Дело № 2-704/2021 |
УИД 02RS0006-01-2021-001144-65 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
30 августа 2021 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Палагина А.В., при секретаре Бадыкиной А.А., с участием истца Енчинова О.О., представителя истца Бахрамаевой С.В., представителя ответчика Куюковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енчинова Олега Осиповича к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Енчинов О.О. обратился в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район», в окончательной редакции просил признать за ним право на получение жилищной субсидии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31.03.2006 года; обязать Администрацию МО «Улаганский район» поставить Енчинова О.О. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «пенсионеры» с 31.03.2016 года с составом семьи два человека включая сына Енчинова Р.О.; взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что с 11.12.2003 года истец состоял на учёте граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии для приобретения жилья. В состав семьи истца входили супруга и сын. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» № 796 от 10.12.2018 года на основании подп. «д» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 879 Енчинов О.О. был снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий и исключен из списка. В период с 2012 по 2018 г.г. он имел в собственности квартиру в г. Горно-Алтайске площадью 34,8 кв.м, что менее нормы предоставления жилого помещения, составляющей 42 кв.м на семью из двух человек, а кроме того, подп. «д» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 879 утратил силу с 23.10.2020 года.
В судебном заседании истец Енчинов О.О. исковые требования поддержал, пояснил, что с 2003 года он состоял в очереди на получение северной квартиры с составом семьи из трёх человек, в число которых входила его супруга и сын. С 31.03.2006 года он вышел на пенсию, обращался в районную администрацию с заявлением о переводе его в категорию «пенсионеры». С 2012 года состав его семьи уменьшился, он исключил супругу, состоял в очереди с сыном с составом семьи из двух человек. В 2012 году он приобрёл квартиру в г. Горно-Алтайске площадью 34,8 кв.м, которую продал в 2018 году. Данное обстоятельство он не скрывал, об этом было известно ответчику, считает, что его несправедливо исключили из очереди для получения жилищной субсидии. Просил взыскать расходы на представителя Бахрамаеву С.В., которой по договору возмездного оказания услуг оплатил 30000 руб., оплата по договору произведена полностью.
Представитель истца по доверенности Бахрамаева С.В. исковые требования поддержала, пояснила, что само по себе приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера не может являться основанием для исключения из очереди на получение жилищной субсидии. Только обеспечение истца жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера свыше нормы предоставления жилья, которая на двух человек составляет 42 кв.м, может служить основанием для исключения из списка. Приобретя квартиру в г. Горно-Алтайске площадью 34,8 кв.м Енчинов О.О. не утратил признак нуждаемости в улучшении жилищных условий на семью из двух человек, однако районная администрация этого не учла и приняла постановление об исключении Енчинова О.О. из списка. По мнению представителя истца ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ не требует для получения субсидии обязательной совокупности условий по стажу не менее 15 лет и нуждаемости в жилье. Считает, что приобретя жилое помещение менее нормы предоставления жилья, Енчинов О.О. не утратил право на получении жилищной субсидии как лицо, выезжающее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку он соответствует условиям по наличию трудового стажа более 15 лет и нуждаемости в улучшении жилищных условий. Закон и постановление № 153 предусматривают, что при предоставлении субсидии её размер подлежит уменьшению на стоимость проданной квартиры, но не является основанием для снятия гражданина с учёта и исключения из очереди, что не было учтено районной администрацией.
Представитель ответчика Администрации МО «Улаганского района» действующая на основании доверенности Куюкова А.Б. исковые требования не признала, пояснила, что в связи с приобретением в 2012 году жилья в г. Горно-Алтайске более учетной нормы на одного члена семьи, Енчинов О.О. утратил право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов, приравненных к Крайнему Северу, в связи с чем в 2018 году он был снят с учёта и исключен из очереди на основании подп. «д» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.
Третье лицо Енчинов Р.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что постоянно проживает с отцом Енчиновым О.О. в <адрес>, при предоставлении субсидии желает выехать из районов, приравненных к Крайнему Северу.
Представитель третьего лица Минрегионразвития РА, действующая на основании доверенности Могильникова Е.Г. в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме, учесть наличие вступившего в законную силу решения Улаганского районного суда Республики Алтай № 2-325/2019 от 19.03.2019 года, которым оставлено без удовлетворения требование истца о признании незаконным постановления об исключении из очереди на получение жилищной субсидии и отказано восстановить Енчинова О.О. в списках граждан желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель третьего лица Минрегионразвития РА в судебное заседание не явился, документов подтверждающих уважительность причин своей неявки не представил, отложить рассмотрение дела не просил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, учетного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из преамбулы Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее также - Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ) следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 11.12.2003 года № 57-с Енчинов О.О. поставлен на учёт для улучшения жилищных в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «работающие».
На момент постановки на учёт 11.12.2003 года Енчинов О.О. имел общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 календарных лет, не имел прав на жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
31.03.2006 года Енчинову О.О. была назначена трудовая пенсия по старости, что подтверждается сведениями из УПФР в Улаганском районе РА.
06.06.2006 года Енчинов О.О. обращался в Администрацию МО «Улаганский район» с заявлением (рапортом) об отнесении его к категории «пенсионеры», с составом семьи три человека, в число которых входила супруга ФИО13., сын Енчинов Р.О.
С 2008 по 2018 гг. Енчинов О.О. ежегодно подтверждал свое право и желание быть участником мероприятия и проходил перерегистрацию в качестве участника программы переселения.
07.06.2011 года Енчинов О.О. расторг брак с супругой ФИО14., что подтверждается записью акта о расторжении брака № 22 от 07.07.2011 года. Таким образом, состав семьи Енчинова О.О. уменьшился до двух человек.
24.12.2012 года Енчинов О.О. приобрел за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилое помещение (квартиру) площадью 34,8 кв.м, <адрес>, собственником которого был по 10.07.2018 года, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
После 10.07.2018 года Енчинов О.О. не имел в собственности жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
10.12.2018 года постановлением Администрации МО «Улаганский район» № 769 на основании подп. «д» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 879 Енчинов О.О. снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий и исключен из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
19.03.2019 года вступившим в законную силу решением Улаганского районного суда Республики Алтай отказано в удовлетворении иска Енчинова О.О. к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления 10.12.2018 года № 769 в части исключения из списка незаконным, о восстановлении в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.Как отмечалось выше, право на предоставление жилищных субсидий гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрено нормами Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Статьей 1 данного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, действовавшей на момент принятия решения об исключении истца из списка) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, вопреки доводам представителя истца, кроме наличия соответствующего трудового стажа, отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо нуждаемость в улучшении жилищных условий, являлись необходимыми условиями для получения права на получение жилищных субсидий, как в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, так и в действующей редакции данной статьи, которая связывает понятие обеспеченности жилыми помещениями с наличием у заявителя общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ.
При этом суд отмечает, что согласно ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты постановки на учет.
Из материалов дела следует, что истец Енчинов О.О. был учтён как нуждающийся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Действующая норма ст. 50 ЖК РФ предусматривает, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании было исследовано постановление Президиума Верховного Совета Республики Алтай от 21.01.1993 года № 5, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющими обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,5 кв.м (п. 7 раздел II Постановления), а предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение (благоустроенное) должно иметь площадь не менее 12 кв.м на одного человека (п. 42 раздел Y Постановления).
По состоянию на 24.12.2012 года, дату приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в г. Горно-Алтайске учётная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учёт составляла 11 кв.м на одного члена семьи согласно постановлению Администрации г. Горно-Алтайска от 21.03.2006 года № 33.
Из решения Совета депутатов МО «Улаганский район» от 21.09.2007 года № 39-1 следует, что учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, составляет также 11 кв.м общей площади на одного члена семьи.
Таким образом, исходя из размера учетной нормы, определяющей уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями, в связи с приобретением 24.12.2012 года жилого помещения площадью 34,8 кв.м на семью из двух человек, Енчинов О.О. утратил предусмотренное ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ право на получение жилищной субсидии, поскольку перестал соответствовать условию нуждаемости в жилых помещениях за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В этой связи 10.12.2018 года Енчинов О.О. обоснованно был снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий и исключен из списка участников государственной программы переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что также установлено вступившим в законную силу решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 19.03.2019 года по спору между Енчиновым О.О. и Администрацией МО «Улаганский район».
Утратив право на получение жилищной субсидии в связи с приобретением 24.12.2012 года за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилого помещения площадью 34,8 кв.м на семью из двух человек, Енчинов О.О. произвел отчуждение указанного жилого помещения 10.07.2018 года, что с учётом условий ст. 53 ЖК РФ не позволяет в настоящее время признать истца имеющим право на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Довод представителя истца о необходимости принятия во внимание при определении нуждаемости нормы предоставления жилого помещения, составляющей 42 кв.м на семью из двух человек, а не учётной нормы, составляющей 11 кв.м на человека, суд полагает основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку одним из обязательных условий наличия права на получение субсидии для приобретения жилья является отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а в случае, если жилые помещения имеются, граждане должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий, что определяется в соответствии со ст. 50 ЖК РФ (ранее согласно ст. 29 ЖК РСФСР).
Довод представителя истца о необходимости применения к спорным правоотношениям абз. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ и подп. 15.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2016 года № 153, согласно которым отчуждение жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, не является основанием для снятия с учета, а указывает на изменение суммы сертификата за вычетом стоимости имущества, отчуждение которого произведено, суд также отклоняет, поскольку указанные нормы не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку применяются в отсутствие оснований для снятия граждан с учета, тогда как в данном случае, истец утратил право на получение указанной выше меры социальной поддержки.
Довод представителя истца о том, что подп. «д» п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утратил силу с 23.10.2020 года не свидетельствует о незаконности снятия Енчинова О.О. с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий 10.12.2018 года, либо о возникновении у истца права на получение жилищной субсидии в настоящее время, поскольку и действующая редакция указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 требует от заявителя наличие оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которая в свою очередь предусматривает условие обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 ЖК РФ.
Таким образом, суд не находит оснований для признания за Енчиновым О.О. права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд учитывает, что решение состоялось в пользу ответчика и с учётом ст. 98 ГПК РФ не находит оснований для возмещения с ответчика суммы государственной пошлины и понесённых истцом расходов на представителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Енчинова Олега Осиповича к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31.03.2006 года в категорию «пенсионеры» с составом семьи включая сына Енчинова Романа Олеговича, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 03.09.2021 года.
Председательствующий |
А.В. Палагин |