ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8671/2017 председательствующий судья суда первой инстанции Кудникова Ю.В.
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 октября 2017 г. гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Рогозина К.В. |
судей: |
Подлесной И.А., Синани А.М., |
при секретаре: |
Евдокимовой А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 мая 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску Захаровой Марины Викторовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым о признании незаконным решения, о понуждении к совершению определённых действий
УСТАНОВИЛА:
05 апреля 2017 года Захарова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии № 19307/17 от 10 февраля 2017, обязании назначить пенсию с 26 января 2017, обязании включить в стаж периоды ее работы: с 08 апреля 1997 года по 31 марта 2004 года - санитарка-уборщица в «Белогорском детском доме-интернате»; с 01.04.2004 года по 09 октября 2006 года - санитарка-палатная в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»; с 02 января 2009 года по 01 января 2009 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»; с 02 января 2009 года по 19 ноября 2014 года - младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»; с 20 ноября 2014 года по 31 декабря 2014 - младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 01 января 2015 по 11 января 2015 - младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 12 января 2015 по 15 октября 2015 - младшая медицинская сестра по уходу за больными в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 20 октября 2015 по 30 сентября 2016 - младшая медицинская сестра по уходу за больными в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов». Указала, что интернат, в котором она работала, предназначен для детей инвалидов, имеющих умственную отсталость, а также задержку в умственном и физическом развитии. Считает, что несовпадение наименования учреждения не может нарушать ее право на пенсию.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 мая 2017 года иск удовлетворен.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) № 19307/17 от 10 февраля 2017 года об отказе в назначении Захаровой Марине Викторовне досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Возложена на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) обязанность по включению Захаровой М.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды ее работы: с 08 апреля 1997 года по 31 марта 2004 года - санитарка-уборщица в «Белогорском детском доме-интернате»; с 01 апреля 2004 года по 13 марта 2006 года - санитарка-палатная в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»; м 09 октября 2006 года по 01 января 2009 года младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 02 января 2009 года по 01 января 2009 года - младшая медицинская сестра по уходу за больными в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»; с 02 января 2009 года по 19 ноября 2014 года - младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»; с 20 ноября 2014 года по 31 декабря 2014 - младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 01 января 2015 по 11 января 2015 - младшая медицинская сестра (санитарка-няня) в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 12 января 2015 по 15 октября 2015 - младшая медицинская сестра по уходу за больными в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов»; с 20 октября 2015 по 30 сентября 2016 - младшая медицинская сестра по уходу за больными в ГБУ РК «Белогорском доме - интернате для детей инвалидов».
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) назначить Захаровой М.В. с 26 января 2017 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.ЗО Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 мая 2017 года на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) возложена обязанность по включению Захаровой М.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды ее работы с 14 марта 2006 года по 08 октября 2006 года - санитарка-палатная в КРУ «Белогорский детский дом-интернат»
В апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, судом дана не надлежащая оценка доказательствам, неверно установленные фактические обстоятельства имеющие значение для дела. Указывает, что пунктом «г» Раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года №10, наименование учреждения детский дом-интернат, дом-интернат для детей инвалидов не предусмотрено, в связи с чем оснований для включения периодов работы истицы в «Белогорском детском доме-интернате» и ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей инвалидов» не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу Захарова М.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 16 января 2017 года Захарова М.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением отдела Пенсионного фонда РФ в Белогорском районе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от 14 февраля 2017 Захаровой М.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. В решении мотивированно тем, что к зачету в специальный стаж не принят ни один период работы, поскольку наименование детский дом-интернат и дом-интернат для детей инвалидов не соответствует Списку № 2, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10.
Из трудовой книжки Захаровой М.В. следует, что она 08 апреля 1997 года принята на должность санитарки уборщицы в Белогорский детский дом-интернат; 01 апреля 2004 года переведена санитаркой палатной; 09 октября 2006 года имеется запись о том, что должность санитарка палатная изменена на должность младшая медицинская сестра по уходу за больными по результатам аттестации рабочих мест; 14 марта 2006 года Белогорский детский дом-интернат переименован в Крымское республиканское учреждение «Белогорский детский дом-интернат»; 02 января 2009 года должность младшей медицинской сестры по уходу за больными изменена на должность младшая медицинская сестра (санитарка-няня); 20 ноября 2014 года Крымское республиканское учреждение «Белогорский детский дом-интернат» переименовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Белогорский дом - интернат для детей - инвалидов» 12 января 2015 года должность младшей медицинской сестры (санитарка - няня) изменена на младшую медицинскую сестру по уходу за больными; 30 ноября 2015 на основании проведения специальной оценки условий труда установлен итоговый класс В3.2.
