Дело № 12-117/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
п. Медведево 23 апреля 2021 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Попова С.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Аксамит» на постановление № ... начальника ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» от <...> года, которым
общество с ограниченной ответственностью «Аксамит», ОГРН 1171215010031, ИНН 1215221636, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул.Строителей, д.54, офис 409,
привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» Гизе Д.В. от <...> года ООО «Аксамит» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Аксамит» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, как незаконное и необоснованное. В дополнении к жалобе указывает, что ООО «Аксамит» признает факт совершения административного правонарушения, просит изменить постановление в части назначенного наказания, назначив предупреждение. Просит восстановить срок на обжалование указанного постановления.
В судебном заседании законный представитель - директор ООО «Аксамит» Зорин Д.В., защитник Яровиков А.С.признали факт нарушения, просили применить ст. 2.9 КоАП РФ или ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения, поскольку ООО «Аксамит» является субъектом малого предпринимательства, имеет неудовлетворительное финансовое состояние.Просили восстановить срок на обжалование указанного постановления.
В судебное заседание представитель ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» не явился, извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело без участия неявившегося лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы настоящего дела, изучив доводы жалобы, ходатайства прихожу к следующему.
Положениями абз. 1 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из смысла части 2 статьи 30.3 КоАП РФ и правовых позиций применения указанной нормы, установленных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1339-О, усматривается, что часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса, не предполагает возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Следовательно, пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен лишь в исключительных случаях, когда будут установлены уважительные причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» Гизе Д.В. от <...> года ООО «Аксамит» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Копия постановления получена законным представителем ООО «Аксамит» <...> года.
<...> года через АО «Почта России» ООО «Аксамит» направило жалобу в Медведевский районный суд, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42400055013387, однако почтовое отправление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
В судебном заседании законный представитель ООО «Аксамит» пояснил, что жалоба обратно отправителем не была получена, в связи с чем <...> года он обращался с заявлением на почту.
Изложенное в совокупности позволяет сделать вывод о том, что ООО «Аксамит» добросовестно пользовалось своими правами и имело намерение реализовать право на обжалование постановления в установленный законом срок, к чему принимало необходимые меры.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также обязанность органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, считаю процессуальный срок подлежащим восстановлению.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Абзацем 6 ч.1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
В силу абз. 7 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указанные в пункте 1 настоящей юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии с п. 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090 (далее Основные положения), техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила, Перечень).
В силу пунктов 28, 29 данных Правил (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.
В силу приведенных выше норм требование осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, невыполнение которого образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что <...> года в 11 часов 20 минут ... выявлена автомашина <данные изъяты>, с прицепом <данные изъяты> под управлением водителя ООО «Аксамит» К.С.В., осуществлявшего перевозку груза (асфальтоукладчика) с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортом инспектора ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от <...> года, протоколом об административном правонарушении от <...> года.
Обстоятельства нахождения автомашины МАЗ-6422, государственный регистрационный знак М240ВС, во владении ООО «Аксамит» в момент обнаружения правонарушения подтверждаются письменными объяснениями водителя Калинина С.В., которые были им даны <...> года ИДПС МО МВД России «Медведевский». Согласно данным пояснениям К.С.В. осуществлял перевозку груза по заданию руководства ООО «Аксамит», путевой лист ему не дали, предрейсовый медицинский осмотр и предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства не проводили.
При таких обстоятельствах должностное лицо, вынесшее постановление, пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Аксамит» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Исследуя доводы жалобы о несогласии с назначенным наказанием, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в необеспечении безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобиля - источника повышенной опасности - без надлежащего технического контроля транспортного средства в целях содержания его в исправном состоянии.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что совершенное ООО «Аксамит» административное правонарушение, выразившееся в эксплуатации транспортного средства с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, создавало угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, что свидетельствует об отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № ... начальника ОГИБДД МО МВД России «Медведевский» Гизе Д.В. от <...> года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аксамит» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аксамит» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток с момента его вручения или получения.
Судья С.С. Попова