78RS0002-01-2019-007627-42
Дело № 2а-7290/2019 02 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
с участием прокурора Володькиной И.С., представителя административного истца Миронова М.А., представителей административного ответчика Ткаченко О.В., Стацура Ф.И., представителя заинтересованного лица Бариновой Н.Ю. – Полякова П.А.,
при секретаре Баталовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ермиловой Е. Н. к Территориальной избирательной комиссии № 22 об оспаривании решения о регистрации Бариновой Н. Ю. кандидатом в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Ермилова Е.Н. обратилась в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения ТИК № 22 от 19.07.2019 года № 87-4 о регистрации Бариновой Н.Ю. кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований указала, что кандидатом не представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей, подписные листы не пронумерованы, в установленный срок не были представлены документы об источниках формирования избирательного фонда, а также не представлены заверенные кандидатом документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы и занимаемой должности. Полагая, что при таких обстоятельствах решение о регистрации кандидата является незаконным, административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя, который заявленные требования поддержал в полном объеме; пояснил, что в подписных листах избирателями ФИО19 и ФИО10 указан недостоверный адрес места жительства, не включенный в адресное пространство избирательного округа; избиратель ФИО11 не зарегистрирована по указанному в подписном листе адресу; избиратель ФИО12 зарегистрирована на территории другого избирательного округа; а в подписных листах с подписями ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО11 указан несуществующий адрес сборщика подписей ФИО18
Заинтересованное лицо Баринова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя, который против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представители административного ответчика в судебном заседании заявленные административным истцом требования не оспаривали, подтвердив доводы стороны административного истца как в части наличия недействительных подписей, так и в части непредставления необходимых для регистрации документов; при этом представитель административного ответчика пояснил, что протокол проверки подписей рабочей группой не составлялся в связи с истечением срока проверки подписей, поскольку документы от ИК МО МО Сампсониевское были переданы в ТИК № 22 04.07.2019 года, а рассмотрение заявления кандидата состоялось 06.07.2019 года.
Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии в судебное заседание не явился, возражений по существу заявленных требований не представил.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, а также подлинные документы по заявлению кандидата, в том числе, подписные листы, представленные административным ответчиком, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу п.6 ст.76 названного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст.75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п.24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.7 ст.76 названного Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в том числе, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» п.24 ст.38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (подп. «а»).
Как указано в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений п.п.24-26 ст.38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п.14.3 ст.35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий).
Условия выдвижения кандидатов также предусмотрены ст.22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», в силу которой окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный п.8 ст.21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий).
В силу п.3 ст.27 Закона Санкт-Петербурга для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный п.8 ст.21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей;
б) данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются;
в) первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
В соответствии со ст.26 Закона Санкт-Петербурга № 303-46, подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (п.4).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п.8).
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (п.9).
Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в указанную избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (п.12).
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и в п.4 ст.29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46.
Согласно ст.29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п.1, 3 и 4 ст.22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в п.7 ст.24 настояще?<данные изъяты>
В силу ст.28 Закона Санкт-Петербурга для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей (п.6).
При этом недействительными признаются (п.13): подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подп. «б»); подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подп. «в»); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (подп. «е»); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подп. «ж»); если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности (подп. «з»).
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «з», «и» и «н» п.13 настоящей статьи (п.14).
Согласно п.4 ст.29 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата;
г) наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона;
д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом;
з) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Как усматривается из представленных документов, 20.06.2019 года Баринова Н.Ю. подала в ИК МО МО Сампсониевское заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального совета ВМО Санкт-Петербурга МО Сампсониевское шестого созыва по пятимандатному избирательному округу № 235, сведения о размере и источниках доходов, имуществе, счетах (вкладах), ценных бумагах, справки о заключении брака, копии паспорта и диплома об образовании; 25.06.2019 года – оригинал справки ПАО Сбербанк об открытии избирательного счета; а 27.06.2019 года – выписку из лицевого счета, финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей избирателей, уведомление о внесении изменений в ранее представленные сведения, заявление о согласии баллотироваться, заявление об оповещении, а также подписные листы в количестве 8 штук (прошитые, не пронумерованные).
04.07.2019 года ТИК № 22 в адрес кандидата было направлено извещение об отсутствии документов, представление которых предусмотрено законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а именно: документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы и о занимаемой должности, а также документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании; которые предложено устранить не позднее 10:00 06.07.2019 года.
06.07.2019 ТИК № 22, осуществляющей полномочия ИК МО МО Сампсониевское, отказано в регистрации Бариновой Н.Ю. на основании подп. «в» п.4 ст.29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 (решение № 79-14); поскольку кандидатом не представлены документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы и занимаемой должности, не представлена информация об источниках формирования избирательного фонда.
18.07.2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией принято решение № 118-35 по жалобе Бариновой Н.Ю., которым отменено решение ТИК № 22 от 06.07.2019 года № 79-14, на ТИК № 22 возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Бариновой Н.Ю. не позднее, чем на следующий день после принятия настоящего решения, и с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
При этом Санкт-Петербургской избирательной комиссией установлено, что извещение о недостатках в документах, в том числе о тех, которые послужили основанием для принятия оспариваемого решения, в нарушение п.1 ст.27 Закона Санкт-Петербурга направлено кандидату 04.07.2019 года, то есть менее чем за 3 дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
19.07.2019 года ТИК № 22 принято решение о регистрации Бариновой Н. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинутой в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235 на основании ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» в 09 час. 07 мин.
При этом из объяснений представителя административного ответчика усматривается, что на момент принятия оспариваемого решения в распоряжение ТИК № 22 кандидатом был представлен документ, подтверждающий указанные в заявлении сведения об основном месте работы и занимаемой должности, что опровергает доводы административного истца в указанной части.
Оценивая доводы административного истца о необходимости предоставления документов об источниках формирования избирательного фонда, со ссылкой на положения п.3 ст.27 Закона Санкт-Петербурга, суд отклоняет их, как основанные на неверном понимании действующего законодательства, поскольку указанная норма возлагает на кандидата обязанность только по отражению в первом финансовом отчете сведений о размерах и всех источниках его формирования, что и было сделано Бариновой Н.Ю.
В соответствии с п.6 ст.75 Федерального закона № 67-ФЗ вышестоящая комиссия в случае поступления жалобы на решения комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения (подп. «а»), отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу (подп. «б»), отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (подп. «в»).
Действительно, в силу прямого указания федерального законодателя решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий (п.10 ст.20 Федерального закона № 67-ФЗ).
Между тем, в данном случае, Санкт-Петербургская избирательная комиссия, удовлетворяя жалобу Бариновой Н.Ю. и отменяя состоявшееся решение ТИК № 22, не реализовала предоставленное ее подп. «б» п.6 ст.75 Федерального закона № 67-ФЗ право и решение о регистрации кандидата не приняла, возложив на ТИК № 22 обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата, следовательно, решение о регистрации Бариновой Н.Ю. кандидатом в депутаты может быть предметом самостоятельного обжалования, как это прямо предусмотрено п.6 ст.76 названного федерального закона. Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18.07.2019 года по жалобе Бариновой Н.Ю. в силу приведенных федеральных правовых норм не может являться препятствием для проверки законности регистрации названного кандидата судом, решение которого является приоритетным и обязательным для всех (п.п.3 и 9 ст.75 Федерального закона № 67-ФЗ, ст.16 КАС РФ). Аналогичная позиция Верховного Суда РФ изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.10.2016 года № 78-АПГ16-27.
Исследовав представленные кандидатом подписные листы, в количестве 8 листов, содержащие 16 подписей, в целях проверки доводов административного истца, принимая во внимание объяснения представителя административного ответчика и отсутствие возражений со стороны представителя заинтересованного лица, ссылавшегося на выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии об отсутствии оснований для отказа в регистрации кандидата, изложенные в решении № 118-35 от 18.07.2019 года, и обязательность такого решения для ТИК № 22; суд соглашается с доводами административного иска о недействительности:
- подписей ФИО19 и ФИО10, поскольку дом <адрес> не существует; на основании подп. «в» ст.28 Закона Санкт-Петербурга;
- подписи ФИО12, проживающей по адресу: <адрес>, поскольку такой адрес относится к избирательному округу № 245; а Баринова Н.Ю. баллотируется по избирательному округу № 235; на основании подп. «б» п.13 ст.28, п.4 ст.26 Закона Санкт-Петербурга,
- подписей ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО11, поскольку в подписных листах, содержащих такие подписи, в сведениях о сборщике подписей, их удостоверившем, - ФИО18, указан несуществующий адрес: <адрес>; на основании подп. «з» ст.28 Закона Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, поскольку 9 из 16 представленных кандидатом подписей подлежали признанию недействительными, при необходимом минимальном количестве достоверных подписей – 12, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения у избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации Бариновой Н.Ю. кандидатом в депутаты.
Разрешая заявленные требования по существу, суд принимает во внимание отсутствие со стороны заинтересованного лица Бариновой Н.Ю. как доводов о действительности представленных подписей, так и доказательств, опровергающих доводы административного истца и административного ответчика; при этом суд также учитывает, что само по себе неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодателя об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства; аналогичные выводы изложены в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 04.09.2018 года № 55-АПГ18-23.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии № 22 от 19.07.2019 года № 87-4 о регистрации Бариновой Н. Ю. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 235.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 5 дней.
Судья (подпись) А.В. Николаева
Решение принято в окончательной форме 03.08.2019 года