Решение по делу № 33-895/2023 от 12.01.2023

                                                     Дело № 33-895/2023

             (номер дела, присвоенный в суде первой инстанции № 2-8452/2022)                                                                    72RS0025-01-2020-007272-54

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Тюмень                                                    13 февраля 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи:          Пуминовой Т.Н,

    судей:                               Завьяловой А.В., Малининой Л.Б.,

    при секретаре-помощнике судьи:       ФИО4,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Коновалова Александра Владимировича на решение Центрального районного суда города Тюмени от 27 сентября 2022 года, которым постановлено:

    «Исковые требования Коновалова Александра Владимировича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области о включении периодов службы в органах внутренних дел в льготном исчислении – оставить без удовлетворения».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Завьяловой А.В., объяснения представителя ответчика УМВД России по Тюменской области ФИО6, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

                установила:

    Коновалов А.В. обратился в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области о перерасчете стажа по выслуге лет.

    Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в органах внутренних дел, в том числе: 1) с 11 марта 1997 г. по 22 мая 2000 г. в УВД Тюменской области; 2) с 18 ноября 2002 г. по 23 июля 2018 г. на должности инспектора (ДПС) взвода <.......> в составе батальона <.......> в составе полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области; 3) с 30 мая 1990 г. по 23 апреля 1992 г. служба в рядах СА.

    Согласно справки из материалов пенсионного дела Отделом пенсионного обеспечения УМВД Российской Федерации по Тюменской области произведен расчет выслуги лет истца, указав в календарном исчислении 20 лет 09 мес. 09 дней, в льготном исчислении 21 год 00 мес. 11 дней из них - срочная служба в календарном исчислении 01 год 10 мес. 23 дня, стажер 00 лет 03 мес. 00 дней, служба в ОВД в календарном исчислении 18 лет 07 мес. 16 дней, в льготном исчислении 18 лет 10 мес. 18 дней. Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 24 июля 2018 г. в календарном исчислении составила 20 лет 9 мес. 09 дней.

    Расчет выслуги лет в льготном исчислении ответчиком произведен неверно, с чем не согласен истец, поскольку в выслугу лет не засчитаны в льготном исчислении периоды прохождения истцом службы с 01 сентября 2008г. по 23 июля 2018г. в ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области.

    Истец ссылается на Приказ МВД России от 22 июня 2009г. № 472 «Об утверждении перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях». Согласно пункту 1 Перечня (до изменений, внесенных приказом МВД России от 13.10.2014 г.), в число подразделений и должностей включены: полк (батальон, рота, взвод, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования: начальник контрольного поста милиции; начальник смены (контрольного поста милиции); командир взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного ДПС ГИБДД оперативного реагирования); заместитель командира взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного ДПС ГИБДД оперативного реагирования); старший инспектор по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции; старший государственный инспектор дорожного надзора; командир отделения строевого подразделения дорожно-патрульной службы; старший инспектор дорожно-патрульной службы; инспектор по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции; государственный инспектор дорожного надзора; инспектор дорожно-патрульной службы. Согласно п. 1 Примечания к Приказу № 472, в соответствии с настоящем Перечнем дорожного сотрудникам Государственной движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 01 января 2009 г. из расчета один месяц службы за полтора месяца. При этом, пунктом 2 Примечания к Приказу № 472 предусмотрено, что лицам, проходившим службу состава в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Полагает, что из должностного регламента усматривается, что в должностные обязанности истца входило обеспечение соблюдения в должностные участниками дорожного движения ПДД РФ, прибывать на место ДТП, обеспечивать прохождение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лиц, причастных к ДТП, заниматься составлением окончательного материала по ДТП, выявлять очевидцев ДТП, а также выяснять у них обстоятельства случившегося, обеспечивать сохранность следов и вещественных доказательств на месте ДТП, выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП или используемые в противоправных целях, производить тщательную проверку документов у водителей, предусмотренных ПДД, номеров агрегатов подозреваемых ТС, контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и т.д.

    Полагая, что поскольку им исполнялись функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, истец просил суд: 1) Обязать Главное Управление МВД России по Тюменской области произвести ФИО1 перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца с 01 января 2009 г. по 23 июля 2018 г. (Т.1, л.д.3-8)

    Протокольным определением от 27 октября 2021 года судом приняты уточнения исковых требований, согласно которых истец просил: 1) обязать ГУ МВД России по Тюменской области включить в выслугу лет в льготном исчислении период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца; 2) произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет 1 месяц за 1,5 месяца с 01 января 2009г. по 19 января 2018г. Коновалову А.В. с даты назначения пенсии (Т.1, л.д.152, 156-158).

    Решением Центрального районного суда города Тюмени от 19 ноября 2021 года, исковые требования Коновалова Александра Владимировича к Главному Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области - удовлетворены (Т.1, л.д.230-241).

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года, решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 ноября 2021 года – оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области – без удовлетворения (Т.2, л.д.27-37).

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 года, решение Центрального районного суда города Тюмени от 19 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года – отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Центральный районный суд г. Тюмени. Отменено приостановление исполнения решения Центрального районного суда города Тюмени от 19 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года (Т.2, л.д.74-93).

    Истец Коновалов А.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

    Представитель истца ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования.

    Представитель ответчика УМВД России по Тюменской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.

    Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. С решением суда не согласен, ссылается на нарушения норм материального права.

    Отмечает в жалобе, что из копии трудовой книжки усматривается, что он проходил службу в органах внутренних дел, а именно: с18 ноября 2002 г. по 23июля 2018 г. Обращает внимание на то, что 23 июля 2018 года он обратился с заявлением о назначении пенсии в УМВД России по Тюменской области. Согласно справке от 09 августа 2018 года, выслуга лет составляет 20 лет 09 мес.09 дней (календарное исчисление), 21 год 00 мес. 11 дней (льготное исчисление). Из них служба в ОВД в календарном исчислении – 18 лет 07 мес. 16 дней, в льготном исчислении 18 лет 10 мес. 18 дней. С данным расчетом истец не согласился и обратился в суд с требованием о перерасчете стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца с 01 января 2009 г. по 23 июля 2018 г. Указывает на то, что нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...».

    Отмечает в жалобе, что информацией МВД УМВД РФ по ТО от 21 июля 2020 г. и расчетом выслуги лет подтверждена пройденная им служба в ОВД с 18 ноября 2002 г. по 23 июля 2018 г., в том числе с 01 ноября 2006 г. по 20 января 2018 г. в должности инспектора ДПС для выезда на ДТП (дежурной части полка, при этом ссылается на п. 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02 марта 2009 № 185 исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.

    Считает неверным вывод суда о том, что обязанности, предусмотренные должностными регламентами не тождественны обязанностям по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения на постоянной основе, а лишь свидетельствуют о выполнении истцом обязанностей, связанных с обеспечением прибытия дежурной группы на ДТП в кратчайший срок, и в дальнейшем выполнении мероприятий, связанных с разбором.

    Суд указывает, что должностные обязанности отличаются от обязанностей ИДПС ГИБДД УМВД России по г. Тюмени, при этом ответчик представил должностную инструкцию ИДПС ГИБДД УМВД России по г.Тюмени только за 2011 год, также представлены инструкции, где закреплены должностные обязанности истца за 2014, 2017, 2018 гг. Из инструкций ИДПС ГИБДД УМВД России по г. Тюмени за 2011 г. и его должностных инструкций от 31.01.2018г. усматривается, что должностные обязанности были идентичными, а именно: контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил в области дорожного движения постоянно; контролировать у водителей наличие документов предусмотренных ПДД РФ постоянно; обеспечивать контроль и надзор за соблюдением участниками ДД требований в области обеспечения безопасности ДД - постоянно; осуществлять контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети постоянно; выявлять и задерживать объявленные в розыск ТС, водители которых скрылись с места ДТП или используемые в противоправных целях, производить тщательную проверку документов у водителей постоянно.

    Считает, что предоставленные должностные инструкции подтверждают, что обязанности истца были тождественными обязанностям Инспектора ДПС. Приписка в должности инспектора «для выезда должности в наименовании свидетельствует лишь о направлении деятельности инспектора, и не исключает его функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, по составлению протоколов об административных правонарушениях. Указывает на то, что он выполнял административные действия и осуществлял их на постоянной основе, что подтвердилось им в судебном заседании, а также подтверждено свидетелями. Таким образом, в спорные периоды он исполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем работа в спорные периоды подлежит включению в срок льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии.

                    На апелляционную жалобу истца, поступили возражения от ответчика УМВД России по Тюменской области, в которых они просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца, без удовлетворения.

                    Истец Коновалов А.В. и его представитель в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли.

                    Представитель ответчика УМВД России по Тюменской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы истца, поддержала доводы письменных возражений на жалобу.

    Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

    При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

                Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Коновалов Александр Владимирович с 1997 года по 2000 год, с 2002 года по 2018 год проходил службу в органах внутренних дел.

Приказом УМВД России по Тюменской области от 16 июля 2018 года <.......> л/с лейтенант полиции Коновалов А.В. был уволен из органов внутренних дел с должности инспектора дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) взвода <.......> в составе батальона <.......> в составе полка ДПС ГИБДД России по Тюменской области по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 23 июля 2018 года (Т.1, л.д.ю13-16,17).

Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении Коновалова А.В. составила 20 лет 09 месяцев 09 дней, в льготном исчислении - 21 год 00 месяцев 11 дней (Т.1, л.д.26-30).

В расчет выслуги лет Коновалова А.В. ответчиком в льготном исчислении в стаж истца из расчета 1 месяц службы за 1,5 был включен период с 20 января 2018 года по 23 июля 2018 года в должности инспектора (дорожно-патрульной службы) взвода <.......> в составе батальона <.......> в составе полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области, г. Тюмень.

В расчет выслуги лет Коновалова А.В. ответчиком в льготном исчислении в стаж истца из расчета месяц службы за 1,5 не были включены периоды службы истца в органах внутренних дел в период с 01 января 2009 года по 19 января 2018 года в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень (Т.1, л.д.18).

Коновалов А.В. в спорный период проходил службу в качестве инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по г. Тюмени, в том числе в период с 26 июля 2011 года по 25 января 2013 года проходил службу в качестве инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени.

Как следует из должностного регламента (должностной инструкции) инспектора ДПС (для выезда на дорожное-транспортное происшествие (далее - ДТП)) дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области лейтенанта полиции Коновалова А.В., утвержденного 14 февраля 2014 года, на Коновалова А.В. были возложены, помимо прочих, обязанности по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения; организация безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения; взаимодействие с другими ОВД, обеспечение прибытия своей дежурной группы на ДТП, а также на место любого происшествия в минимально короткие сроки; осуществление производств по делам об административных правонарушениях (раздел II). В целях выполнения обязанностей по осуществлению дорожного надзора истцу было предоставлено право контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, принимать участие в первоначальных действиях по розыску водителей и транспортных средств, скрывшихся с места ДТП, на месте ДТП устанавливать личность участников происшествия через адресное бюро, базу ИЦ, проверять транспорт по базам розыска; оказывать помощь в составлении материалов старшему наряду, а также производить самостоятельное оформление материалов по ДТП; обеспечивать прохождение освидетельствования на состояние опьянения лиц, причастных к ДТП, заниматься составлением окончательного материала по ДТП, в случаях прибытия водителей на ОПП (СПП), а также по ДТП, участники которого направлены на ОПП (СПП) для доработки другими нарядами полка ДПС ГИДД; обеспечивать беспрепятственный проезд транспортных средств или объезд места ДТП, при необходимости осуществлять ручное регулирование; останавливать транспортные средства, водители которых нарушили Правила дорожного движения, отстранять в установленных законодательством Российской Федерации случаях водителей от управления транспортными средствами, а транспортные средства задерживать до устранения причины задержания, освидетельствовать в установленном законом порядке лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, и направлять их на медицинское освидетельствование, применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, специальные средства принудительной остановки транспортных средств, осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств, составлять протоколы об административных правонарушениях, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (Т.1, л.д.87-90).

