Дело № 33-7684/2022 (№ 2-945/2022)
УИД 59RS0004-01-2021-008569-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Бабиновой Н.А., Заривчацкой Т.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.,
рассмотрела 17.08.2022 в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27.01.2022, которым постановлено:
«Возложить на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» обязанность выплатить Кургановой Людмиле Тимофеевне ежегодную денежную выплату на оздоровление за 2018 год в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Пермского края от 13.02.2013 №52-п «О реализации Закона Пермского края от 20 декабря 2012 г. №146-ПК «О ветеранах труда Пермского края».
Взыскать с ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» в пользу Кургановой Людмилы Тимофеевны компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., почтовые расходы в сумме 260,50 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в оставшейся части отказать».
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Курганова Л.Т. обратилась в суд с иском к ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», с учетом уточнений о возложении на ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» обязанности выплатить компенсацию на оздоровление за 2018 год в соответствии с Законом Пермского края «О ветеранах труда Пермского края», взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 руб., почтовых расходов в сумме 611,50 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Курганова Л.Т. является ветераном труда Пермского края, не получила ежегодную денежную выплату на оздоровление за 2018 год. С соответствующим заявлением истец обращалась в отдел соцзащиты Индустриального района г. Перми в январе 2018 года с представлением необходимых документов, выплаты не последовало. 25.04.2019 повторно обратилась в тот же отдел с заявлением о компенсации, на что получила ответ об отказе в выплате. 15.11.2019 обратилась с заявлением к ответчику, письмом от 19.12.2019 в выплате было отказано. 13.05.2020 пакет документов повторно направлен в адрес ответчика, обращение оставлено без рассмотрения. В результате бездействия ответчика испытала нравственные страдания, денежные средства необходимы для приобретения лекарственных препаратов.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик, указывая на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. Отмечает, что с 01.01.2019 Министерством социального развития Пермского края функции и полномочия по начислению и выплате денежных выплат и компенсаций переданы ГКУ «Центр социальных выплат и компенсации Пермского края» (далее – Учреждение). Заявления на получение ежегодной денежной выплаты на оздоровление, рассмотренные до 01.01.2019, хранятся в территориальных управлениях Министерства социального развития Пермского края, Учреждение располагает лишь информацией о назначении и выплате указанной меры социальной поддержки, содержащейся в ЕАИС «Социальный регистр населения», согласно сведениям которой, заявление о назначении ежегодной выплаты на оздоровление за 2018 год от истца в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Индустриальному району г. Перми не поступало. Полагает, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по назначению и выплате указанной меры социальной поддержки до 01.01.2019 были возложены на Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края. Указывает, что назначение и получение ежегодной денежной выплаты на оздоровление осуществляется в заявительном порядке только за текущий обращению календарный год, не может производиться автоматически без обращения гражданина. Выражает несогласие с выводом суда, обращая внимание на то, что данные правоотношения не регулируются абз. 4 п. 10 Порядка осуществления социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13.02.2013 № 52-п, поскольку сумма выплаты не была начислена истцу, ввиду того, что с заявлением о назначении и выплате ежегодной денежной выплаты на оздоровление истец не обращалась. Полагает, что в удовлетворении требований о взыскании морального вреда истцу следует отказать в полном объеме, поскольку нарушения в действиях ответчика отсутствуют.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменных ходатайств об отложении дела не заявляли, причины неявки не указали.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (ст. 8 Федерального закона «О ветеранах»).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона «О ветеранах»).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Пермского края от 20.12.2012 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» (далее – Закон о ветеранах труда Пермского края) ветеранам труда Пермского края, ежемесячный доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Пермском крае, предоставляется мера социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление в размере 5 000 рублей с последующей ежегодной индексацией.
Размер индексации ежегодной денежной выплаты на оздоровление предусматривается законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год (ч. 2 ст. 4 Закона о ветеранах труда Пермского края).
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона о ветеранах труда Пермского края порядок осуществления социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление, порядок определения ежемесячного дохода ветерана труда Пермского края и перечень видов доходов, учитываемых при расчете ежемесячного дохода ветерана труда Пермского края, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 13.02.2013 № 52-п «О реализации Закона Пермского края от 20.12.2012 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края» утвержден Порядок осуществления социальной поддержки в форме ежегодной денежной выплаты на оздоровление (далее – Порядок).
В силу п. 2 указанного Порядка право на получение ежегодной денежной выплаты имеют лица, удостоенные звания «Ветеран труда Пермского края», постоянно проживающие на территории Пермского края, ежемесячный доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Пермском крае.
Как указано в п. 3 Порядка ежегодная денежная выплата производится в размере, установленном Законом Пермского края от 20.12.2012 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края».
Согласно п. 4 указанного Порядка ежегодная денежная выплата назначается подведомственным Министерству социального развития Пермского края учреждением в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (далее – уполномоченная организация) по месту жительства граждан на основании заявления по форме согласно приложению к настоящему Порядку и следующих документов:
копии документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала;
копии удостоверения ветерана труда Пермского края с предъявлением оригинала;
документов, подтверждающих доход гражданина за двенадцать последних месяцев, предшествовавших месяцу обращения (далее - расчетный период) (при отсутствии дохода представляется копия трудовой книжки, при отсутствии трудовой книжки - сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающие отсутствие дохода).
Согласно абз. 9 п. 4(2) Порядка в случае если документы, подтверждающие сведения о начисленной заработной плате (денежном содержании (вознаграждении) и иных выплатах, начисленных за отработанное время), доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица, представляются гражданином, не представлены гражданином, уполномоченная организация направляет межведомственный запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, на которые начислены страховые взносы на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Сведения о суммах выплаченных (выплаченной) пенсий (пенсии) запрашиваются уполномоченной организацией в рамках межведомственного информационного взаимодействия (абз. 10 п. 4(2) Порядка).
В соответствии с абз. 15 п. 4(2) Порядка решение о назначении (об отказе в назначении) ежегодной денежной выплаты принимается уполномоченной организацией в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления с полным комплектом документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, в том числе полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Ежегодная денежная выплата назначается сроком на один год с 1 января по 31 декабря текущего года, но не ранее возникновения на нее права и выплачивается один раз в год в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о ее назначении (абз. 16 п. 4(2) Порядка).
В силу абз. 17 п. 4(2) Порядка решение о назначении (об отказе в назначении) ежегодной денежной выплаты направляется гражданину в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Согласно абз. 18 п. 4(2) Порядка в случае если у гражданина изменились обстоятельства, по которым ему было отказано в назначении ежегодной денежной выплаты, он вправе обратиться за ее назначением в соответствии с настоящим Порядком.
Информация о предоставлении ежегодной денежной выплаты размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО). Размещение (получение) указанной информации в ЕГИССО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (абз. 19 п. 4(2) Порядка).
В соответствии с п. 4(3) Порядка основаниями для отказа в назначении ежегодной денежной выплаты являются: превышение величины ежемесячного дохода гражданина над двукратной величиной прожиточного минимума, установленной в Пермском крае для пенсионеров на дату подачи заявления; получение гражданином мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и законами Пермской области и Пермского края по другим основаниям; представление гражданином недостоверных сведений.
Согласно п. 7 Порядка уполномоченная организация на основании документов, представленных в соответствии с п. 4 настоящего Порядка, формирует выплатное дело гражданина, сведения о гражданине и его доходе вносит в базу данных единой автоматизированной информационной системы «Социальный регистр населения».
Как указано в п. 9 Порядка организация выплаты возлагается на Министерство социального развития Пермского края (далее – Министерство).
В силу абз. 1 п. 10 Порядка ответственность за назначение и предоставление ежегодной денежной выплаты несут руководители уполномоченных организаций
Начисленные суммы выплаты, которые не были востребованы гражданином после 10 января 2016 г., выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ее получением в соответствии с настоящим Порядком (абз. 4 п. 10 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Курганова Л.Т. является ветераном труда Пермского края, пенсионером по старости (л.д. 39).
25.04.2019 истец обратилась в ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» с заявлением о выплате ежегодной денежной компенсации на оздоровление за 2018 год (л.д. 10). Письмом от 08.09.2019 в предоставлении выплаты истцу отказано в связи с отсутствием зарегистрированного заявления (л.д. 11).
15.11.2019 Курганова Л.Т. повторно обратилась к ответчику с заявлением о выплате ежегодной денежной компенсации на оздоровление как ветерану труда Пермского края за 2018 год (л.д. 18). Письмом от 19.12.2019 ответчик в назначении компенсации отказал ввиду отсутствия заявления-декларации истца (л.д. 19-20).
13.05.2020 истец вновь обратилась к ответчику с заявлением установленной формы о назначении ежегодной денежной выплаты на оздоровление ветерану труда Пермского края за 2018 год с приложением копий документов: паспорт, удостоверение ветерана труда Пермского края, трудовая книжка, сберегательная книжка, письмо депутату Законодательного собрания Пермского края Ш. (л.д. 23-24). Указанное заявление с приложениями вручено ответчику 03.06.2020 (л.д. 22), в установленном порядке не рассмотрено, решение о назначении указанной выплаты не принято.
Согласно справке ОПФР по Пермскому краю от 31.01.2022 размер ежемесячного дохода истца (пенсии) в 2018 году составлял ** руб. (л.д. 73), не превышал двукратной величины прожиточного минимума, установленной для пенсионеров в Пермском крае в соответствующие периоды (8 279 руб.).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Пермского края от 20.12.2020 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 13.02.2013 № 52-п «О реализации Закона Пермского края от 20.12.2020 № 146-ПК «О ветеранах труда Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2018 № 230-п, «Об установлении величины прожиточного минимума за I квартал 2018 года», Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2018 № 422-п «Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2018 года», исходил из того, что истец соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на назначение ежегодной денежной выплаты на оздоровление за 2018 год. Поскольку Курганова Л.Т. обращалась в адрес ответчика с соответствующим заявлением в установленном законом порядке, однако такое заявление ответчиком в нарушение установленных требований рассмотрено не было, суд первой инстанции признал данные действия (бездействие) ответчика нарушающими права истца на получение указанной выплаты, обязал выплатить Кургановой Л.Т. ежегодную денежную выплату на оздоровление за 2018 год.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком ввиду того, что предметом иска является не предоставление социальной выплаты за 2018 год, а в 2018 году уполномоченным лицом по начислению и выплате ежегодной денежной выплаты на оздоровление являлось Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Индустриальному району г. Перми, судебной коллегией признан несостоятельным.
Поскольку функции и полномочия по начислению и выплате мер социальной поддержки 01.01.2019 переданы Министерством социального развития Пермского края подведомственному Министерству учреждению в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан – ГКУ «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края», то надлежащим ответчиком по настоящему делу является именно Учреждение.
Довод, содержащийся в апелляционной жалобе, о том, что назначение и получение ежегодной денежной выплаты на оздоровление осуществляется в заявительном порядке только за текущий обращению календарный год, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на ошибочном понимании норм материального права.
Согласно абз. 4 п. 10 Порядка начисленные суммы выплаты, которые не были востребованы гражданином после 10.01.2016, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ее получением в соответствии с настоящим Порядком.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что обратиться за назначением и выплатой ежегодной денежной выплаты на оздоровление за 2018 год истец вправе в срок до 31.12.2021.
Курганова Л.Т. неоднократно обращалась с соответствующим заявлением к ответчику в пределах срока: 25.04.2019, 15.11.2019, 13.05.2020, однако ее заявление не было рассмотрено ответчиком, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право истца на получение ежегодной денежной выплаты на оздоровление за 2018 год нарушено.
Довод апелляционной жалобы о том, что оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца не имеется, поскольку нарушений прав истца со стороны Учреждения не допущено, судебной коллегией отвергается, поскольку является необоснованным.
На основании п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абз. 2 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Для привлечения к ответственности в виде компенсации морального вреда юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, то есть установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Таким образом, в связи с установлением факта нарушения права истца как ветерана труда Пермского края на получение мер социальной поддержки, направленных на создание достойных условий жизни отдельным категориям граждан, сохранение их здоровья, поддержание жизнедеятельности, а также причинение истцу нравственных страданий суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании с Учреждения в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда в сумме 2000 руб. судом первой инстанции обоснованно учтены: длительность нарушения права (2019 – 2022 гг.), индивидуальные особенности истца (пенсионный возраст, наличие хронических заболеваний, нуждаемость в дорогостоящих лекарственных средствах), значимость защищаемого права, требования разумности и справедливости.
Проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда по доводам жалобы свидетельствует о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 27.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи