-0).

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, определены Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Согласно ст. 17.1 ФЗ № 103 подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 2 - 4 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона № 103-ФЗ отнесены к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и согласно части 3 статьи 9 этого же Федерального закона являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с Положением Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел, в состав которых входят среди прочих территориальные органы МВД России, в том числе организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подпункты 5, 43 названного выше Положения).

В соответствии со ст.15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В силу ст.17 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, в частности имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии со ст.22, 23 Федерального закона №103-ФЗ, п.п.42-45 Правил №950, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; предоставляется индивидуальное спальное место; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Юдин Р.В. содержался в ИВС ОМВД России по г. Муравленко ЯНАО в периоды: с 30 октября по 15 декабря 2020 года, с 12 апреля по 03 мая 2021, с 27 мая по 09 июня 2021, с 21 июня по 05 сентября 2021 года (л.д. 14).

Судом установлено, что изолятор временного содержания органа внутренних дел находится в комплексе с основным зданием ОМВД и введен в строй в 1991 году. Согласно акту приема в эксплуатацию ИВС Муравленковского ГОВД от 23 апреля 1991 года и техническому паспорту ИВС конструкция здания ОМВД России и ИВС выполнена из капитального строительного материала (железобетонные плиты), построенного не по типовому проекту и соответствует всем техническим, охранно-пожарным и санитарно-гигиеническим требованиям на 1991 год (л.д.79-88).

Согласно заключения по результатам проверки ИВС от 3 сентября 2015 год уполномоченным по правам человека в ЯНАО установлено, что ИВС оборудован 7-мью камерами (для содержания подозреваемых и обвиняемых) с общим лимитом наполняемости 24 койко-места, все камеры оборудованы бачками для питьевой воды, емкостями для отправления естественных надобностей с соблюдением приватности (в ИВС отсутствует единая система канализации), индивидуальными спальными местами, столами, лавками, все оборудование прикреплено к стенам и полу камеры посредством сварки. Все камеры ИВС оборудованы системой вентиляции. Во всех камерах установлены кнопки вызова дежурного ИВС, со стороны межкамерного коридора режимного блока ИВС у каждой камеры установлены тревожные кнопки вызова, с выводом сигнала в дежурную часть ИВС и ОМВД.

Все камеры, следственный кабинет, душевая и туалетная комнаты оснащены вентиляцией. Вытяжка осуществляется как естественным способом, так и принудительным. В камерах ИВС оборудована радиоточка. Обработка личных вещей арестованных и задержанных, а также постельных принадлежностей производится в дезинфекционной камере ВФЭ2/0,9 СЗМО, установленной 28.12.2013 года. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются постельными принадлежностями и средствами личной гигиены (л.д. 101-102).

В письме прокурора г. Муравленко от 23 июля 2021 года в адрес административного истца указано, что в ходе осуществления работниками прокуратуры г. Муравленко надзорных мероприятий соблюдения прав и законных интересов граждан при содержании в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Муравленко выявлены нарушения требований действующего законодательства, обеспечивающего защиту прав подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания. В нарушение требований законодательства во всех камерах, расположенных в здании ИВС ПиО ОМВД России по г. Муравленко, отсутствует естественное освещение, отсутствуют оконные проемы, камеры не оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, кранами с водопроводной водой, отсутствует разводка системы водоснабжения и канализации внутри помещений, на что и было указано прокурором в ответе Юдину Р.В. от 23 июля 2021 года (л.д. 45-46).

Прокуратурой ЯНАО начальнику УМВД России по ЯНАО было вынесено представление с требованием принять реальные меры к устранению нарушений закона, а также причин и условий им способствующих (л.д. 35-38).

Удовлетворяя требования административного иска, суд пришел к выводу, что выявленные в ИВС ОМВД России по г. Муравленко нарушения обязательных санитарных и технических требований, определяющих условия содержания под стражей, являются существенными, нарушают законные интересы и права административного истца, как лица, содержащегося в ИВС.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.

Принимая во внимание материалы прокурорской проверки, проведенной по обращениям административного истца в июле и сентябре-октябре 2021 года, суд первой инстанции достоверно установил факты нарушения условий содержания административного истца в ИВС, с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешил сложившиеся правоотношения в соответствии с законом.

Решением Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2021 года, вступившим в законную силу 24 марта 2022 года, в удовлетворении административного иска прокурора к УМВД России по ЯНАО, ОМВД России по г. Муравленко о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОМВД России по г. Муравленко в соответствии с требованиями федерального законодательства, отказано. Решением установлено нарушение требований законодательства во всех камерах, расположенных в здании ИВС ОМВД России по г. Муравленко, поскольку отсутствует естественное освещение, отсутствуют оконные проемы, камеры не оборудованы санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, кранами с водопроводной водой, отсутствует разводка системы водоснабжения и канализации внутри помещений. Однако суд пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административных ответчиков, т.к. связи с конструктивными особенностями здания установка оконных проемов в камерах ИВС ОМВД России по г. Муравленко является невозможной, поскольку наружная стена камер является несущей, пробивка оконных проемов может привести к ее обрушению. Специалистами филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Муравленко по итогам осмотра инженерных сетей и помещений ИВС сделан вывод о невозможности прокладки трубопровода водоснабжения и водоотведения для устройства в камерах ИВС системы водоснабжения и канализации.

Однако отсутствие у административного ответчика возможности устранить самостоятельно выявленные нарушения ввиду конструктивных особенностей здания, эксплуатируемого с 1991 года, не влияет на права административного истца на надлежащие условия его содержания в изоляторе временного содержания в качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, не исключает его право на получение соответствующей компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами условий содержания под стражей и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

При этом доводы апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии существенных нарушений прав административного истца не влекут отмену постановленного по делу решения, поскольку выводов суда об установленных фактах ненадлежащего содержания Юдина Р.В. в ИВС ОМВД России по г. Муравленко в части приведенных выше условий не опровергают.

Также при определении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации, суд первой инстанции исходил из принципов разумности и справедливости, учитывая, характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых нарушения допущены, возникновение нарушений ввиду объективных обстоятельств, связанных с техническими особенностями здания ОМВД России по г. Муравленко, а также отсутствие необратимых, тяжелых последствий для административного истца. Решение суда по данному основанию не оспаривается.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права подробно изложены в оспариваемом судебном акте, и оснований не соглашаться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает.

При установленных обстоятельствах судом принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца.

Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 15 августа 2022 года.

Судья                                                               (подпись)                                Н.В.Мочалова

33а-1983/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Юдин Роман Валентинович
Ответчики
УМВД России по ЯНАО
ОМВД России по г. Муравленко
МВД России
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Мочалова Надежда Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
20.07.2022Передача дела судье
15.08.2022Судебное заседание
17.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2022Передано в экспедицию
15.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее