Докладчик Фомина Н.Э. Апелляционное дело № 33а-4886/2021 Судья Кондакова Т.Г. Административное дело №2а-2502/2021
УИД 21RS0022-01-2021-003588-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Фоминой Н.Э., Кудряшовой Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального казённого учреждения исправительная колония № 3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии об установлении административного надзора в отношении Тумакова Николая Евгеньевича, поступившее по апелляционному представлению прокурора Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики, апелляционной жалобе Тумакова Н.Е. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 06 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фоминой Н.Э., судебная коллегия
установила:
Федеральное казённое учреждение исправительная колония №3 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (далее ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Тумакова Н.Е.
Требования мотивированы тем, что Тумаков Н.Е. отбывает наказание за совершение тяжких преступлений, при опасном рецидиве преступлений, подлежит освобождению 01 января 2022 года. Административный истец просит установить в отношении Тумакова Н.Е. административный надзор сроком на 8 лет и возложить на него административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запретить пребывание в заведениях, где реализуются спиртные напитки.
Административный истец ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии явку своего представителя на судебное заседание суда первой инстанции не обеспечил.
Административный ответчик Тумаков Н.Е. отбывающая наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, участвуя в судебном заседании суда первой инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи, административный иск не признал, возражал против установления административных ограничений, ссылаясь на невозможность их исполнения и просил определить обязательную явку в органы внутренних дел один раз в месяц.
Прокурор Клячкова Ю.Ю., участвуя в судебном заседании суда первой инстанции, полагала заявление подлежащим удовлетворению.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 06 октября 2021 года установлен административный надзор в отношении Тумакова Н.Е. на 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с установлением административных ограничений: обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные надзирающим органом; запрета на пребывание в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Не согласившись с решением, прокурор внес апелляционное представление, в котором не оспаривая решение в части наличия правовых оснований для установления административного надзора и административных ограничений указал, что Тумаков Н.Е. признан виновным приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 04 октября 2017 года по отбытии которого назначается административный надзор. При установлении административного надзора в решении отсутствует ссылка на указанный приговор, что затрудняет исполнение решения суда ввиду его неточности.
В апелляционной жалобе Тумаков Н.Е. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просит решение суда отменить и пересмотреть в части периодичности явки в отдел внутренних дел по месту жительства для регистрации, определив явку один раз в месяц.
Прокурор Михайлова Я.С., участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поддержала апелляционное представление прокурора Новочебоксарска Чувашской Республики, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Ответчик Тумаков Н.Е., в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об участии в в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
Учитывая, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В статье 6 названного Закона указано, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, и прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Верховным Судом Российской Федерации в п. 1 Постановления Пленума от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения (далее - поднадзорное лицо), таких ограничений (далее - административный надзор).
Исходя из изложенного административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 2 Закона об административном надзоре).
На основании п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тумаков Н.Е. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных № Уголовного кодекса РФ и ему, приговором Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 04 октября 2017 года, на основании ч.3 ст.69 Уголовного кодекса РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно определено наказание в виде лишения свободы сроком 4 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
В приговоре суда нашло отражение, что преступное деяние совершено Тумаковым Н.Е. при особо опасном рецидиве преступлений.
Начало срока отбывания наказания 04 октября 2017 года.
Назначенное наказание административный ответчик отбывает в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике, откуда подлежит освобождению по отбытии срока 10 января 2022 года.
Преступления, предусмотренное <данные изъяты> Уголовного кодекса РФ, в силу ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса РФ относятся к категории тяжких преступлений, срок погашения судимости за которые, в соответствии с п. "г" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляет 8 лет.
То есть, суд первой инстанции верно определил наличие оснований для установления в отношении административного ответчика, имеющего непогашенную и неснятую судимость, за совершение преступного деяния при опасном рецидиве преступлений, административного надзора, сроком 8 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается со сроком административного надзора, определенного в оспариваемом судебном акте, а также с порядком его исчисления в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона об административном надзоре, и установленными административными ограничениями, обоснование выбора которых нашло достаточную аргументацию в решении суда.
По мнению судебной коллегии, установленные в отношении Тумакова Н.Е. административные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, могут оказать на него индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
Определяя виды административных ограничений, суд первой инстанции исходил из личности осужденного Тумакова Н.Е., характера и степени общественной опасности совершенных Тумаковым Н.Е. преступлений, имеющиеся нарушения внутреннего распорядка, не снятые и не погашенные взыскания, наличие поощрений, в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможности совершения им противоправных деяний, оказания на осуждённого индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, пришел к выводу о необходимости установить Тумакову Н.Е. административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку все приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона.
Установленные судом ограничения соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, и перечню административных ограничений, определенному статьей 4 Закона, являются разумными с учетом обстоятельств и характера совершенных преступлений, поведения осужденного в местах лишения свободы, оснований для их пересмотра не имеется.
В связи с вышеизложенным, доводы жалобы об уменьшении количества явок на регистрацию не являются основанием к отмене или изменению решения, поскольку количество установленных явок определено в строгом соответствии с нормами Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, нарушений которого судом первой инстанции не допущено.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, в соответствии со статьей 10 Закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 64-ФЗ административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 упомянутого федерального закона, устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Суд первой инстанции, верно определив категорию преступлений, совершенных Тумаковым Н.Е. и установив срок административного надзора на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, не указал, приговор Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 04 октября 2017 года по отбытии которого назначается административный надзор, данное обстоятельство затрудняет исполнение решения суда ввиду его неточности.
В связи с изложенным, решение суда в данной части подлежит уточнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Уточнить абзац 1 решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 06 октября 2021 года изложив его в следующей редакции:
«Установить административный надзор в отношении Тумакова Николая Евгеньевича на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 04 октября 2017 года ».
В остальной части решение Новочебокарского городского суда Чувашской Республики от 06 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тумакова Е.Н. на указанное решение суда - без удовлетворения.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н.Евлогиева
Судьи Н.Э.Фомина
Р.Г.Кудряшова