Из должностного регламента (должностной инструкции) инспектора ДПС (для выезда на ДТП) дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области лейтенанта полиции Коновалова А.В., утвержденного 10 октября 2017 года, на Коновалова А.В. были возложены, помимо прочих, обязанности по организации безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения; обеспечение прибытия своей дежурной группы на дорожно-транспортное происшествие, а также на место любого происшествия в минимально кратчайшие сроки; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (периодичность выполнения - постоянно); производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений правил дорожного движения; контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных правилами дорожного движения (периодичность выполнения – при надзоре за дорожным движением) (пункт 3.21); принимать участие в первоначальных действиях по розыску водителей и транспортных средств, скрывшихся с места ДТП; на месте ДТП устанавливать личность участников происшествия через адресное бюро, базу ИЦ, проверять транспорт по базам розыска; оказывать помощь в составлении материалов старшему наряду, а также производить самостоятельное оформление материалов по ДТП; обеспечивать прохождение освидетельствования на состояние опьянения лиц, причастных к ДТП, обеспечивать беспрепятственный проезд транспортных средств или объезд места ДТП, при необходимости осуществлять ручное регулирование; лично принимать участие в раскрытии преступления (во время несения службы на маршруте патрулирования) (Т.1, л.д.91-96).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периодическое привлечение Коновалова А.В. к осуществлению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, не является основанием для удовлетворения исковых требований и расчета выслуги лет в льготном исчислении, поскольку не свидетельствует о постоянной службе в условиях, в должности и в подразделении, предусмотренных Перечнем, утвержденным 22 июня 2009 года № 472.

Проанализировав положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Приказа МВД России от 22 июня 2009 года № 472 об утверждении Перечня, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для расчета в льготном исчислении периода службы истца в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, в должности инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, поскольку названным Перечнем не предусмотрены указанные должности.

Суд первой инстанции указал, что само по себе исполнение истцом функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения без подтверждения постоянной занятости права на льготное исчисление выслуги не дает, а доказательств, что истец постоянно осуществлял функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, истцом не представлено.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они соответствуют требованиям норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, а также материалам гражданского дела.

В соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции от 22 июля 2008 года, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

В силу статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «г» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в редакции от 25 сентября 2008 года в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472, в редакции от 22 июня 2009 года предусмотрены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования;

должности: старший государственный инспектор дорожного надзора, старший инспектор дорожно-патрульной службы, государственный инспектор дорожного надзора, инспектор дорожно-патрульной службы.

Согласно примечанию к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472, в редакции от 22 июня 2009 года, лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Перечнем подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472, в действующей редакции предусмотрены подразделения: полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования;

должности: старшего государственного инспектора дорожного надзора, старшего инспектора дорожно-патрульной службы, государственного инспектора дорожного надзора, инспектора дорожно-патрульной службы.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденному Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472 (далее - Перечень), лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185 (далее - Административный регламент № 185), утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23 августа 2017 года № 664, вступившим в силу 19 октября 2017 года и утвердившим новый Административный регламент, определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Согласно пункту 31 названного Административного регламента № 185, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Общие требования к исполнению административных процедур (действий).

На основании пункта 35 указанного Административного регламента № 185 в редакции от 22 марта 2009 года исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного.

Пунктом 35 указанного Административного регламента № 185 в последней редакции от 22 декабря 2014 года исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного. За пределами указанной территории исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется в установленном МВД России порядке.

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу (пункт 38 Административного регламента № 185).

Контроль за дорожным движением включает: визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов; наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства (пункт 39 Административного регламента № 185).

Контроль за дорожным движением может осуществляться: в пешем порядке; на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении. Контроль за дорожным движением участковыми уполномоченными полиции может осуществляться на закрепленных служебных транспортных средствах. На стационарном посту ДПС. При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами (пункт 40 Административного регламента № 185).

При осуществлении контроля за дорожным движением принимаются меры к: предупреждению нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения; предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить; выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования; оказанию, при необходимости и соответствующих обращениях, содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования; выявлению и пресечению нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения; выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске; пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности; оказанию содействия в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; фиксации и передаче в дежурную часть установленных фактов нарушений правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, недостатков в содержании дорог, инженерных сооружений, технических средств организации дорожного движения и в местах проведения работ на дорогах, угрожающих безопасности дорожного движения; выполнению указаний, полученных от руководителя подразделения или дежурного. В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение дорожно-транспортных происшествий (пункт 45 Административного регламента №185).

При выявлении нарушения Правил дорожного движения, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены: остановка транспортного средства, пешехода (пункты 63 - 81 настоящего Административного регламента) с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении; передача информации о нарушении другому наряду сотрудников или в дежурную часть (в случае необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства). При одновременном выявлении нарушений Правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан (пункт 47 Административного регламента № 185).

Согласно пункту 3 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664 (далее - Административный регламент № 664), государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

На основании пункта 6 данного Административного регламента № 664 должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право в том числе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан и должностных лиц разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом федерального государственного надзора (подпункт 6.2); патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка (подпункт 6.5); составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и другие (подпункт 6.7).

Результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств (пункт 13 Административного регламента № 664).

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; выезд на место дорожно-транспортного происшествия (пункт 31 Административного регламента № 664).

По смыслу приведенных норм материального права следует, что с 01 января 2009 года льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам Госавтоинспекции возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Требованиям примечания № 2 к Перечню отвечают сотрудники, в должностные обязанности которых в обязательном порядке входит исполнение такой административной процедуры как контроль и надзор за дорожным движением, такие сотрудники осуществляют постоянный контроль и надзор за участниками дорожного движения.

Должность инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД, а также должность инспектора дорожно-патрульной службы для выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД подразумевает несение сотрудником службы не на постах и маршрутах патрулирования ДПС, а выезды из дежурной части полка (отдельного батальона) ДПС на места ДТП.

В соответствии с данным Перечнем право на льготное исчисление выслуги имеет инспектор дорожно-патрульной службы, проходящий службу в составе полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированного полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированного батальона (роты, взвода) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец постоянно осуществлял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, аналогично с должностными обязанностями в его должностной инструкции от 31 января 2018 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат должностным регламентам (должностным инструкциям) истца за 2014, 2017 гг. Показания свидетелей, на что указано в жалобе, данное обстоятельство не опровергают.

Должности истца - инспектор дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, а также инспектор дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, не соответствуют наименованию должности и подразделению, включенному в Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденный Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472.

Доводы жалобы о том, что должности: инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части полка дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, а также инспектора дорожно-патрульной службы (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) дежурной части отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД по г. Тюмени, г. Тюмень, тождественны должности инспектора ДПС несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела, в частности Должностным регламентом инспектора (ДПС) группы выезда на дорожно-транспортные происшествия дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области, утв. 10.10.2017 года, Должностным регламентом (должностной инструкции) инспектора ДПС (для выезда на дорожное-транспортное происшествие дежурной части полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области, утв. 14.02.2014 года, штатным расписанием УМВД России по Тюменской области, штатно-должностными книгами, расстановками постов и маршрутов.

Анализируя представленные доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из материалов дела, в том числе: должностных регламентов за 2014, 2017, 2018 годы лейтенанта полиции Коновалова А.В., следует, что в спорные периоды службы Коновалов А.В. во исполнение возложенных на него обязанностей и в рамках предоставленных должностных инструкций прав, периодически выезжал на место ДТП, осуществляя осмотр места происшествия, обследование дорожных условий; был задействован в оперативных мероприятиях, усилениях, оформлял материалы об административных правонарушениях (в том числе, в отношении участников дорожного движения) в дежурной группе, с фактическим несением службы в дежурной части.

Исполнение функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является обязательным условием для исчисления выслуги лет на льготных условиях. При этом исполнение таких функций должно быть постоянным. Разовое, непостоянное исполнение сотрудником отдельных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с Приказом МВД России от 22 июня 2009 года № 472, которым утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, служба в которых предоставляет право на начисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, не влечет право на льготное исчисление периода выслуги, что следует из буквального содержания нормативного акта.

Оценивая должностные регламенты от 2014 и 2017 годов, и должностные обязанности инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Тюмени, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в них указаны должностные обязанности, связанные с обеспечением прибытия своей дежурной группы на ДТП в кратчайшие сроки и в дальнейшем выполнение истцом мероприятий, связанных с разбором дорожно-транспортного происшествия.

Доводы апелляционной жалобы истца не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда, указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, в связи с чем они не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и согласуются с нормами материального права.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены настоящего решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

    Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    Решение Центрального районного суда города Тюмени от 27 сентября 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Коновалова Александра Владимировича – без удовлетворения.

    Мотивированное апелляционное определение составлено 20 февраля 2023 года.

    Председательствующий:

    Судьи коллегии:

33-895/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалов Александр Владимирович
Ответчики
УМВД РФ по ТО
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Завьялова Александра Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
12.01.2023Передача дела судье
13.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Передано в экспедицию
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее