Производство № 2а-542/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 03 февраля 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Шахурова С.Н.,
при секретаре Прусовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 67RS0003-01-2020-006277-62) по административному исковому заявлению Назарова Владимира Евгеньевича к избирательной комиссии г.Смоленска об оспаривании постановления о признании выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 состоявшимися,
УСТАНОВИЛ:
Назаров В.Е. как кандидат в депутаты Смоленского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 16 обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва о результатах выборов, оформленное постановлением № 18/35 от 14.09.2020, в соответствии с которым выборы депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 признаны состоявшимися, избранным депутатом признан Эфрон А.Г.
Основанием заявленных требований являются указанные административным истцом нарушения, допущенные в ходе проведения избирательной компании на избирательных участках № 581 и 611 г. Смоленска, а именно нарушения правил сохранности избирательных бюллетеней, их упаковки во время досрочного голосования, опечатки сейф-пакетов, а также факта подкупа избирателей в пользу кандидата партии «Единая Россия» Эфрона А.Г.
Так, административный истец указывает, что в участковой избирательной комиссии (далее - УИК) избирательного участка № 581 по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещались в сейф-пакеты, которые не заклеивались, а опечатывались с использованием печатей, не исключающих возможность их снятия без повреждения. В УИК избирательного участка №611 один сейф-пакет за 11 сентября опечатали только 12 сентября, но на месте опечатывания не поставили подписи два члена участковой комиссии с правом решающего голоса. Сейф-пакеты были помещены в сейф участковой комиссии, который находился во время голосования в отдельном кабинете, и у наблюдателей отсутствовала возможность наблюдать за сохранностью сейф-пакетов. В целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты бюллетеней, видеорегистраторы, в том числе в нерабочее и ночное время не применялись. В ответ на жалобы, были вынесены постановления УИК избирательного участка № 611, из которых следует, что нарушений не выявлено. Кроме того, была подана жалоба на некорректное поведение заместителя председателя Шуневич Г.В. в отношении административного истца. Постановлением УИК избирательного участка № 611 вина Шуневич Г.В. была признана, ей объявлено замечание. 12 сентября председатель УИК избирательного участка № 611 Силкина Л.В. приняла одну жалобу, а другую жалобу она отказалась принимать, сославшись на то, что ей нужно идти домой. Считает, что допущенные нарушения являются основанием для признания того факта, что на избирательном участке не исключалась возможность искажения волеизъявления избирателя, не обеспечивалась сохранность бюллетеней, а также учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.
Также лично административным истцом был выявлен факт подкупа избирателей в размере 250 рублей за голос в пользу кандидата от партии Единая Россия Эфрона А.Г. По данному факту 10.09.2020 был вызван наряд полиции и написано заявление с просьбой привлечь к ответственности Белоусова К.В. за подкуп избирателей, однако дело не было доведено до логического завершения. Только 19 октября, административный истец в УМВД России по г. Смоленску получил на руки решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, на которое были написаны жалобы в следственное управление Следственного комитета РФ по Смоленской области, в прокуратуру Промышленного района г. Смоленска и УМВД России по Смоленской области.
31.10.2020 состоялось рассмотрение жалобы Назарова В.Е. окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 16 (далее - ОИК) на нарушения участковыми избирательными комиссиями (УИК) № 581 и 611 в период проведения выборов депутатов Смоленского городского Совета. Полагает, что жалобы были председателем ОИК Броновым В.С., а также членами комиссий рассмотрены поверхностно, некомпетентно. Вместе с тем, в постановлении ОИК одномандатного избирательного округа № 16 от 31.10.2020 № 22/43 признается, что в действиях участковых избирательных комиссиях избирательных участков №581 и №611 имелись нарушения законодательства о выборах: п. 1.11 раздела 1, п. 6.2 раздела 6 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года", утвержденного Постановлением ЦИК Российской Федерации от 24.07.2020 N 260/1916-7 (далее - Порядок), п. 4 ст. 65, п. 15 ст. 66, п. 12 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
Просит суд отменить постановление Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 «О результатах выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16» от 14 сентября 2020 года № 18/35.
