Дело ...а-808/2021
25RS0...-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28.06.2021 года ..
.. районный суд .. в составе:
председательствующего судьи Мерзлякова Д.С.
при секретаре Крылова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Воронцовой Д.В. к администрации .. муниципального района .. о признании незаконным распоряжения администрации .. муниципального района .. от ... ...-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Воронцова Д.В. обратилась в суд с административным иском к администрации .. муниципального района о признании незаконным распоряжения администрации Надеждинского муниципального района .. от ... ...-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложить обязанность на администрацию .. включить её в список лиц, который подлежат обеспечению жилым помещениями.
В обоснование заявленных требований указала, что с ... относиться к категории детей сирот. Так, её мать, ... умерла ..., а отец ФИО6 умер .... Распоряжением ...-р от ... территориального отдела опеки и попечительства по .. муниципальному району, попечителем несовершеннолетней Воронцовой Д.В. назначена Свидетель №1
В сентябре 2015 года Свидетель №1 обратилась, через личный прием, к начальнику территориального отдела опеки и попечительства по Надежденскому муниципальному району ФИО7 с заявлением о включении Воронцовой Д.В. в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО8, на личном приеме, разъяснила, что Воронцова Д.В. не подпадяет под данную категорию детей сирот, и не будет включена в Список, по причине, наличия у нее 1/3 доли квартиры в общедолевой собственности по адресу: ... Более Свидетель №1 в интересах Воронцовой Д.В. в уполномоченный орган ие обращалась.
В 2012 г. Воронцова Д.В. окончила общеобразовательную школу, и поступила в Тихоокеанский государственный медицинский университет, после проходила обучение в ординатуре Университета, который в 2019 году окончила. Во время учебы находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии Университета. ... родила дочь и находится в декретном отпуске.
В 2020 году узнала от Свидетель №1, что последняя будучи попечителем обращалась в ее интересах в территориальной отдел опеки и попечительства по .. муниципальному району, с заявлением о включении Воронцовой Д.В. в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ей отказали. До этого времени Воронцова Д.В. была уверена, что Свидетель №1 в установленное время подала соответствующие документы, и она включена в Список на внеочередное получение жилого помещения в качестве сироты. Для восстановления своего нарушенного права Воронцова Д.В. обратилась с соответствующим заявлением и распоряжением ...-р от ... Администрация Надеждинского муниципального района установила факт невозможности проживания Воронцовой Д.В. в ранее занимаемом жилом помещении.
... в администрацию .. муниципального района Воронцова Д.В. направила заявление о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением ...-р от ... Воронцовой Д.В. отказано о включении ее в вышеуказанный Список, в связи с превышением максимального возраста подачи соответствующего заявления на дату обращения, т.е. 23 года. Не согласившись с распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от ... ...-р Воронцова Д.В. просила суд признать распоряжение не законным и обязать администрацию включить её в список лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании административный истец и её представитель ФИО13 на административном иске настояли, просили удовлетворить заявленные требования по доводам изложенным в административном иске.
Представители администрации .. муниципального района ФИО9, ФИО10 с административными исковыми требованиями не согласились, просили в удовлетворении административного иска отказать, полагают, что распоряжение вынесено законно и обоснованно, административным истцом пропущен срок и не предоставлено доказательств уважительности пропуска срока.
Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1 суду пояснила, что Воронцова Д.В. её родная сестра. Когда их мама умерла, она стала опекуном. Осенью в 2015 г. она обратилась к начальнику отдела опеки и попечительства Овчинниковой…, так как услышала, что сироты имеют право на жилье. На личном приеме она ей сказала, что Воронцова Д.В. не подходит под эту категорию, так как она имеет 1/3 доли в собственности, и она больше ни куда не обращалась с этим вопросом. После смерти мамы не оформила наследство, так как не было денежных средств, потом вышла на работу, и этим вопросом времени нет заниматься. В опеку она больше не обращалась, так как сказали, что Д.В. не положено. На тот момент в их квартире было зарегистрирован один ребенок и их двое.
Выслушав административного истца, её представителя, представителей административного ответчика, свидетеля, исследовав материалы административного дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, суд считает, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что ... умер отец административного истца ФИО6, а ... умерла её мать ФИО5 На момент смерти родителей Воронцовой Д.В. было 17 лет, в связи с чем, распоряжением Департамента образования и науки .. Территориальный отдел опеки и попечительства по .. ...-р от ... старшая сестра административного истца Свидетель №1 была назначена попечителем.
Воронцова Д.В. является собственником 1/3 доли квартиры в общедолевой собственности, расположенной по адресу: .., нос. Раздольное, .., общая площадь 31,8 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права ... от 22.01.2010г.)
Согласно выписки из поквартирной карточки Форма ... от ..., в указанной квартире зарегистрированы и проживают Воронцова Д.В., ... года рождения, её дочь ФИО11, ... года рождения, сестра Свидетель №1, ... года рождения, племянники ФИО12, ... года рождения и ФИО12, ... года рождения, тем самым площадь жилого помещения на одного проживающего составляла 6,36 кв.м., что является менее учетной площади.
Распоряжением Администрации .. муниципального района ...-р от ... установлен факт невозможности проживания Воронцовой Д.В., ... года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: .., нос. Раздольное, ...
... административный истец самостоятельно обратилась в отдел опеки и попечительства администрации .. муниципального района с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В марте 2021 г. она получила ответ из отдела опеки и попечительства от ... ... из которого следует, что распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от ... ...-р отказано во включении Воронцовой Д.В. в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Причиной отказа послужило то, что на момент подачи заявления административный истец достигла возраста 26 лет и утратила право на гарантируемую дополнительную социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу закона .. края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» к категориям лиц, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями относятся:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом вышеуказанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными названной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет - до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 г., следует, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Воронцова Д.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ не обладала нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, то есть она в возрасте до 23 лет в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) не обратилась с заявлением о принятии её на учет для получения жилья. Обратилась лишь в 2021 году в возрасте 26 лет.
Соответственно, до достижения истицей 23 лет (до 13.06.2017 года) предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Доказательств уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как сирота до достижения возраста 23 лет, административным истцом не представлено.
В суде установлено, что до достижения истицей 18 - летнего возраста ее попечитель не обращалась в органы местного самоуправления, в органы опеки и попечительства с просьбой поставить ее, как ребенка-сироту, на жилищный учет.
Доводы административного истца и пояснения свидетеля Свидетель №1 о том, что последняя в сентябре 2015 года обращалась с заявлением о включении Воронцовой Д.В. в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и на личном приеме у начальника территориального отдела опеки и попечительства по .. муниципальному району ФИО7 отказала, являются голословными, какими-либо объективными данными не подтверждаются.
Согласно положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет.
Поскольку, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Воронцовой Д.В. утрачен по достижении 23-летнего возраста, при этом административным истцом не представлено суду относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет она обращалась в орган местного самоуправления с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства.
Довод административного истца о том, что компетентным органом местного самоуправления не было предпринято мер по постановке административного истца в очередь нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не разъяснено о наличии у неё права на обеспечение жилым помещением, является несостоятельным, так как после достижения совершеннолетия административный истец самостоятельно осуществляла свои права и не лишена была возможности обратиться с указанным заявлением до достижения ею 23-летнего возраста, однако, интереса к решению данного вопроса она не проявила и такое заявление не подала.
Поскольку на момент подачи заявления истице уже исполнилось 26 лет, то орган местного самоуправления не вправе был ставить ее на учет лиц из числа детей сирот, нуждающихся в жилом помещении.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания распоряжения администрации .. муниципального района .. от ... ...-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Воронцовой Д.В. к администрации .. муниципального района .. о признании незаконным распоряжения администрации Надеждинского муниципального района .. от ... ...-р «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», и возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в ..вой суд через .. районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Д.С. Мерзлякова