Судья Рочева Е.А.
№ 33-3415/2024
10RS0011-01-2023-009821-82
№ 2-6714/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савина А.И.,
судей Гудковой Г.В., Касянчук Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Ильинской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 23 ноября 2023 года по иску прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах Павловой Н.С., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Республике Карелия, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Павловой Н.С. по следующим основаниям. В ходе проведения проверки по обращению заявителя установлено, что Павлова Н.С. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно. На основании заявления от ХХ.ХХ.ХХ и индивидуальной программы реабилитации инвалида от ХХ.ХХ.ХХ № № Павлова Н.С. поставлена на учет
в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия по обеспечению сигнализатором звука цифрового с вибрационной и световой индикацией в количестве 1 штуки, вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата) в количестве 1 штуки, слуховым аппаратом аналоговым заушным мощным в количестве 1 штуки. Слуховой аппарат аналоговый заушный мощный был предоставлен Павловой Н.С. в ХХ.ХХ.ХХ г., при этом данный аппарат должен предоставляться 1 раз в 4 года. Его замена на момент подачи иска произведена не была. Согласно объяснениям Павловой Н.С. непредставление ей слухового аппарата ограничило ее общение с родственниками, посещение общественных мест, вызвало затруднение при прохождении лечения в медицинских организациях.
На основании изложенного, прокурор просил обязать Фонд пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия обеспечить Павлову Н.С. слуховым аппаратом аналоговым заушным мощным, обязать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации выделить Отделению Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия денежные средства на закупку указанного аппарата, взыскать с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Павловой Н.С. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. солидарно.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Республике Карелия в пользу Павловой Н.С. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. В остальной части иска и в иске к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации отказал.
С принятым судебным постановлением в части взыскания компенсации морального вреда не согласен ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Республике Карелия, в апелляционной жалобе просит отказать истцу
в иске в полном объеме. Полагает неправильными выводы суда о том, что основанием для взыскания компенсации морального вреда является нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, поскольку в силу п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действами (бездействиями), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом. Отделение не имело объективной возможности выдать Павловой Н.С. направление на получение технических средств реабилитации, при этом предпринимало все возможные меры для получения дополнительных лимитов, однако судом указанным доводам ответчика надлежащая оценка не дана. Обращает внимание, что на момент вынесения решения суда Павлова Н.С. была обеспечена слуховым аппаратом, в связи с чем размер компенсации морального вреда является завышенным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 09.04.2024 решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.11.2023
по настоящему делу оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 09.04.2024 отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, Ряппиева О.Г., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Ильмаст А.Н. в судебном заседании апелляционной инстанции возражал по доводам жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции
не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В силу ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 11 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам
по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Павлова Н.С. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой № № № от ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ на основании заявления № № и Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № № от ХХ.ХХ.ХХ Павлова Н.С. поставлена на учет в ОСФР по Республике Карелия по обеспечению аналоговым слуховым аппаратом заушным мощным. Одновременно ей разъяснено, что она может получить государственную услугу другими, предусмотренными законом, способами.
В рамках Программы реабилитации в феврале ХХ.ХХ.ХХ года Павлова Н.С. получила сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией.
Однако Павлова Н.С. не обеспечивалась слуховым аппаратом, так как ОСФР по Республике Карелия не были выделены достаточные бюджетные ассигнования на заключение государственных контрактов,
в том числе и на слуховые аппараты. Государственные контракты
не заключались также по причине отсутствия предложений
от поставщиков.
ХХ.ХХ.ХХ ОСФР по Республике Карелия и ООО «МедПроф» заключен Государственный контракт на поставку в ХХ.ХХ.ХХ году слуховых аппаратов.
ХХ.ХХ.ХХ Павлова Н.С. получила слуховой аппарат.
Разрешая исковые требования, установив, что слуховой аппарат Павлова Н.С. получила в период рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на ОСФР по Республике Карелия обязанности обеспечить истца слуховым аппаратом аналоговым заушным мощным и в части требований, предъявленных к Фонду пенсионного
и социального страхования Российской Федерации. Однако, учитывая, что истец не была своевременно обеспечена средствами технической реабилитации, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда. Определяя размер взыскиваемой компенсации в сумме 50000 руб., суд принял во внимание длительность
не обеспечения истца техническими средствами реабилитации, оценил тяжесть перенесенных истцом страданий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции
о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, однако находит размер компенсации завышенным, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических
и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Оценивая степень вины ответчика в причинении морального вреда истцу, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации истца от ХХ.ХХ.ХХ № №, срок действия которой установлен бессрочно, обязательства ОСФР по Республике Карелия исполнены в полном объёме.
В связи с полным освоением денежных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств по расходам на поставку инвалидам технических средств реабилитации в ХХ.ХХ.ХХ году и отсутствием бюджетных ассигнований на ХХ.ХХ.ХХ год ОСФР по Республике Карелия ХХ.ХХ.ХХ обращалось в Фонд социального и пенсионного страхования Российской Федерации
о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (л. д. 64—65).
В материалы дела предоставлены письменные доказательства
о неоднократном размещении запросов коммерческих предложений для неопределённого круга лиц на поставку слуховых аппаратов на официальном сайте НМЦК, направление документов на согласование
в НМЦК на закупку аналоговых слуховых аппаратов (л.д. 71-98).
Таким образом, вышеуказанные действия свидетельствуют о том, что ответчик предпринимал действия для обеспечения истца средствами технической реабилитации, до принятия судом решения истец была обеспечена слуховым аппаратом, в связи с чем взыскание компенсации морального вреда в размере 50000 руб. не будет отвечать принципам разумности и справедливости.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу
о снижении взысканного размера компенсации морального вреда до 30000 руб., учитывая при этом длительность нарушения прав истца
и последствия такого нарушения. Указанная сумма в соответствии
с нормами действующего законодательства будет отвечать принципам разумности, справедливости и не приведет к неосновательному обогащению истца.
При этом судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку действиями ответчика ОСФР по Республике Карелия по несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации нарушены личные неимущественные права истца. Доводы жалобы об обратном основаны
на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 23 ноября 2023 года изменить в части взысканной суммы компенсации морального вреда.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
(ИНН ХХ.ХХ.ХХ) в пользу Павловой Н.С. (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 18.10.2024