Административный истец Назаров В.Е., в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета Бронов В.С. в судебном заседании указал, что полномочия ОИК в настоящее время прекращены, поскольку два месяца после опубликования результатов выборов истекли. Просил произвести замену ненадлежащего ответчика - ОИК на надлежащего ответчика по делу - Избирательную комиссию г. Смоленска.
Протокольным определением от 03.02.2021 судом, на основании ч. 1 ст. 44 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), произведена замена административного ответчика Окружнойю избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, на надлежащего административного ответчика Избирательную комиссию г. Смоленска
Представитель Избирательной комиссии г. Смоленска Матвеева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что согласно положениям законодательства ОИК являются временно действующими коллегиальными органами, сформированными и обеспечивающими подготовку и проведение выборов на соответствующей территории только на период соответствующей избирательной компании. В настоящее время Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 16 фактически отсутствует, в связи с чем, полагает, что Избирательная комиссия г. Смоленска является надлежащим ответчиком по делу. Заявленные требования не признала, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенным к материалам дела. Полагала, что в действиях участковых избирательных комиссий избирательных участков № 581 и № 611 признаков нарушений, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей и являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется. Просила в удовлетворении административного искового заявления Назарова В.Е. отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Избирательной комиссии Смоленской области Копрянцев Д.В. (на оснвоании ч. 1 ст. 243 КАС РФ), действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что Избирательная комиссия Смоленской области не является организатором выборов. Полагал, что исковые требования Назарова В.Е. не обоснованы, при проведении голосования нарушений выявлено не было. Акты о проведении досрочного голосования подписаны надлежащим образом, сейф-пакеты также опечатаны надлежащим образом с печатями и подписями членов избирательных комиссий, на многих имеются подписи наблюдателей от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Что касается, документов, на которых имеется пометка об отказе наблюдателей подписать акт, то данный отказ не имеет правового значения, поскольку это право наблюдателя, а не обязанность. Дополнительно отметил, что при вскрытии сейф-пакетов, на полосе разрыва появляется надпись «Вскрыто». Все доводы Назарова В.Е. являются предположением и надуманными обвинениями, факт подлога отсутствует, поскольку в Следственный комитет Смоленской области за защитой своих прав в данной части не обращался. В свою очередь, сам Назаров В.Е. пытался повлиять на работу УИК. Считал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии (УИК) № 581 Миннибаева И.В. (председатель УИК № 581), полагала, что иск не обоснован. Пояснила, что 11 и 12 сентября сейф-пакеты заклеивали на серебристую полоску. От политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» расписались на полоске склеивания Семенов и Москалева. 12.09.2020 Семенов также присутствовал на УИК, что подтверждается его подписью на актах досрочного голосования, он просил дополнительно опечатать сейф-пакет, что было выполнено за 11 и 12 сентября. Семенов вел фото- и видеосъемку, говорил о нарушении п. 6.2 Порядка, отмечал ненадежность склейки. Считала, что сейф-пакеты опечатывались надлежащим образом с подписями членов УИК, на печати имеется подпись наблюдателей.
Представитель заинтересованного лица участковой избирательной комиссии (УИК) № 611 Силкина Л.В. (председатель УИК № 611), указала, что в ходе голосования 13.09.2020 жалоб от избирателей, прикрепленных к данному избирательному участку не поступало. Выборы 11.09.2020 прошли в спокойном режиме, на участке находились 2 наблюдателя, один из них Клюева, в конце дня она расписалась в акте о досрочном голосовании и его копию взяла себе. 12.09.2020 голосование проходило более активно, присутствовал на УИК сам Назаров В.Е., просил дополнительно опечатать сейф-пакеты, на что присутствующий председатель ОИК ответил, что требования п. 6.2. Порядка соблюдены, и дополнительного опечатывания не требуется. При закрытии УИК присутствовали наблюдатели Чулковский и Смирнов. При оформлении актов о досрочном голосовании Назаров В.Е. конфликтовал с другими кандидатами в депутаты, на него написаны жалобы и вызван наряд полиции. Служебная записка об инцидентах на участке по жалобам Назарова В.Е. и его наблюдателей передана в окружную избирательную комиссию одномандатного округа № 16, а жалобы от других кандидатов в депутаты на поведение Назарова В.Е. переданы в УМВД России по г. Смоленску.
Заинтересованное лицо Эфрон А.Г., будучи надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного разбирательства, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении административного иска без его участия.
При таких обстоятельствах, суд, на основании ст. ст.150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, определил, что неявка заинтересованного лица не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Промышленного района г. Смоленска Ивановой Е.В, полагавшего, что административный иск подлежит отклонению, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В силу ч.3 ст.240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч.2 ст.130 Конституции РФ).
В соответствии с положениями Устава, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164, город Смоленск является муниципальным образованием, городским округом, на территории которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления, имеется муниципальная собственность, местный бюджет (бюджет города) и выборные органы местного самоуправления.
Представительным органом г.Смоленска является Смоленский городской Совет, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, наделенный в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними областными законами, настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч.1, ч.2 ст.14 Устава выборы депутатов Смоленского городского Совета осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
При проведении выборов депутатов Смоленского городского Совета 10 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу, образуемому на всей территории города Смоленска, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), 20 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Выборы назначаются Смоленским городским Советом. Решение о назначении выборов депутатов Смоленского городского Совета должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установление итогов и определение результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним областными законами (ч.3 ст.14 Устава).
В силу ч.1, ч.2 ст.43 Устава избирательная комиссия города Смоленска является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления города Смоленска. Избирательная комиссия города Смоленска организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву Главы города Смоленска, голосования по вопросам изменения границ города Смоленска, преобразования города Смоленска.
В соответствии с ч.1 ст.6 Областного закона Смоленской области от 03.07.2003 № 41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области» подготовку и проведение выборов органов местного самоуправления осуществляют избирательные комиссии: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Окружные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 10 дней до дня истечения срока, в который должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления. Окружные комиссии формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. При проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальном образовании с численностью избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, менее 5200 человек окружные комиссии не формируются. В этом случае полномочия окружной комиссии выполняет избирательная комиссия муниципального образования (ч.2 ст.6 областного Закона).
В силу пункта 2 ст. 25 федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения окружной избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
На момент подачи настоящего административного искового заявления срок полномочий Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета истек. Таким образом, исходя из названных положений законодательства, надлежащим ответчиком является Избирательная комиссия муниципального образования – г. Смоленска. В связи с данными обстоятельствами суд произвел замену ненадлежащего ответчика надлежащим – Избирательной комиссией г. Смоленска.
Согласно пункту 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Судом установлено, что решением Смоленского городского Совета № 1027 от 23.06.2020 назначены выборы депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва на 13.09.2020.
Постановлением Избирательной комиссии г. Смоленска от 13.06.2020 № 42/130 (л.д.121-124) сформированы окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов № 1-20 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва, и Постановлением Избирательной комиссии г. Смоленска от 13.06.2020 № 42/131 (л.д.125-128) назначены председатели окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1-20 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва.
Председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва назначен Бронов В.С.
Назаров В.Е. 05.08.2020 зарегистрирован окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва кандидатом в депутаты Смоленского городского Совета по одномандатному избирательному округу № 16, выдвинут избирательным объединением Смоленского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», что подтверждается постановлением от 05.08.2020 № 13/28 (л.д.217-218).
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 о результатах выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва от 14.09.2020 № 18/35 (л.д.15) выборы депутатов признаны состоявшимися и действительными. Избранным депутатом Смоленского городского Совета шестого созыва признан Эфрон А.Г., выдвинутый избирательным объединением Смоленского городского местного отделения Смоленского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», получившим наибольшее число голосов избирателей по одномандатному избирательному округу № 16.
17.09.2020 в Смоленской областной общественно-политической газете «Рабочий путь» № 178 (28815) опубликовано Постановление Избирательной комиссии г. Смоленска от 15.09.2020 № 79/299 о результатах выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва, которым выборы депутатов признаны состоявшимися и действительными (л.д.129-130).
Административный истец считает, что поскольку в ходе голосования были допущены нарушения правил сохранности избирательных бюллетеней, их упаковки во время досрочного голосования, опечатки сейф-пакетов, а также установлен факт подкупа избирателей, то исходя из положений п.1.4, пп. «б,е» п. 2 ст. 77 Федерального закона № ФЗ-67 имеются основания для отмены постановления Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 «О результатах выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округа № 16» от 14 сентября 2020 года № 18/35.
Оценивая доводы о том, что участковыми избирательными комиссиями № 581 и 611 были допущены нарушения в части правил сохранности избирательных бюллетеней, их упаковки во время досрочного голосования, опечатки сейф-пакетов, суд исходит из следующего.
Постановлением ЦИК России от 24.07.2020 N 260/1916-7 "О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года" определен порядок досрочного голосования.
В Приложении к выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 266-1-7 разъяснены некоторые вопросы обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года.
Из материалов дела усматривается, что постановлением УИК № 581 от 13.09.2020 зафиксирован факт отсутствия жалоб в период подготовки и проведения выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва (л.д. 216).
В ходе выборов наблюдателями от кандидата политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подавались жалобы на имя председателя участковой избирательной комиссии (УИК) № 611 о нарушениях в оформлении результатов досрочного голосования избирателей референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования, а также на некорректное поведение заместителя председателя УИК № 611 Шуневич Г.В. в отношении кандидата Назарова В.Е. (л.д.27-28, 31)
По итогам рассмотрения жалоб председателем участковой избирательной комиссии (УИК) № 611 вынесены постановления от 13.09.2020 № 59, 57 и 58 об отказе удовлетворении жалоб о нарушениях в оформлении результатов досрочного голосования избирателей референдума, и Шуневич Г.В. объявлено замечание (л.д.29, 30, 32).
Назаровым В.Е. 16.10.2020 в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва подана жалоба на действия участковых избирательных комиссий избирательных участков № 581 и № 611 в период проведения выборов.
По итогам рассмотрения вышеназванной жалобы, окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва 31.10.2020 вынесено постановление № 22/43, которым жалоба Назарова В.Е. от 16.10.2020 оставлена без удовлетворения. При этом обращено внимание председателей участковых избирательных комиссий избирательных участков № 581 и № 611 на необходимость более четкого выполнения требований законодательства о выборах и референдумах, постановлений, инструкций и разъяснений ЦИК РФ, а также на корректное отношение к кандидатам (л.д. 23-26).
Также указанным постановлением отмечены в действиях избирательных участковых комиссий избирательных участков № 581 и № 611 недостатки при исполнении п. 6.2. Порядка, а именно: отсутствие на месте опечатывания подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Кроме того, участковой избирательной комиссией избирательного участка № 611 несвоевременно исполнены требования законодательства о выборах и референдумах по нахождению сейфа в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. При этом данные обстоятельства в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, Порядком не являются основанием для признания избирательных бюллетеней, извлеченных из указанных сейф-пакетов недействительными. Фактов подмены избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва, находящихся в сейф-пакетах, установлено не было и Назаровым В.Е. не приводится.
Административный истец указывает, что сейф-пакеты, в которые перемещались бюллетени для голосования не заклеивались, то есть красная неклейкая предохранительная лента не снималась с клеевого слоя, который служит основанием для надежной склейки сейф-пакета, а на обратной стороне склеивания сейф-пакета не содержалось информации, рекомендованной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Административным истцом в доказательство своих доводов о допущенных нарушениях при опечатывании и хранении бюллетеней для голосования заявил ходатайство о допросе свидетелей Смирнова Ю.А. и Назаровой И.А., которые являлись кандидатами в депутаты в ходе проводимой избирательной компании.
Свидетель Смирнов Ю.А. пояснил, что между председателем УИК № 611 и наблюдателями возникло недопонимание по вопросу упаковки сейф-пакетов. Полагал, что сейф-пакет должен быть обклеен пленкой с бумагой с печатями. Когда попросил провести данное опечатывание, ему отказали это сделать безосновательно. На объяснения, что это является рекомендацией ЦИК, не реагировали. Отметил, что возможность вскрытия сейф-пакетов была, но пакет был заклеен на клейкую ленту, на нем стояла печать. Он подпись на месте склеивания не ставил, так как являлся кандидатом, а не наблюдателем.
Свидетель Назарова И.А. пояснила, что 11.09.2020 на УИК № 611 ей отказались предоставить листок для подписи, никакие доводы не действовали. Сейф, в котором хранились сейф-пакеты, стоял в отдельном помещении, закрытом на ключ, доступ к нему был закрыт, его никому не показывали. Сейф, вынесли в помещение, где его открыто могли наблюдать, только 13.09.2020.
С заявленными доводами о допущенных нарушениях суд не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6.2 раздела 6 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, по истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения.
При этом, на основании положений вышеуказанного пункта Порядка в отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение № 1 к Порядку), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.
Согласно пояснениям председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 581 Миннибаевой И.В. каждый сейф-пакет, во время досрочного голосования (11 и 12 сентября 2020 года) был запечатан клейкой лентой, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета, и подписан наблюдателями, изъявившими желание ознакомиться, и членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 5 81 с правом совещательного голоса, в том числе и от партии КПРФ (Семеновым П.В.).
Данные пояснения подтверждаются и актами о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета, составленными 11 сентября 2020 года и 12 сентября 2020 года соответственно (л.д.223, 224).
Согласно акту, составленному 11 сентября 2020 года, по завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № 60605700 и опечатаны. При этом, данный акт подписан лицами, присутствующими при проведении голосования Москалевой Н.О. и Семеновым П.В.
В соответствии с актом, составленным 12 сентября 2020 года, по завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № 6605701 и опечатаны. При этом, данный акт подписан также лицами, присутствующими при проведении голосования Москалевой Н.О. и Семеновым П.В.
Жалоб относительно нарушений целостности сейф-пакета № 60605700, № 60605701 при вскрытии указанных сейф-пакетов и при подсчете голосов избирателей в соответствии с реестром учета поступивших в участковую избирательную комиссию жалоб (заявлений), а также на основании постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка № 581 от 13 сентября 2020 года № 8/1 «О рассмотрении жалоб во время работы участковой избирательной комиссии избирательного участка № 581 в период подготовки и проведения выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва» не имеется.
Также из пояснений председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 Силкиной Л.В. каждый сейф-пакет во время досрочного голосования (11 и 12 сентября 2020 года) был опечатан на месте склейки согласно инструкции, указанной на самом сейф-пакете.
Согласно реестру регистрации выдачи заверенных копий актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета копии актов о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф-пакета от 11 сентября 2020 года и 12 сентября 2020 года получила Клюева Е.А. - член участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 с правом совещательного голоса, назначенная от кандидата в депутаты Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Назарова В.Е.
Данные пояснения подтверждаются и актами, составленными 11 сентября 2020 года и 12 сентября 2020 года соответственно (л.д.225, 226).
Согласно акту, составленному 11 сентября 2020 года, по завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1-2 бюллетени были переложены в сейф-пакет № 60605772 и опечатаны. При этом данный акт подписан, лицами, присутствующими при проведении голосования Клюевой Е.А. и Евсюковой А.Я. (член участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 с правом совещательного голоса, назначенная от кандидата в депутаты Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Эфрона А.Г.).
В соответствии с актом, составленным 12 сентября 2020 года, по завершении голосования с использованием переносного (стационарного) ящика № 1 бюллетени были переложены в сейф-пакет № 6605771 и опечатаны. При этом данный акт подписан также лицами, присутствующими при проведении голосования Евсюковой А.Я. и Комаровым В.А.
В соответствии с актом проверки состояния сейф-пакетов в участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611, подписанным членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 с правом решающего голоса, членами участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 с правом совещательного голоса, а также наблюдателями нарушения целостностей сейф-пакета № 60605772 и № 60605771 при подсчете голосов избирателей при вскрытии сейф-пакета не установлено (л.д.229).
Доводы, что сейф-пакеты опечатывались с использованием печатей (приклеенной сверху частью бумажного листа для офисной техники, на которой проставлялись подписи членов участковой избирательной комиссии), часть бумаги с печатью и подписями легко отклеить и произвести подмену бюллетеней в этих сейф-пакетах, являются несостоятельными, ввиду того, что данное требование, а именно приклеивание на сейф-пакет дополнительной защиты не предусмотрено установленными требованиями нормативных правовых актов. Данная процедура в соответствии с пояснениями председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 581 Миннибаевой И.В., а также в соответствии с пояснениями председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 Силкиной Л.В. проводилась 12 сентября 2020 года членами указанной комиссии по требованиям члена комиссии с правом совещательного голоса Семенова П.В. и зарегистрированного кандидата в депутаты Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Назарова В.Е. соответственно. Требование административного истца о дополнительной защите сейф-пакета подтверждают также жалобы Смирнова А.М. и Чулковского А.П., поступившие в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 611 (л.д. 227, 228).
Также необходимо отметить, что в соответствии с выпиской из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 266-1-7 «О Разъяснениях некоторых вопросов обеспечения сохранности бюллетеней при проведении досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» при опечатывании (запечатывании) сейф-пакета могут использоваться печати (средства), имеющие свойства, гарантирующие невозможность их снятия без повреждения, в том числе может использоваться клейкая лента, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета.
Снятие клейкой ленты красного цвета является индикатором вскрытия сейф-пакета, а при запечатывании сейф-пакета снимается лента, имеющая серебристый цвет.
Пункт 6.2 Порядка в буквальном толковании его содержания также указывает на необходимость опечатывания сейф-пакетов в том числе с использованием печатей или иных средств, исключающих возможность их снятия без повреждения.
Таким образом, утверждение административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права.
Отсутствие на месте опечатывания сейф - пакета подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не является нарушением Порядка, не позволяющим выявить действительную волю избирателей, и не является основанием для отмены постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 от 14 сентября 2020 года № 18/35 «О результатах выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 16», поскольку на сейф-пакете отсутствуют повреждения, свидетельствующие о нарушении его целостности, в отношении каждого сейф-пакета составлен акт о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф- пакета, а также на сейф-пакете участковой избирательной комиссии избирательного участка № 611 имеется подпись члена комиссии с правом совещательного голоса, что также является гарантией сохранности находящихся в сейф-пакете бюллетеней.
Довод административного истца о том, что сейф обязан находится в помещении для голосования в поле зрения участников голосования также является несостоятельным. Исходя из анализа норм избирательного законодательства, наличие требования относительно размещения сейфа в поле зрения членов участковой избирательной комиссии избирательного участка, наблюдателей и иных участников не установлено.
Таким образом, утверждение о том, что обстоятельства могли быть обусловлены попытками внести искажения в результаты голосования носит предположительный характер и какими-либо основательными доказательствами не подтверждено, в связи с чем не может быть принято во внимание.
Выявленные нарушения п. 1.11 раздела 1, п. 6.2 раздела 6 Порядка, п. 4 статьи 65, п. 15 статьи 66 Федерального закона № ФЗ-67 не являются доказательством того, что допущенное нарушение не позволило выявить действительную волю избирателей, что привело к искажению характера выборов как свободных и подлинных, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Отраженные в постановлении № 22/43 окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва 31.10.2020 недостатки в виде отсутствия на месте опечатывания подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не нахождении сейфа в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей, с учетом вышеуказанных требований законодательства не могут являться существенными недостатками, нарушающими процедуру опечатывания сейф-пакетов.
Анализ представленных административным истцом на CD-диске видеозаписей опечатывания сейф-пакетов также не может свидетельствовать о допущенных нарушениях. Более того, из изображений сейф-пакетов усматривается его запечатывание посредством снятия ленты, имеющей клейкий слой, которая является неотъемлемым элементом сейф-пакета.
Рассматривая доводы административного истца о допущенном факте подкупа избирателей в пользу победившего кандидата, суд исходит из следующего.
В силу пп.б ч.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
При этом согласно ч.6 ст.77 названного закона отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Как разъяснено в п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:
подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;
совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
в отношении каких лиц совершены действия;
относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
В силу ч.2 ст.25 Закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по настоящему делу, является факт осуществления кандидатом в депутаты Эфроном А.Г., выдвинувшим его избирательным объединением, по их поручению или с их ведома подкупа избирателей, что не позволило выявить действительную волю избирателей.
Бремя доказывания данного обстоятельства законом возложено на административного истца.
В соответствии с нормами ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (ч.1 ст.61 КАС РФ).
Подкуп избирателей образует собой административно- либо уголовно-наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена в ст.5.16 КоАП РФ, п. а ч.2 ст.141 УК РФ.
Судом установлено, что 10.09.2020 от Назарова В.Е. в дежурную часть УМВД России по г.Смоленску по телефону поступило сообщение о том, что у дома 51 по ул. Рыленкова г. Смоленска мужчина подкупает избирателей (л.д.167).
По данному обращению зарегистрирован КУСП УМВД России по г. Смоленску № 3/35434 от 10.09.2020, дежурным направлен пеший патруль ОБ ППСП УМВД России по г. Смоленску (л.д.158-171).
На месте происшествия к сотрудникам полиции обратился Назаров В.Е. указавший на конкретного гражданина, которым оказался Белоусов К.В. Для дальнейшего разбирательства и опроса Белоусов К.В. и Назаров В.Е. переданы УУП УМВД России по г. Смоленску капитану полиции Радкевичу В.В..
Из объяснений Белоусова К.В. (л.д. 170-170)следует, что подкупа избирателей он не осуществлял, денежные средства за голосование в пользу какого-либо кандидата не предлагал и не давал.
12.09.2020 по материалу проверки КУПС №3/35434 от 10.09.2020 вынесено об определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ввиду отсутствия события последнего (л.д. 22, 158).
В заключении ст. инспектора ООДУУПиПДН УМВД России по Смоленской области майора полиции Моисеенкова Е.В. от 25.11.2020 по обращению Назарова В.Е. указано, что факты изложенные Назаровым В. являются неподтвержденными (л.д.88-89).
Административным истцом суду представлена в качестве доказательства факта наличия подкупа избирателей во время голосования аудиозапись от 18.10.2020 телефонного разговора в неустановленную дату с гражданином по имени Костя, в ходе которого договариваются о месте встречи и обещании оплаты в размере 250 рублей в случае голосования в школе № 37 за кандидата в депутаты от партии «Единая Россия» Эфрона.
Вместе с тем в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленная аудиозапись критериям относительности, допустимости и достоверности доказательств не может свидетельствовать о совершенном в пользу кандидата в депутаты Эфрован А.Г.факта подкупа избирателей.
Согласно ч.3 ст.241 КАС РФ административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд после дня голосования или окончания избирательной кампании, а также административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение одного месяца со дня их поступления в суд.
Соответственно, в установленный законом срок суд не должен и не может восполнить недостатки проверки, проведенной сотрудниками полиции.
Совокупность исследованных судом доказательств объективно не подтверждает причастность Эфрона А.Г. либо иных лиц, действующих по его поручению или с его ведома, к зафиксированным событиям, а также сам факт подкупа избирателей.
В частности, факт передачи денежных средств в качестве подкупа избирателей в их присутствии ни сам Белоусов В.К., никто иной не подтвердил.
При этом, в ходе проверки, проводимой сотрудниками полиции, не установлена связь с Эфроном А.Г..
Иные доказательства, позволяющие суду непосредственно установить юридически значимые обстоятельства по делу, в ходе судебного разбирательства не представлены.
Анализируя доводы административного истца с учетом требований закона, суд приходит к выводу о том, что основанием к отмене решения о результатах выборов в силу приведенных выше законов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права, обеспечивающих свободное волеизъявление.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Пунктом 2.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. N 8-П предусмотрено, что судебная защита активного избирательного права не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Поскольку судом, на основании исследованных доказательств установлено, что нарушений законодательства о выборах, которые могли бы повлиять на достоверность определения волеизъявления избирателей, при подсчете голосов избирателей и определении результатов выборов на избирательных участках N 581 и N 611 допущено не было, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого постановления Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 16 «О результатах выборов депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва по одномандатному избирательному округа № 16» от 14 сентября 2020 года № 18/35, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 22 апреля 2013 г. N 8-П.
При установленных обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены результатов выборов по одномандатному избирательному округу № 16 по выборам депутатов Смоленского городского Совета шестого созыва.
Изложенное, согласно ч.2 ст.244 КАС РФ, влечет отказ в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.02.2021.