Из справки № 69 от 07 февраля 2017 уточняющей особый характер работы Захаровой М.В. следует, что истица работает в ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей - инвалидов» полный рабочий день с 08 апреля 1997 по настоящее время. В справке не указаны периоды, не подлежащие включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно ответа директора Белогорского дома - интерната для детей инвалидов № 295 от 25 мая 2017 года в период работы Захаровой М.В. с 08 апреля 1994 по 30 сентября 2016 в учреждении находились воспитанники категории ребенок - инвалид с диагнозами F70 - умственная отсталость легкая; F71 - умственная отсталость умеренная; F72 - умственная отсталость тяжелая; F73 - умственная отсталость глубокая; F84 - детский аутизм. Данные заболевания относятся к разделу V Психические расстройства и расстройства поведения (F00- F99) Международной классификации болезней созыва МКБ-10, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, утвержденной Минздравом РФ от 25 1998 № 2000/52-98.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 30 Федерального Закона №400-ФЗ «О федеральных страховых пенсиях», Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года №10, указа Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года №1-31-У «О порядке применения раздела 25 списка №2 утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года №10, исходил из того, что Захарова М.В. в указанные ей периоды, свыше 10 лет осуществляла работу с тяжелыми условиями труда, имеет страховой стаж более 20 лет, в связи с чем требования истицы о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости являются обоснованными.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, подробно приведены в мотивировочной части решения, и оснований считать их неправильными не имеется.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно статье 6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 6 статьи 11 данного Закона, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2);
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Согласно разделу XXIV Списка № 2 правом на досрочное назначение пенсии пользуется младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных: в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка; в домах-интернатах для психических больных, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей системы социального обеспечения.
В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года № 1-31-У «О порядке применения раздела 24 Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.
Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что истец в спорные периоды работала в специализированном учреждении детском доме-интернате - для детей инвалидов с диагнозами: умственная отсталость -легкая, -умеренная, -тяжелая, -глубокая; детский аутизм, в должностях, относящихся к должностям младшего медицинского персонала, полный рабочий день была занята непосредственным обслуживанием больных детей. Согласно Международной классификации болезней 10 созыва СКБ-10 принятой 43-й Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, утвержденной Минздравом Российской Федерации 25 мая 1998 года №2000/52-98, приведенные выше диагнозы относятся к разделу V «психические расстройства и расстройства поведения»
Следует отметить, что выполнение функций санитарки-уборщицы, санитарки-палатной и младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитарки-няни невозможно без постоянного нахождения в помещениях учреждения, в которых находятся дети-инвалиды, без контакта с постельным бельем, одеждой, предметами гигиены, что свидетельствует о непосредственном обслуживании больных, т.е. в спорные периоды работы в должности палатной санитарки и младшей медицинской сестры (санитарки-няни) истица в полном объеме выполняла функциональные обязанности, связанные с непосредственным обслуживанием детей-инвалидов.
Таким образом, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Захаровой М.В.
Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что пунктом «г» Раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года №10, наименование учреждения детский дом-интернат, дом-интернат для детей инвалидов не предусмотрено, в связи с чем оснований для включения периодов работы истицы в «Белогорском детском доме-интернате» и ГБУ РК «Белогорский дом-интернат для детей инвалидов» не имеется, то следует отметить следующее.
Согласно Устава «Белогорского детского дома-интерната» от 17 марта 1995 года, Устава КРУ «Белогорский детский дом-интернат» от 22 сентября 2009 года и Устава от 12 апреля 2012 года, Белогорский детский дом-интернат, является социально-медицинским учреждением для постоянного проживания детей с глубокой умственной отсталостью, физическими отклонениями, психическим расстройством, которые требуют постороннего ухода, бытового и медицинского обслуживания, образовательных реабилитационных услуг. Целями учреждения является обеспечение надлежащих условий для проживания, обучения, воспитания, медицинской и социальной реабилитации и предоставление медицинской помощи воспитанникам с физическими и/или умственными отклонениями в развитии и психическими расстройствами.
В Уставе ГБУ РК «Белогорский детский дом-интернат для детей инвалидов» указано, что бюджетное учреждение призвано способствовать осуществлению социальной защиты умственно-отсталых детей, проживающих в бюджетном учреждении, путем стабильного материально-бытового обеспечения, создания для них достойных условий жизни и благоприятного климата; осуществлению мероприятий по медико-социальной реабилитации инвалидов с целью восстановления ил компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, а также к видам деятельности учреждения отнесена организация ухода и надзора за умственно отсталыми детьми, их досуга, оказанию медицинской помощи, проведению лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.
Из чего следует, что данное учреждение относится к учреждениям здравоохранения, которое, исходя из имеющихся в материалах сведений с 1995 года всегда, несмотря на переподчинение и изменение наименований, без перерывов во времени и изменения профиля работало как социально-медицинским учреждение для постоянного проживания детей с умственной отсталостью различной степени, физическими отклонениями, психическим расстройством, которые требуют постороннего ухода, бытового и медицинского обслуживания, образовательных реабилитационных услуг.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает необоснованным довод жалобы о несоответствии наименования учреждения, в котором работала истец, Списку N 2, поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истца в указанной должности.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на неправильное толкование норм материального права, потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий: |
Судьи: |