Решение по делу № 2-3756/2024 от 16.05.2024

Дело № 2-3756/2024

22RS0068-01-2024-004857-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Неустроевой С.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Барнаула, Барнаульской городской Думе о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Барнаула с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчиков убытки 1 235 965,50 рублей.

В обоснование требований указано, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: .....

ДД.ММ.ГГГГ администрация Центрального района г. Барнаула в ответ на уведомление о планируемом строительстве уведомила о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: ...., так как данный участок находится в территориальной зоне озелененных территорий специального назначения (СН-3). Градостроительным регламентом данной зоны строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Отказ основан на следующих документах: Решении Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Генерального плана городского округа – города Барнаула Алтайского края; Решении Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула; Решении Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила землепользования и застройки ....

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ истец утратил право на получение денежных средств по свидетельству серия МС в размере 1 239 596,5 руб. как молодая семья на строительство и приобретение жилья на территории РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Алтайского краевого суда, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приложение 4 «Карта функциональных зон» Генерального плана городского округа – города Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в части распространения функциональной зоны озелененных территорий специального назначения на территорию земельного участка, приложение 1 «Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории» Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в части распространения территориальной зоны озелененных территорий специального назначения (СН-3) на земельный участок по адресу: .....

Таким образом, уведомление о невозможности строительства индивидуального жилого дома в связи, с которым утрачено право на получение денежных средств по сертификату молодая семья, был основан на решениях Барнаульской городской Думы не соответствующих требованиям законодательства РФ.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, пояснил, что из-за незаконных решения органов местного самоуправления истец утратил возможность на реализацию сертификата, выданного им в рамках программы «Молодая семья». Земельный участок приобретался истцом с целью использования полученного сертификата и строительства индивидуального жилого дома. При приобретении земельного участка в выписке из ЕГРН была информация о назначении земельного участка, а именно для строительства индивидуальных жилых домов. Поскольку право на получение сертификата утрачено, истец понес убытки в размере 1 235 965,50 рублей.

Представитель администрации г. Барнаула в судебном заседании против требований возражала, по доводам изложенным в письменных возражениях. Указала, что сертификат на получение денежных средств на строительство или приобретение жилья в рамках программы «Молодая семья» является мерой социальной поддержки и не может рассматриваться в качестве убытков. Кроме того, при должной осмотрительности истец при приобретении земельной участка должен был проверить о градостроительных ограничениях, которые распространялись на данный земельный участок.

Представитель ответчика Барнаульская городская Дума в судебном заседании против требований возражала, по доводам письменного отзыва, также указала, что социальная выплата имеет целевое назначение на приобретение или строительство жилья, при удовлетворении требований невозможно будет отследить целевое использование денежных средств.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П, от 15 декабря 2011 года N 28-11 от 08 июля 2014 года N 21-П имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Согласно части 2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 года, а в качестве ее составной части – подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования

Для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 (далее – Правила).

В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка или более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более соответсвующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 названных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), семьи могут использовать социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

В соответствии с п. 2 Правил, социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда);

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно п.5 Правил, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

В соответствии с письмом управления молодежной политики и реализации программ общественного развития .... от ДД.ММ.ГГГГ срок действия свидетельства на территории Алтайского края составляет 5 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

Согласно п.50 Правил, социальная выплата считается предоставленной участнику государственной программы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств на цели, предусмотренные пунктом 2 Правил.

Согласно п.52 Правил, в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Судом установлено и следует из материалов дела, семья ФИО1 составом два человека признана участницей Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на ДД.ММ.ГГГГ годы, что подтверждается письмом комитета по делам молодежи администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО1 составом три человека выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 1 235 965,50 рублей. Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ.

В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ АО «Российский Сельскохозяйственный банк» открыл ФИО1 расчетный счет, как владельцу Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи ФИО1 приобрел земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: Российская Федерация, ...., площадью 1010 кв.м., вид разрешенного использования: осуществление жилищного строительства и строительство объектов социальной инфраструктуры, что подтверждается договором купли-продажи, выпиской из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в администрацию Центрального района г. Барнаула уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства двухэтажного индивидуального жилого дома по адресу: .....

Уведомлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 извещен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: .... по следующим основания: в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный земельный участок находится в территориальной зоне озелененных территорий специального назначения (СН-3). Градостроительным регламентом территориальной зоны СН-3 строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 исключена из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» в городе Барнауле в связи с тем, что в течение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смогли воспользоваться социальной выплатой.

Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

К таким характеристикам относится вид разрешенного использования земельного участка и ограничения в его использовании.

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицами эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Пунктом 2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Частью 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план городского округа – города Барнаула Алтайского края.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула.

Решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ в Правила землепользования и застройки внесены изменения

Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение 4 «Карта функциональных зон» Генерального плана городского округа – города Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в части распространения функциональной зоны озелененных территорий специального назначения на территорию земельного участка по ...., приложение 1 «Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории» Правил землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в части распространения территориальной зоны озелененных территорий специального назначения (СН-3) на земельный участок по .....

В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст.16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Таким образом, для взыскания вреда лицо, требующее его возмещения, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда.

Положениями ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В данном случае, предоставление социальных выплат на приобретение жилья определяются федеральным законодательством и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Предусмотренная федеральной целевой программой «Жилище» социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, поскольку молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии.

При этом, как следует из п.50 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата считается предоставленной участнику государственной программы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств на цели, предусмотренные пунктом 2 Правил, а не с момента выдачи свидетельства.

При таких обстоятельствах денежные средства, заявленные к взысканию, нельзя отнести к убыткам, поскольку неполученная социальная выплата не является реальным ущербом (утрата или повреждение имущества потерпевшего) либо неполученным доходом (упущенной выгодой).

Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений представителя истца, земельный участок по .... в .... приобретен ФИО1 после выдачи ему свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ с целью строительства на нем индивидуального жилого дома. Вместе с тем, до приобретения земельного участка, истец в компетентные органы по вопросу определения территориальных зон на земельном участке не обращался, при этом информация о приобретаемом участке была доступна и открыта для истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец до приобретения земельного участка не проявил должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него с учетом характера возможных последствий.

Также, учитывая п.52 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования от ДД.ММ.ГГГГ , семья ФИО1 вправе была повторно подать заявление и документы для участия в государственной программе на общих основаниях.

Таким образом, суд не находит оснований, предусмотренных действующим законодательством для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 21.08.2024.

Судья С.А. Неустроева

2-3756/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Капустин Роман Сергеевич
Ответчики
Барнаульская городская Дума
Администрация г.Барнаула
Другие
Комитет по делам молодежи г. Барнаула.
Лапин Алексей Анатольевич
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Неустроева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2024Передача материалов судье
23.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2024Предварительное судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024Дело оформлено
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее