УИД 23RS0015-01-2024-002060-49 К делу № 2-1739/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 26 сентября 2024 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Кузнецовой М.Ю.
с участием помощника
Ейского межрайонного прокурора Терещенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Краснодарского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Ейск-Порт-Виста», третье лицо – Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования,-
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Краснодарского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд и с учетом уточненных требований просит обязать ООО «Ейск-Порт-Виста» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать отделение главного механика, территорию вдоль причалов № и №, прилегающую к железной дороге, и расположенные в водоохранной зоне Азовского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании помощник Ейского межрайонного прокурора ФИО\4 поддержал исковые требования, просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – ООО «Ейск-Порт-Виста», представитель по доверенности ФИО\5 в судебном заседании просит решение вынести на усмотрение суда.
Третье лицо - Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, представитель в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что требования заместителя Краснодарского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Краснодарской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий в деятельности ООО №Ейск-Порт-Виста» выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в морском порту Ейск, связанные с отсутствием сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, заиления и истощения вод в отделении главного механика, на территории, прилегающей к административному зданию и территории вдоль причалов №, №, прилегающих к железной дороге, и расположенной в водоохранной зоне Азовского моря.
Ответчик имеет бессрочную лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах от ДД.ММ.ГГГГ МР-4 №, в соответствии с которой может перегружать опасные грузы на причале №.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пирсы и причалы являются инженерно-техническими сооружениями, которые отнесены к портовым гидротехническим сооружениям.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено понятие технического регламента, в соответствии с которым – это документ, который устанавливает обязательное для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта установлены положениями «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Технический регламент).
На основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон 7-ФЗ) экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34 Закона 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 85 Водного кодекса Российской Федерации в водоохранной зоне устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Также, п. 171 и 174 Технического регламента установлено, что дренажные системы, отстойники, системы оборотного водоснабжения и ввода флокулянтов для осаждения мелких фракций и другие системы причалов необходимо содержать в исправном состоянии. Система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со ст. 33 Закона 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Требованиями ст. 27 Закона 174-ФЗ установлено, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно п. 3.5 Государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-О (далее –ГЭЭ), при осуществлении планируемой хозяйственной деятельности на предприятии образуются следующие категории сточных вод: хозяйственно-бытовые сточные воды; поверхностные сточные воды (сточные воды от смыва с пола в насосной верхнего слива, дождевые сточные воды с технологических площадок и лотков сливной железнодорожной эстакады).
Пунктом 3.6 предусмотрено, что к мероприятием по охране водных объектов относится в том числе обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок.
В разделе 5 ГЭЭ «Замечания и предложения по результатам государственной экологической экспертизы» указано, что в соответствии со ст. 65 ВК РФ необходимо обеспечить мероприятия по охране водного объекта, по выполнению установленного режима ограничений хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны водного объекта. Не допускать сброса сточных вод в водный объект при несоответствии условий сброса требованиям водного законодательства. Обеспечить технически исправное состояние инженерных сетей для сбора и отведения сточных вод. Выполнить своевременное обслуживание очистных сооружений и элементов системы ливневой канализации.
Вместе с тем, надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение вышеуказанных требований территория отделения главного механика, территория, прилегающая к административному зданию, и территория вдоль причалов № и №, прилегающую к железной дороге, и расположенные в водоохранной зоне Азовского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Обустройство объектов ООО «Ейск-Порт-Виста» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, необходимо в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
В связи с выявленными нарушениями в сфере охраны окружающей среды и природопользования прокуратурой генеральному директору ООО «Ейск-Порт-Виста» ДД.ММ.ГГГГ за исх. №/Прдп110внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены частично.
Так, согласно информации генерального директора ООО «Ейск-Порт-Виста» от ДД.ММ.ГГГГ № в целях реализации строительства ливневой канализации разработан проект АОСТ3889-462-ИЛО ВК АО «Стройинжениринг» заключен договор с ООО «Ейск-Порт-Виста» № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение данного проекта. Строительство ливневой канализации запланировано в период с мая 2024 года по февраль 2025 года.
Вышеуказанные нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования могут привести к загрязнению, засорению и истощению водного объекта, а соответственно, к причинению вреда - окружающей среде, одному из ее компонентов - поверхностным водам.
На основании вышеизложенного суд считает исковые требования заместителя Краснодарского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ООО «Ейск-Порт-Виста» (ИНН 2306018390, ОГРН 1022301116320) юридический адрес организации – 353680, <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать отделение главного механика, территорию вдоль причалов № и №, прилегающую к железной дороге, и расположенные в водоохранной зоне Азовского моря, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) через Ейский городской суд в месячный срок с даты изготовления решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий