Решение по делу № 2-330/2024 от 26.03.2024

2-330/2024

04RS0004-01-2024-000472-51

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2024 года                                                                 г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре судебного заседания Андаевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Пархоменко А.Л. к Давыденко А.А., Администрации МО «Загустайское» о признании права собственности в силу приобретательной давности,

    У С Т А Н О В И Л:

Пархоменко А.Л. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности.

Требования мотивированы тем, что истец земельным участком по адресу: <адрес>, владеет с 1996 года. Земельный участок был приобретен у Давиденко А.А. за 19 600 руб. без оформления договора. С 1996 г. председателем с/к Уголек истец включен в состав кооператива как собственник земельного участка, а прежний собственник Давиденко исключен. В 2013 г. истец обратился в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия для регистрации перехода права собственности, однако ему было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих право собственности. Истец пользуется земельным участком более 28 лет, обрабатывает его.

Истец Пархоменко А.Л., его представитель по Бессонова Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания уведомлены, причины не яки суду не известны. Ранее представитель исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Давыденко А.А., представитель Администрации МО «Загустайское» отсутствовали, извещены надлежащим образом.

Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Согласно пункту 3 статьи 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

В соответствии со статьями 225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, как принадлежащее на праве собственности другому лицу, так и на бесхозяйное имущество.

В силу правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).

Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Исходя из анализа положений статей 218, 234 ГК РФ, разъяснений постановления Пленума 10/22 (пункты 15-21), применение приобретательской давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйные земельные участки, но только на те из них, от права собственности на которые собственник отказался. Что же касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, поскольку все иные земли в Российской Федерации являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.

В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Согласно статьям 74-78 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям, а не гражданам, являющимся членами садоводческих товариществ. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Таким образом, до 1991 земельные участки предоставлялись садоводческим товариществам на праве постоянного бессрочного пользования, а права самих граждан на земельные участки никак не фиксировались, и правоустанавливающие документы на такие участки им не выдавались.

    Статьей 4 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» было установлено, что в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Порядок выдачи свидетельств, подтверждающих передачу земельного участка в собственность гражданина, либо предоставления права пожизненного наследуемого владения участком был регламентирован Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

    Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было определено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

По смыслу абзаца 2 пункта 9.1 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» земельный участок может считаться предоставленным в собственность не только на основании документа, удостоверяющего право пользования (к каковым относился государственный акт на право пользования), но и иных документов, устанавливающих право гражданина на земельный участок. Данными документами могут являться решения о предоставлении земельного участка в собственность, свидетельства о праве собственности.

Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес>, р решением Исполнительного комитета Селенгинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земли МК разреза «Холбольджинский» под коллективный сад» был выделен Давыденко А.А., утвержден список собственников садоводческого кооператива «Уголек», где под № указан ответчик.

Соответственно спорный земельный участок был представлен в собственность Давыденко А.А. в установленном законом порядке уполномоченным органом.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельному участку 20.07.2010 присвоен кадастровый номер . Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м, является землей сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сад-огород, статус записи об объекте недвижимости: актуальные, ранее учтенные, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Сведений о правопритязаниях на земельный участок ответчика, иных лиц с 1996 г. не представлено.

Земельный участок по адресу: <адрес> находится на территории Администрации МО «Загустайское».

Сведений о том, что земельный участок признавался выморочным имуществом, значится в реестре муниципальной собственности, не имеется.

Данное имущество не зарегистрировано в реестре муниципальной собственности МО «Селенгинский район», что подтверждается соответствующим ответом Администрации МО «Селенгинский район».

Из материалов дела видно, что в реестре республиканского имущества объект недвижимости не значится, что подтверждается сведениями Министерства имущественных отношений и земельных отношений Республики Бурятия.

Из ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия следует, что рассматриваемый объект в реестре федерального имущества отсутствует.

Из пояснений свидетелей ФИО13., ФИО14. следует о том, что истец с 1996 г. открыто и непрерывно владеет как своим собственным земельным участком по адресу: <адрес>, обрабатывает земельный участок.

Показания свидетелей суд принимает как объективные и достоверные, поскольку они не противоречат друг другу, подтверждаются иными материалами дела, пояснениями истца, в связи с чем суд не находит оснований не доверять данным показаниям.

Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником. Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.

Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.

Столь длительное владение имуществом, право на которое отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права, особенно в отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре.

Само обращение в суд с иском о признании права в силу приобретательной давности является следствием осведомленности давностного владельца об отсутствии у него права собственности.

В судебном заседании установлено, что истец Пархоменко А.Л. с 1996 года владеет и пользуется земельным участком расположенными по адресу: <адрес> как своим собственным.

Сведений о правопритязаниях ответчиков, иных лиц на недвижимое имущество не представлено.

Напротив нашло подтверждение, что собственник в течение длительного времени устранился от владения земельным участком, не проявляет к нему интереса, не исполняет обязанностей по его содержанию, что позволяет сделать вывод, об обоснованности исковых требований.

На основании изложенного суд полагает, что нашли достаточное подтверждение обстоятельства добросовестного, открытого, непрерывного владения истцом земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, более 18 лет.

Факт длительности, открытости и непрерывности владения истцом жилым домом, исполнения обязанностей собственника этого имущества и несения расходов по его содержанию, а также добросовестного владения истцом для целей приобретательной давности лицами, участвующими в деле, не оспорен.

По смыслу положений ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного суда РФ в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.

Целью нормы о приобретательной давности является возвращение такого имущества в гражданский оборот. Включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.

Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Пархоменко А.Л. (СНИЛС ) право собственности на земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2024.

Судья                                               Б.В. Сагаева

2-330/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пархоменко Александр Леонидович
Ответчики
администрация МО СП "Загустайское"
Давыденко Александр Алексеевич
Другие
Бессонова Татьяна Александровна
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Сагаева Баярма Валерьевна
Дело на странице суда
gusinoozersky.bur.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Подготовка дела (собеседование)
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.06.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024Дело оформлено
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее