Дело № 2-4334/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Никоновой Е.Г.,
с участием представителя истца Малышева К.И.,
представителя ответчика Кирушева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 июля 2018 года гражданское дело по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к ООО «Северо-Западный лесной терминал» о возложении обязанности доукомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
в производстве суда находится указанное выше дело. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми заявлены требования с учетом уточнений к ООО «Северо-Западный лесной терминал» о возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения в соответствии с требованиями законодательства, а именно дополнительно укомплектовать пункт следующими средствами и техникой пожаротушения: съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000-1500 л. в количестве 6 шт., пожарные мотопомпы с подачей от 100 до 800 л./мин., укомплектовать пожарно-техническим вооружением (в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) на пожарную мотопомпу - 2 шт., воздуходувки - 6 шт., бензопилы - 7 шт., зажигательные аппараты – 5 шт., бидоны или канистры для питьевой воды – 7 шт.
В обоснование иска указано, что в нарушение пп. "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах не доукомплектован пункт сосредоточения пожарного инвентаря средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенный на базе предприятия ООО «СЗЛТ» в г. Сыктывкаре.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ «Айкинское лесничество», ГУ «Коркеросское лесничество», ГУ «Сторожевское лесничество», ГУ «Усть-Куломское лесничество», ГУ «Сыктывдинское лесничество», ГУ «Сыктывкарское лесничество».
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, полагал, что спор не относится к подведомственности суда общей юрисдикции и должен быть рассмотрен арбитражным судом, поскольку сторонами по делу являются юридические лица. При этом представитель ответчика не оспаривал наличие обязанности у его доверителя по оборудованию и комплектованию пункта сосредоточения средств пожаротушения. С объёмом доукомплектования, указанным истцом, также согласился.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Установлено, что между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывкарский лесопромышленный комбинат» заключен договор аренды № 2 от 22.04.2008, согласно которому ООО «Сыктывкарский лесопромышленный комбинат» приняло в аренду лесной участок общей площадью 32400 га, расположенный в муниципальном районе «Сысольский».
ООО «Сыктывкарский лесопромышленный комбинат» передало 01.06.2015 все свои права и обязанности по договору от 22.04.2008 ООО «Северо-Западный лесной терминал» (далее ООО «СЗЛТ»).
Также между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «Сыктывдинский ЛПК» заключен договор № 25 от 22.04.2008 о передаче в долгосрочное временное пользование лесного участка общей площадью 81408,00 га, расположенного в муниципальном районе «Сыктывдинский».
ООО «Сыктывдинский ЛПК» 01.06.2015 передало все свои права и обязанности по договору от 22.04.2008 ООО «СЗЛТ».
Комитет лесов Республики Коми по договору аренды № 1 от 17.03.2015 передал во временное пользование ООО «...» лесной участок общей площадью 281716 га, расположенный в муниципальных районах Республики Коми МО МР «Усть-Вымский», МО МР «Корткеросский», МО МР «Усть-Куломский», МО МР «Сыктывдинский».
В соответствии с протоколом заседания аукионной комиссии по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков № 11 от 11.11.2015 все права и обязанности по договору № 1 от ООО «...» перешли к ООО «СЗЛТ».
На основании вышеуказанных договоров в целях заготовки древесины на территории Республики Коми ООО «СЗЛТ» использует лесные участки общей площадью 395524 га.
12.05.2017 Министерством в соответствии с приказом от 22.03.2017 № 521 «Об организации охраны лесов от пожаров в 2017 году на территории Республики Коми» в рамках осуществления контроля за исполнением арендатором условий договора аренды лесного участка, был осуществлен осмотр средств пожаротушения, обеспечивающих пожарную безопасность арендованных земельных участков ООО «СЗЛТ».
В ходе проверки установлено, что в нарушении пп. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 не доукомплектован пункт сосредоточения пожарного инвентаря средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, расположенный на базе предприятия ООО «СЗЛТ» в г. Сыктывкаре.
01.06.2018 Министерством в соответствии с приказом от 06.02.2018 № 249 «Об организации охраны лесов от пожаров в 2018 году на территории Республики Коми» в рамках осуществления контроля за исполнением арендатором условий договора аренды лесного участка, был осуществлен осмотр средств пожаротушения, обеспечивающих пожарную безопасность арендованных лесных участков ООО «Северо-Западный лесной терминал».
По результатам проверки составлен Акт № 2 проведения осмотра средств пожаротушения, в рамках соблюдения договорных обязательств ООО «СЗЛТ» от 01.06.2018.
В ходе проверки установлен факт несоблюдения норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (пункт наличия средств пожаротушения укомплектован на 94,6 %.)
Согласно Акту № 2 на пункте сосредоточения средств пожаротушения отсутствуют:
- съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000-1500 л. в количестве 6 шт. (по норме 6 шт.);
- пожарные мотопомпы с подачей от 100 до 800 л/мин., укомплектованная пожарно-техническим вооружением (в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) на пожарную мотопомпу) - 2 шт. (по норме 6);
- воздуходувки - 6 шт. (по норме 17);
- бензопилы - 7 шт. (по норме 17);
- зажигательные аппараты - 5 шт. (по норме 15);
- бидоны или канистры для питьевой воды - 7 (по норме 15).
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-Ф3 «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации от -.12.2006 г № 200-ФЗ (далее - ЛK РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЛK РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 1 статьи 53 ЛK РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Частью 1 статьи 53.1 ЛK РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу части 2 указанной выше статьи ЛK РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ то охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов - сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Согласно части 3 статьи 53.1 ЛK РФ указанные в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Часть 5 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с частью 7 статьи 53.1 ЛК РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов с определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 далее Правила), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливаю единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с пунктом 5 Правил мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Подпунктом «в» пункта 13 Правил установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 № 161 (далее - Приказ № 161).
Частью 1 приложения 2 Приказа № 161 установлены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующие леса при заготовки древесины в многолесных субъектах РФ (площадь земель лесного фонда свыше 30% от общей площади субъекта РФ) в данном случае - от 100 до 500 тыс. га на каждые 100 тыс. га арендованной площадь).
Согласно пункту 5 приложения 3 Приказа № 161 в случае, если лицу, использующему леса в пределах одного субъекта Российской Федерации, представлено два или более лесных участков, не имеющих общих границ, либо в случае, если использование лесов одним лицом, использующим леса, осуществляется на основании двух или более правоустанавливающих документов независимо от вида и объема использования лесов, пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря может формироваться как для каждого участка в отдельности, так и один на несколько участков с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара. Укомплектование единого пункта сосредоточения противопожарного инвентаря для нескольких арендованных лесных участков осуществляется исходя из суммарной площади данных участков, согласно нормативам, установленным настоящим приказом. Укомплектование пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на лесном участке, предоставленному лицу для нескольких видов использования лесов, осуществляется согласно нормативам, которые являются наибольшими из установленных по данным видам использования лесов.
В соответствии с проектами освоения лесов, в ведении ООО «СЗЛТ» имеется один пункт сосредоточения средств пожаротушения, который находится на базе предприятия в городе Сыктывкаре. При этом ни на одном из арендуемых участках в соответствии с данными проектами пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря в полном объёме не сформирован.
Объём доукомплектования, истребуемый истцом, представителем ответчика не оспорен.
Доводы о неподведомственности спора суду общей юрисдикции во внимание приняты быть не могут.
В силу части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно статье 27 (части 1 и 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Пунктом 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела усматривается, что обращение в суд преследует не только цель обеспечить выполнение условий договора аренды, но и защиты неопределённого круга лиц, в том числе и физических на пожаробезопасность в лесах, сохранение лесного фонда. В связи с чем спор обусловлен не только участием субъектов экономических отношений, но и мотивами защиты прав неопределённого круга лиц, а соответственно дело подведомственно суду общей юрисдикции.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований. Определяя срок исполнения решения, суд исходит из объективной возможности у ответчика совершить требуемые действия, а также необходимости обеспечить защищённость неопределённого круга лиц от возможных террористических и иных угроз. Таким сроком по убеждению суда является один месяц со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, поскольку истец был освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на ООО "Северо-Западный лесной терминал" обязанность доукомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения в соответствии с требованиями законодательства, а именно в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения средств пожаротушения следующими средствами и техникой пожаротушения:
- съемными цистернами, резиновыми емкостями для воды объемом 1000-1500 л. в количестве 6 шт.;
- пожарными мотопомпами с подачей от 100 до 800 л/мин., укомплектованными пожарно-техническим вооружением (в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) на пожарную мотопомпу) - 2 шт.;
- воздуходувками - 6 шт.;
- бензопилами - 7 шт.;
- зажигательными аппаратами - 5 шт.;
- бидонами или канистрами для питьевой воды - 7.
Взыскать с ООО "Северо-Западный лесной терминал" с доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" государственную пошлину в размере 6000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Попов